МААМ-картинки

Интеллектуальное развитие средних и старших дошкольников средствами экспериментальной деятельности

Татьяна Филиппова
Интеллектуальное развитие средних и старших дошкольников средствами экспериментальной деятельности

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте происходит развитие интеллектуальных способностей в игровой, познавательной, речевой и физической деятельности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Поэтому в своей работе развиваю интеллектуальные способности детей через экспериментальную, игровую деятельность и формирование коллекций. Эффективный метод работы – это поисковая деятельность, а именно – экспериментирование.

Публикация «Интеллектуальное развитие средних и старших дошкольников средствами экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Целью моей работы является – развитие у детей познавательного интерес, наблюдательности и способность к самостоятельному экспериментированию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При организации поисковой деятельности на прогулке, использую разные формы: наблюдение, беседа, рассматривание, опыты

Наблюдая осенью, мы рассматриваем и сравниваем листья с разных деревьев, а потом, собирая их, создаем гербарий или используем как природный материал.

Зимой, рассматривая снежинки разной формы, мы узнаем о количестве лучиков у них, и почему скрепит снег под ногами. Так как лучики у снежинок ломаются, и мы слышим хруст. Придя в группу, пробуем вырезать снежинки из бумаги с разным количеством лучиков.

Весной, рассматривая сосульки, мы говорим о разном состояние воды и самостоятельно проводим опыты с водой.

Летом в жаркие дни мы наблюдаем за испарением воды, а потом, изучая «Круговорот воды в природе» дополняем полученные знания.

Данная деятельность развивает у ребенка любознательность, самостоятельность, и креативное мышление.

В среднем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование. Детям интересны опыты, в которых они проводят действия, учатся задавать вопросы и пытаются сами найти на них ответы.

Для этого у меня разработан перспективный план экспериментальной деятельности по неживой природе и картотека опытов. А так же представлены карточки с алгоритмом простейших опытов. В процессе детского экспериментирование дети знакомятся с окружающим миром, получают знания об изучаемых объектах и предметах и у них развиваются интеллектуальные процессы.

Для этого в группе созданы условия для экспериментирования - небольшая мини – лаборатория с необходимым оборудованием. При создании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• возрастные особенности детей

• доступность расположения

В мини-лаборатории имеется разнообразное оборудование:

Различные приборы: весы, увеличительные и цветные стекла, магниты, лупы;

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, пластмассы;

Природные материалы: листья, песок, глина, земля, камни

• Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

• Детские фартуки;

• Схемы для проведения опытов;

• Дневники для фиксирования результатов

Дети с удовольствием обследуют разные объекты и предметы, познают их свойства, учатся самостоятельно анализировать, выделять сходство и различие предметов, делать выводы и отражать их в речи. Для развития мыслительных процессов детей собрана подборка дидактических игр по неживой природе, которые направлены на развитие сенсорных эталонов и закрепление знаний об объектах неживой природы. Игры с камнями интересны детям, так как их можно потрогать, рассмотреть и даже разрисовать. Они развивают у них память и внимание. Чтобы дети лучше усвоили разное состояние воды используем игры с карточками –подсказками на которых изображено разное состояние воды. Игры с воздухом интересны детям своими действиями, которые они выполняют, когда дуют в шарик или на ветрячек.

В старшем дошкольном возрасте экспериментальная работа вызывает больший интерес к исследованию. С возрастом опыты усложняются, дети способны сами найти ответы на трудные вопросы, так как у них есть уже запас знаний. Выполнить опыты детям помогают схемы, которые они рассматривают и изучают, а потом самостоятельно проводят опыта, а конечный результат фиксируют в «дневнике результатов». Чтобы дети смогли провести опыты без ошибки, предлагаю карточки- алгоритмов, которые помогают не пропустить этапы опыта, запланировать свои действия и последовательно их провести. Для этого создана картотека «Схемы опытов», «Картотека опытов для старшего дошкольного возраста» по неживой и живой природе. А опыты с объектами неживой природы представлены в виде карточек –таблиц, это помогает при проведении опытов использовать одну карточку.

Экспериментирование может использоваться в разных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольника. Детям нравятся занятия, на которых они вместе с воспитателем совершенствуют свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Они рассказывают о своих открытиях родителям, ставят опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Вовлекая детей в краткосрочные проекты, активность ребенка повышается, и он в конце проекта может самостоятельно записать выводы и проводить опыты вместе с родителями дома.

В экспериментальной деятельности у детей развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Занимательные игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Развивая логику и творческие способности, детям предлагаю игру «Магический квадрат», который они могут использовать для разных вариантов игры: «Крестики-нолики», «Придумай узор» и др. В этом возрасте мы знакомим детей с символами разного состояния воды и для этого предлагаю поиграть в игру «Загадочные человечки», которая помогает обучить детей элементам моделирования. Учит строить модель любого конкретного предмета: модель стакана с соком, модель пара и т. д.

При формировании коллекции у ребенка развивается познавательная активность, формируются накопленные знаний и способность к творчеству. Чтобы расширить у ребенка интерес к камням мы вместе с детьми собирали разные камешки и из них формировали коллекцию, которая расширяется и пополняется постоянно. Дети с большим удовольствием проявляли желание что-то делать с материалом коллекции. Они использовали их для обследования, для сбора информации об ценности камней, для игры и в художественной деятельности. Крупные камни дети раскрашивали разными узорами, чтобы узнать вес камней даже взвешивали их, а познавательную информацию дети получали из альбома о драгоценных камнях. Своей активностью дети заразили и родителей они помогали собирать не только камешки, но интересную информацию о драгоценных камнях и участвовать в создавать альбома.

Подводя итог работы можно сделать вывод о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их на активную познавательную деятельность, мы способствуем развитию интеллектуальных процессов у детей через экспериментальную деятельность.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы»Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы» «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы». Воспитатель:.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальное развитие средних и старших дошкольников средствами экспериментальной деятельности
Опубликовано: 13 мая 2024 в 06:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуальное развитие средних и старших дошкольников средствами экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Филиппова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД