МААМ-картинки

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGOконстуирования

галина степаниченко
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGOконстуирования

Доклад из опыта работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGO - конструирования»

В сфере федерального государственного стандарта определены главные задачи, которые в том числе сегодня стоят перед педагогом - это формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также развитие познавательной деятельности. Познавательный интерес и творческая активность - основа всестороннего развития личности ребенка, поэтому развитие данных компонентов является одним из актуальных вопросов дошкольного образования. Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности и интерес ребенка. И одним из наиболее эффективных средств познавательного развития ребенка дошкольного возраста в ДОО является конструктивная деятельность.

Публикация «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGOконстуирования» размещена в разделах

LEGO – конструирование - это вид деятельности, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей : ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Начиная работу по теме АПО была проведена первичная диагностика познавательных способностей детей по методике И. С. Аверина, Е. И. Щебланова, Е. Н. Задорина. В ходе, которой были получены следующие результаты: низкий уровень развития познавательных способностей детей 65%, высокий 13%, средний 38%. Диагностика показала, что логическая, наглядно - образная форма мышления у дошкольников была слабо развита. В связи с этим было принято решение активизировать процесс развития данных способностей среди воспитанников с активным привлечением родителей. Пришло время познакомить детей с LEGO - конструированием, развить терпение и усидчивость.

Актуальность данного педагогического опыта представлена поиском более эффективных, современных методов для развития познавательных способностей детей, описанием работы по применению LEGO - конструкторов в образовательном процессе.

Работа по данной теме продолжалась 3 года по этапам, которые представлены на слайде

I этап - констатирующий: 2018 – 2019 г.

II этап - формирующий: 2019 – 2020г.

III этап - контрольный: сентябрь 2020г. – март 2021г.

Цель данного педагогического опыта: обеспечить положительную динамику развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGO - конструирования.

Задачи:

1. Повысить у детей интерес к LEGO - конструированию посредством организации активных форм работы с родителями и детьми.

2. Создать в развивающей среде LEGO - центр с использованием конструкторов LEGO для занятий в условиях образовательной организации в свободной игровой деятельности.

3. Организовать целенаправленную работу по применению LEGO -конструирования в непосредственной образовательной деятельности по конструированию (1 раз в месяц) начиная со средней группы.

4. Разработать с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности: «LEGO - конструирование»

В ДОУ созданы все необходимые условия для решения поставленных задач. В учреждении оборудован LEGO - центр, где подобраны согласно возрастным особенностям современные наборы нового поколения образовательных конструкторов: «LEGO Duplo», «LEGO Dacta», «LEGO Citi», «LEGO Education», «LEGO Technic». В детском саду в каждой группе созданы центры конструирования в соответствии с возрастом дошкольников. Для детей младших групп - «LEGO Duplo», так как серия детских конструкторов «LEGO Duplo», разрабатывается специально для детей в возрасте от 2-х лет. Эта серия характерно отличается от других тематических серий детских конструкторов LEGO. У конструкторов LEGO Duplo основные строительные элементы значительно больше по размерам, чем детали других серий конструкторов LEGO. Для детей старших групп - конструкторы с большим количеством деталей и более сложные, такие как «LEGO Dacta», «LEGO Citi». Для детей подготовительных групп лего - конструкторы с большим количеством мелких деталей такие как, «LEGO Education», «LEGO Technic».

Данная развивающая среда позволила организовать с детьми образовательную деятельность и самостоятельную деятельность в ходе, которой, они могли потрогать, поиграть с элементами, попробовать самостоятельно варианты их удивительного скрепления, привыкнуть к яркой пестроте деталей. Освоение LEGO - конструирования, проводилось много в образовательном учреждении проводится последовательно, планомерно, от простого к сложному. Начиная со средней группы, дошкольники учились не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учились ее анализировать. Учились конструировать по замыслу. Дошкольники данного возраста на занятиях учились анализировать создаваемые постройки: соотносить их по форме и величине, выделять основные части, самостоятельно измерять (по высоте, ширине и длине, устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга. От конструирования по образцу и замыслу, в средней группе дети плавно перешли к конструированию по простейшим схемам. Данная деятельность предполагает воссоздание отдельных и внешних особенностей реальных объектов. В результате такого обучения формируются познавательные способности, мышление.

В среднем дошкольном возрасте ребята знакомились с мелким конструктором «LEGO Dacta». Использование данного конструктора предоставляет возможность для детей свободно экспериментировать с имеющимся строительным материалом. Дошкольники представляют предметы в разных пространственных положениях, мысленно могут изменять их взаимное расположение, у детей развивается образное мышление.

«LEGO DUPLO Дикие животные». Дети учатся строить животных по образцу. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности.

«Муниципальный транспорт LEGO DUPLO». «Легковые автомобили»

Дети знакомятся с устройством и функциями легковых автомобилей. Учатся создавать конструкцию по карте-схеме. Развивать технические навыки детей. Закреплять названия деталей и частей автомобиля.

В старшей группе занятия отличаются уникальной содержательностью и своим техническим разнообразием. Дети не только отбирали необходимые детали, но и создавали удивительные конструкции по схеме, образцу, чертежу и собственному замыслу. В свободной игровой деятельности предлагала детям разработанную картотеку схем для выполнения алгоритма действий по сборке конструкций каждого вида конструктора.

«По схемам».

Дети упражняются в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений из кирпичиков LEGO по схемам.

«По замыслу».

Свободное творческое конструирование. Дошкольники упражняются в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений из кирпичиков LEGO. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребёнка.

«По образцу», когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

«По заданной теме». Образца нет - задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).

У дошкольников происходит совершенствование восприятия окружающего мира: появляется устойчивое стремление последовательно и планомерно, описать и изучить предмет. При рассмотрении предмета ребята в основном, используют, тактильное восприятие (они ощупывает его, вертят предмет в руках, замечают особенности, так же в старшем возрасте интенсивно развиваются такие виды восприятия как: аудиальное и зрительное.

В подготовительной группе приоритетным становится формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO – конструктора. В данном возрасте добавляется конструирование по инструкциям взрослого с последующим достраиванием его по собственному замыслу.

У детей подготовительной группы развивался интерес к LEGO -конструированию техники, развитие инженерных и конструкторских навыков. Происходило развитие наглядно - образного, комбинаторного и логического мышления, познавательных способностей. При установлении взаимосвязей, дети как бы «накладывали» приобретённые новые знания на полученные ранее, расширяя, свои познания, таким образом.

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных интегрированных, игровых, тематических занятий у детей развивались познавательные способности, умение пользоваться схемами, чертежами, инструкциями, коммуникативные навыки, логическое мышление.

Работа ребенка с LEGO - конструктором позволила развить :

- Мышление: умение обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать.

- Мелкую моторику.

- Концентрацию внимания.

- Умение следовать образцу.

- Способность видеть разные способы создания образов и построек, пространственное воображение.

Работа с родителями

В рамках моего опыта проводилась работа с родителями:

Давала рекомендации и проводила беседа о безопасности пластиковых игрушек и конструкторов. Проводила консультации, выставки различных композиций из набора «LEGO», для родителей разрабатывались памятки и буклеты: «История возникновения LEGO», «Как выбрать конструктор», «Что надо знать, покупая конструктор «LEGO» ребёнку?». Я использовала такую форму работы, как «Домашнее задание», родители дома с детьми экспериментировали с материалами «LEGO» конструктора. Проигрывали с детьми интересные задания. Инсценировали совместно с детьми LEGO -сказки.

Результатами реализации данного опыта являются достижение детьми заданных в образовательной программе целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребенка. На основании карт наблюдений за деятельностью детей, а так же диагностики познавательных способностей можно отметить следующие результаты:

•у детей сформирован устойчивый интерес к LEGO -конструированию, желание изобретать, творить, экспериментировать;

развита крупная и мелкая моторика; они владеют основными движениями, выносливы, подвижны, могут управлять и контролировать свои движения;

развита способность к самоанализу сооружений, чертежей, конструкций, схем с точки зрения практического назначения объектов;

• дети самостоятельно используют готовые схемы, чертежи и вносят свои изменения в созданные конструкции;

• овладевают приёмами совместного и индивидуального конструирования;

• могут следовать социальным правилам и нормам поведения в разных видах деятельности, способны к волевым усилиям, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• овладевают умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них сооружения, как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;

Итоговая диагностика уровня развитие познавательных способностей проводилась так же по методике И. С. Аверина, Е. И. Щебланова, Е. Н. Задорина с 2018 по 2021 год, были получены следующие данные: на 22 % увеличилось количество детей с высоким уровнем развития познавательных способностей; на 7% уменьшился средний уровень, количество детей с низким показателем тоже снизился на 45%.

Уровень развития познавательных способностей детей определялся умением проводить сериацию, сравнение и классификацию по заданным критериям; умение обобщать, умение устанавливать аналогии. Метод оценивания: групповое тестирование.

Решение поставленных при реализации опыта задач позволило:

Создать развивающую среду для занятия LEGO - конструированием в условиях дошкольной организации, направленную на развитие познавательных способностей.

Организовать целенаправленную работу по применению LEGO - конструирования в непосредственной образовательной деятельности и игровой.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо использовать LEGO - конструирование для реализации преемственности школы и дошкольных организаций, а так же успешной адаптации детей для дальнейшего обучения в других общеобразовательных учреждениях. LEGO - конструирование является одним из способов достижения цели и задач в развитии познавательных способностей ребёнка.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGOконстуирования
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 19:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGOконстуирования» (включая файлы) размещена пользователем галина степаниченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД