МААМ-картинки

Роль развивающей предметно-пространственной среды в образовании дошкольника

Юлия Шокина
Роль развивающей предметно-пространственной среды в образовании дошкольника

Доклад

«Роль развивающей предметно-пространственной среды

в образовании дошкольника»

Особое внимание в дошкольном образовании уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Публикация «Роль развивающей предметно-пространственной среды в образовании дошкольника» размещена в разделах

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания, элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной деятельности, музыкальной и двигательной активности. Организация этих видов детской деятельности направлено должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей, что позволит в конечном итоге повысить качество образования. Повышение качества образовательной деятельности в ДОУ возможно при условиях организации развивающей предметно - пространственной среды. Одной из задач образовательной работы ДОУ является усовершенствование развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательной программы направленной на охрану и укрепление здоровья дошкольников в соответствии с особенностями развития каждого возрастного этапа.

Образовательная программа ДОУ «Аленький цветочек» построена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» и программы дошкольного образования ориентированной на ребёнка «Югорский трамплин» под редакцией Е. В. Юдиной.

Организация развивающей среды, согласно программы «Югорский трамплин», подразумевает разделение пространства группы на Центры активности. В группе, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения.

Развивающая среда в группе помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.

Групповое пространство планируется так, что дети могут делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а предоставляет возможности для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей.

Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.

Помещение нашей группы разделено на центры активности (небольшие субпространства). Ежедневно каждый ребёнок имеет возможность выбрать для себя вид деятельности, проявить свои способности, определить для себя с кем и как он будет выполнять работу, подобрать и использовать необходимые материалы и оборудование для своей деятельности, проявляя нестандартный и творческий подход.

В каждом центре находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Материалы заменяются по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.

Подбирая материал для каждого центра, мы стараемся, чтобы он отражал реальный мир, способствовал дальнейшему развитию ребёнка, соответствовал его интересам и уровню развития, был доступным и привлекательным. А также побуждал к самостоятельным исследованиям и познавательной активности.

Оснащение центров активности происходило при непосредственном участии родителей. Одной из активных форм совместной деятельности взрослых и детей выступают проекты. В ходе работы над проектами центры активности пополняются и обновляются новыми материалами.

В прошлом учебном году в нашей группе реализованы следующие проекты:

1. Мой любимый город».

2. «Новый год у ворот».

3. «Весна красна».

4. «Огород на подоконнике».

5. «70 -летию Победы посвящается…»

Совместная проектная деятельность помогает детям научиться работать в команде, благотворно влияет на творческое развитие каждого ребёнка.

Очень важно, что детям нравится совместно с воспитателем и родителями пополнять центры, изготавливая своими руками дидактические игры, раздаточный материал.

Количество и организация центров активности (деятельности) варьируется в зависимости от интересов и потребностей детей.

В нашей группе систематически работают семь центров активности:

• центр строительства;

• центр искусства;

• литературный центр;

• центр грамотности и письма;

• центр сюжетно-ролевых (драматических) игр;

• центр математики и манипулятивных игр;

• центр науки и естествознания;

• центр экспериментирования.

Один из любимых центров детей – центр сюжетно-ролевых игр. Им очень нравится самим распределять роли, соответствующие какой-либо профессии или социальному статусу. Кроме того, дети учатся решать конфликтные ситуации: когда сразу двоим хочется выполнять одну роль или играть одной игрушкой они начинают понимать, что со сверстниками необходимо договариваться, и тогда играть интереснее и приятнее, уступая друг другу и не ссорясь между собой. Что способствует успешной социализации дошкольников.

Постоянно действует центр экспериментирования, где воспитанники всегда находят интересное занятие для себя: переливать воду, сыпать песок, пробовать на вкус, смешивать краски, и т. д. Деятельность в этом центре развивает в детях умение анализировать, добывать знания, применять их на практике.

В центре строительства всегда весело кипит работа, здесь дети могут творить и фантазировать, строить причудливые дома и города. Разного вида конструктор помогает детям, усложнять, воспроизводить вновь или менять все, что они делают, как им этого хочется.

Центры активности в группе могут быть различными. На протяжении учебного года центры активности варьировались, трансформировались в соответствии с тематическим планированием, в ходе проектной деятельности и в зависимости от потребностей и интересов детей. Работа в центрах развивает у воспитанников речь, социальные навыки, элементарные математические представления, учит наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы. В центрах активности происходит непосредственное обучение детей в ходе самостоятельной практической деятельности.

Такая организация группового пространства подразумевает постоянное обновление центров, их оснащения и предназначения, только тогда они будут интересны и востребованы детьми, только тогда среда будет являться одним из средств обучения дошкольника.

Анализируя свой опыт работы, я сделала вывод, что обогащение предметных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Когда дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!

Прикреплённые файлы:

vystuplenie_3djiu.pptx | 16081,78 Кб
 
Публикации по теме:

Доклад на тему: «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС» Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Доклад «Обогащение театрализованной деятельности детей средствами развивающей предметно-пространственной среды»Доклад «Обогащение театрализованной деятельности детей средствами развивающей предметно-пространственной среды» Целью нашей работы являлось обогащение театрализованной деятельности детей средствами сконструированной развивающей предметно-пространственной.

Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде» 1. Максимальная реализация образовательного потенциала, должна обеспечиваться предметно – развивающей средой. 2. Что включает в себя доступность.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» Консультация для педагогов Подготовила: Палей О. Н. Слайд 1 Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС» Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по ФЭМП, ФГОС» Вопрос организации развивающей предметно - пространственной.

Моделирование развивающей предметно-пространственной средыМоделирование развивающей предметно-пространственной среды Важнейшим условием реализации программы «Детство» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды Педагоги группы Киселева Татьяна Юрьевна и Зонина Софья Аркадьевна Все групповое помещение поделено на центры различной направленности,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей – предметно пространственной среды. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУСоздание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Цель: Создания условий для гармоничного всестороннего развития ребёнка. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль развивающей предметно-пространственной среды в образовании дошкольника
Опубликовано: 18 октября 2015 в 14:15
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль развивающей предметно-пространственной среды в образовании дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шокина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД