Получи документы

Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) в сказкотерапии

Татьяна Черкашина
Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) в сказкотерапии

Доклад «Использование МАК в сказкотерапии».

Важным событием последних нескольких десятилетий является создание особого инструмента психологической и психокоррекционной работы – метафорических ассоциативных карт (МАК). Метод психологической работы, с использованием МАК сразу же взяли в работу психологи, психотерапевты, коучи и др. Данный инструмент используется как при индивидуальной, так и при групповой психологической работе. Использование МАК в психологической работе помогает создать пространство, которое будет для ребенка безопасным, усиливает чувства и помогает наполнить сознание источниками ресурсов. Метод решает множество психологических проблем и направлен на психологическую работу не только с взрослыми людьми, но и с детьми.

Публикация «Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) в сказкотерапии» размещена в разделах

Психологическая работа с ребенком, построенная на метафоре, дает ему ощущение защищенности. МАК нашли свое применение в различных терапевтических подходах, в т. ч. в методе сказкотерапии.

«Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность».

Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы и также МАК.

Метафорические карты - это отнюдь не новый вид терапии, не ее отдельное направление, такое, например, как психоанализ, когнитивно-поведенческая или нарративная терапия. Это всего лишь инструмент, который может быть использован любым специалистом. В настоящее время МАК очень популярны среди психологов и педагогов. Использование карт на занятиях вносит разнообразие в процесс обучения. Метафорические карты можно использовать для создания сказок, сценариев для мультфильмов. Одним из свойств карт является то, что они могут быть вспомогательным инструментом для придумывания интересных историй. Для педагогов карты могут оказаться необходимым инструментом в работе.

"Карты - это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми мы работаем, это всегда приглашение к рассказу - о вымышленных событиях или реальных. Важно, что это рассказ о Человеке. Надо только научиться этот рассказ слышать".

Использование МАК в сказкотерапии имеет множество положительных сторон: психолог получает удобный и подконтрольный доступ к бессознательному; побуждение клиента к творческому процессу; использование интуиции; образы, используемые на картах, помогают клиенту детализировать, изложить и сформулировать свое внутреннее состояние; способствуют понизить деятельность психологических барьеров; формируют надежную защиту и совмещают в себе и диагностику и терапию.

Сказка более насыщенна информацией, чем самая обычная речь. Сказка не является для клиента чем-то серьезным, он воспринимает ее не более чем метафорой, символами и аналогиями. С этой точки зрения, сказки, которые сочиняет сам клиент, дают значимый материал для анализа ситуации, и названия для индивидуально весомых положений.

Есть несколько вариантов работы с картами для сочинения сказок.

• Первый вариант - это выкладывание перед ребенком нескольких карточек и просьба сочинить историю по ним. Ребенок может перекладывать и перетасовывать предложенные карточки в любом порядке. Интересно, как работает ассоциативный ряд и куда он выведет. Чем младше ребенок, тем конкретней он описывает карточки. Например, шестилетний мальчик буквально описал изображения, еле связав историю (Жила-была королева с завязанными глазами, у нее был сундук, дом ее стоял на реке, и, в конце - концов, паук забрал у нее этот сундук и тогда королева завязала себе глаза, чтобы не плакать).

• Второй вариант, который возможно использовать в работе - это сочинение коллективных историй. Для этого подходит следующий вариант работы: дети садятся за круглый стол и каждому участнику дается карточка изображением вниз. Первый участник раскрывает свою карточку и начинает рассказ. Карточка является опорным инструментом для начала рассказа. Следующий участник открывает свою карточку и продолжает рассказ. Таким образом, создается общий рассказ. Когда круг замыкается, первый участник берет из лежащих посередине стола карточек любую закрытую карту и продолжает рассказ. Рассказ продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из участников не поставит логическую точку в завершении рассказа.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

«Остров одиночества» — история для сказкотерапии Описание: Материал для занятий психолога с использованием приемов сказкотерапии и игротерапии. Сказка начинается взрослым, а продолжается.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Библиотека изображений:

Публикация Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) в сказкотерапии (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Черкашина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) в сказкотерапии
Опубликовано: 11 апреля 2024 в 10:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД