МААМ-картинки

Народные традиции и обычаи как педагогическое средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Анастасия Михайлова
Народные традиции и обычаи как педагогическое средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Актуальность.

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Важная роль в духовно-нравственном воспитании отводится детскому саду. Стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы. История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные национальным традициям, обычаям как многовекового опыта народа, который широко используется в процессе нравственного воспитания в семье, передаётся из поколения в поколение как накопленное духовное богатство.

Публикация «Народные традиции и обычаи как педагогическое средство воспитания нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах

Слайд 2

Яркая культура русского народа складывается из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции – это нить, связывающая нас с прошлым. Приобщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков-славян, понять их обычаи и традиции.

Цель - показать, что народные традиции, обычаи являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• Изучить методы и приемы воспитания нравственности;

• Разработать рекомендации влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка;

• Провести практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье.

Традиции и обычаи как педагогическое творчество народа представляют разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение детей. Будучи общественным явлением, традиции, выступают также в виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.

Слайд 3

Традиции – это элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению нравственные ценности людей, жизненный опыт.

Обычай – принятые способы поведения людей в быту, труде, семье; то, что принято делать каждый день. Складывались традиции под влиянием образа жизни.

Слайд 4

Празднично-обрядовая культура. Какие основные зимние праздники – две святочные недели (святки? Основные зимние праздники – две святочные недели (святки) Рождество, Новый год и Крещение.

Слайд 5

Масленица (проводы зимы и встреча весны); с детьми проводы весны (лепка блинчиков, развлечение проводы зимы, чучело)

Слайд 6

Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи, красили яйца (Крашенки, посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались), приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»

Слайд 7

Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье, В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку.

Слайд 8

Сборы (хороводы, улицы)- летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса.

Слайд 9

Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»

Слайд 10

Обереги на Руси. Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей.

Слайд 11

А какие народные обереги знаете вы? Кукла оберег, кубышка-травница, кукла-утешительница, кукла-мотанка, кукла-оберег с колокольчиком, кукла из соломы.

Заготовки куклы-мотанки на столах. Оборудование: ножницы, нитки – пряжа.

Слайд 12

Формы работы с детьми.

- чтение художественной литературы;

- знакомство детей с традиционным русским костюмом;

- изготовление народных игрушек;

- для того, чтобы создать условия для духовно-нравственного воспитания, в группе можно создать центр народных традиций, центр патриотического-воспитания.

Используем в работе с детьми, обычай «Пасха» : поделки «Пасхальная крашенка», рисунки «Крашенки». Отмечаем масленицу: лепка «Блинчики»; традиция проводить «Каравай». Дети погружаются в атмосферу традиционной русской культуры, что вызывает живой интерес к духовным традициям русского народа.

Формирование у детей представление о многообразии народных культур, одновременно с положительным отношением к ним. Работая с детьми мы обеспечиваем воспитание на основе народных традиций, формируем национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями своего народа.

Слайд 13

Вывод:

Таким образом, знание истории народа, родного края, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, делает его сильнее умом, тверже характером. Приобщая детей к народным традициям мы воспитываем в них чувство национальной гордости. История и культура прошлого не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Культура и история цементируют связь поколений, являются могучим средством гражданского, нравственного воспитания. Народные обычаи, традиции – это золотой фонд, его общее духовное достояние, которое в равной степени является и предметом гордости и предметом озабоченности. Приобщение дошкольников к историческому наследию народа, к национальной культуре способствует нравственному воспитанию подрастающих поколений, обогащает их духовный потенциал, позволяет почувствовать принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации. Народные традиции являются формой передачи детям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Слайд 14

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы»Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы» КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ПАСХЕ. Дети готовятся к празднику светлого воскресенья вместе с родителями: красят яйца, расписывают их, пекут.

Библиотека изображений:

Публикация Народные традиции и обычаи как педагогическое средство воспитания нравственных качеств дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Михайлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Народные традиции и обычаи как педагогическое средство воспитания нравственных качеств дошкольников
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 13:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД