Папки-передвижки

Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах

Нина Трутнева
Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах

В МДОУ «Детский сад №200» Ленинского района г. Саратова уделяется огромное внимание приобщению дошкольников к правилам дорожного движения в различных жизненных ситуациях.

Почти каждое третье ДТП происходит по вине самих детей. Среди них процент дошкольников составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правило, на дороге находятся вместе с взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными, число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, резко возрастает.

Публикация «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах» размещена в разделах

Поэтому необходимо уже с дошкольного возраста спланировать и организовать целенаправленную, систематическую работу по изучению правил безопасного поведения на дороге, чтобы к школе у детей уже были сформированы осознанные, устойчивые навыки.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей. Увеличение интенсивности дорожного движения и огромное количество жертв на дорогах вызывает всё большую тревогу. Растёт понимание того, что человеку следует учиться ответственно вести себя там, где существует риск и опасность, то есть на дороге и улице. Безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения им правил поведения на улице.

Вопрос о безопасности детей на дороге остаётся жизненно важным, и поэтому необходимо в дошкольном возрасте формировать культуру поведения на проезжей части дороги и тротуаре.

Дошкольный возраст это стремительное нарастание физических возможностей, двигательной активности, повышенной любознательности, самостоятельности и поэтому первостепенная задача, которая стоит перед педагогом - воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения.

Важным становится поиск новых интересных форм и технологий работы с детьми. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие практических приемов и средств, творческий подход педагогов, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

Работа с кейс-технологией

Представляем дидактическую систему работы по формированию навыков дорожной грамотности детей дошкольного возраста посредством кейс – технологии :

• Совместная деятельность в режимных моментах, образовательных ситуациях – ежедневно.

• Индивидуальная работа - ежедневно.

• Театрализованная деятельность – 1 раз в месяц.

• Тематические праздники и развлечения – 1 раз в квартал.

• Взаимодействие с родителями - ежедневно.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908г. На сегодняшний день данные технологии адаптированы и могут широко использоваться в процессе обучения.

Исходя из этого, применялись следующие понятия:

Кейс – технология - это интерактивная технология для обучения на основе реальных ситуаций, направленная на усвоение информации, и готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Кейс - это единый информационный комплекс, своего рода информационные брошюры. Нередко их используют в качестве сопутствующих иллюстраций или примеров к теоретическому материалу с вопросами.

Дорожная грамотность – это наука о том, как остаться живым в стране дорог.

Таким образом, теоретический анализ в процессе становления опыта позволил выделить характерные особенности кейс – технологии :

- формирование умения анализа ситуации и принятия решения;

- развитие различных практических навыков;

- создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Развивающая предметно-пространственная среда

Выбор материалов, оборудования, методических приемов при проектировании воспитательно-образовательного процесса происходил в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников.

Работая с дошкольниками по формированию навыков дорожной грамотности, был накоплен обширный наглядный материал для использования в непосредственно-образовательной деятельности, в развлечениях, при инсценировке сказок.

В практике с детьми использовалось созданное образовательное пространство центр «Дорожная безопасность» : модели, макеты, наборы, атрибуты по формированию правил дородного движения, представлены разработки по организации сюжетно-ролевых игр «Юный помощник инспекции дорожного движения», «Наш микрорайон «Солнечный», подборка иллюстраций, сюжетных картинок, отражающих дорожные ситуации, аудио и видео материалы.

Сформирован тематический кейс по «ПДД» : фото – кейс, кейс – игры. Серия опорных и предметных картинок демонстрирующих источники опасности, кейсы - наоборот, кейсы – варианты событий.

Группа оснащена техническими средствами: телевизором, магнитофоном, ноутбуком. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, сказки, например: «Уроки тетушки Совы», которые помогают детям закреплять правила дорожного движения; слушать стихи, песни.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяло организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В этом случае среда выполняла образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, была ориентирована на развитие самостоятельности и самодея-тельности ребенка.

Взаимодействие с дошкольниками

Кейс-технология реализовывалась в соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности. Она основана на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по теме и заданий по конкретной проблемной ситуации, и ее решению.

Для формирования навыков дорожной грамотности у дошкольников посредством кейс - технологии применялись следующие формы организации:

- как составная часть непосредственно образовательной ситуации познавательного или речевого цикла;

- в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах.

- культурно – досуговая деятельность;

- как часть проекта по формированию безопасного поведения разной степени продолжительности;

- мини-игры, театрализованные представления.

В работе с дошкольниками использовались методические приемы обучения.

• Образовательные ситуации, в которых формировались навыки дорожной грамотности.

• Игры и разминки соответствующей тематики.

• Описание иллюстраций по правилам дорожного движения.

• Просмотр и прослушивание литературных произведений на тему дорожной грамотности.

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи является условием для формирования навыков дорожной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии и позволяет построить отношения взаимопонимания в решении данной проблемы.

Накопленный опыт позволяет определить направления совместной деятельности педагогов, родителей по организации пропаганды правил дорожного движения и безопасного образа жизни детей.

К ним относятся:

• организация встреч (общих, групповых, индивидуальных) с целью информирования родителей о совместной работе;

• ознакомление родителей с работой группы, детского сада по реализуемой программе, с результатами обучения детей : собрания, открытые просмотры образовательной деятельности, наглядная информация, выставки литературы.

• организация совместных мероприятий с участием родителей (включение в работу по созданию развивающей предметно- пространственной среды, театрализованных представлений).

В результате целенаправленной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма между педагогами группы и родителями полное взаимопонимание в соблюдении единых требований по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улицах поселка, практическому применению и соблюдению ими правил дорожного движения.

Таким образом, созданные педагогические условия позволяют сформировать у дошкольников устойчивые умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственность в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.

Библиографический список

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008г. ,144с.

2. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице». Спб., «Детство-Пресс», 2009.-96

3. Горская А. В., Правила – наши помощники. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города : Учебно-наглядное пособие - СПб: «Детство – Пресс», 2008 г. - 178с.

4. Дьяконова Л. Ф., Граматкина И. Е., Кейс - технологии как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Тольятти, 2017.

5. Земскова, А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе. Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

6. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование

культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС //

Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 384-386.

7. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. — М. : Просвещение, 1980.

8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. - Режим доступа:

https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогахФотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж "Азбука дорожного движения" в рамках "Недели безопасного поведения на дорогах".Проблема безопасности дорожного движения на.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу»Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

План работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведенияПлан работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведения Задачи: Расширять и углублять представления детей : - об основах безопасного поведения на дороге; - о правилах дорожного движения, о расположении.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:

Публикация Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Трутнева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах
Опубликовано: 6 декабря 2021 в 13:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД