Лучший педагог года

Консультация «Дизартрия как особое речевое нарушение»

Евгения Родичева
Консультация «Дизартрия как особое речевое нарушение»

Дизартрия как особое речевое нарушение.

В настоящее время дизартрия одно из самых частых расстройств речи. Ее значение для детской практики возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос.

Публикация «Консультация „Дизартрия как особое речевое нарушение“» размещена в разделах

С точки зрения логопедического подхода дизартрия - нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушена моторная реализация речи[1].

С точки зрения нейропсихологического подхода дизартрия - дефект речи, проявляющийся в расстройстве артикуляции, обусловленным параличом или парезом речевой мускулатуры[2].

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения, просодической стороны речи (интонация, тембр, дикция, речевое дыхание, это связанно с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения проявляются в самой разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга. У детей частота дизартрии, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при ДЦП[3].

Появление дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин главное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем[1].

Основные нарушения при дизартрии.

Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры выражается в повышении или наоборот снижении тонуса мышц, а также в меняющемся характере мышечного тонуса.

Присутствует недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ, которая вызывает нарушения звукопроизношения. При поражении мышц губ появляется не правильное произношение и гласных, и согласных звуков. Страдает артикуляция в целом. Также грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка.

Нарушения подвижности артикуляционных мышц колеблется от полной невозможности до незначительного снижения объема артикуляционных движений языка и губ. В первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения.

Нарушения звукопроизношения имеют стойкий характер нарушений и особую трудность их преодоления; специфические трудности в автоматизации звуков, процесс автоматизации занимает большое количество времени. При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются. Также отмечается нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков. Преобладает межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. Присутствует оглушение звонких согласных, смягчение твердых согласных звуков. Нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.

При дизартричеком расстройстве наиболее частым нарушением звукового строя речи является искажение звука.

Проявляется недостаточностью центральной регуляции дыхания, недостаточна глубина дыхания, нарушен ритм, нарушение вдоха и выдоха, выдох часто происходит через нос.

В основном нарушения голоса выражается в недостаточной силе. Голос тихий, слабый, иссякающий. Тембр глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, наряженный, гортанный.

Нарушения просодики. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций. Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Темпа речи замедленный, реже имеет место быть ускорение. Редко наблюдаются нарушения ритма речи.

Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате отмечается не только в ограничении объема их артикуляционных движений, но и в слабости кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений. При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается, и ребенок не воспринимает состояние повышенного тонуса мышц, или наоборот, снижения тонуса мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады.

Наиболее частое расстройство при дизартрии - гиперсаливация. Она связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, снижением силы губных мышц. Гиперсаливация утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном и снижения самоконтроля.

У детей с дизартрией часто затруднено, а может и отсутствовать жевание твердой пищи, откусывание от куска. Отмечаются частые поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Иногда нарушена координация между дыханием и глотанием.

Наблюдается открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения. Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.

Нарушение координации движений. Это проявляется в несоразмерности, неточности произвольных артикуляционных движений, в нарушении координации межу дыханием, голосообразованием и артикуляцией, скандированности ритма речи[4].

Используемая литература:

1. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1998. - Ч. I. - С. 163-293.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М. : АСТ: Транзиткнига, 2006. – 384 с. – (Высшая школа).

3. Винарская Е. Н. Дизартрия. Серия: Библиотека логопеда. - М. : АСТ, 2005.

4. Логопедия. Теория и практика/ под ред. Д. п. н. профессора Филичевой Т. Б. - М. : Эксмо, 2017. - 08 с.

Публикации по теме:

Консультация «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ГОЛУБЫЕ ДОРОЖКИ» Г. ВОЛГОДОНСКА Консультация для педагогов.

Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде.

Консультация «Речевое развитие детей 3–4 лет» Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок.

Консультация «Компьютерные игры и речевое развитие детей» В настоящее время привычным является то, что нас повсюду окружают компьютеры, телевизоры, смартфоны, планшеты – словом, та техника, задачей.

Консультация «Дизартрия» ДИЗАРТРИЯ Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом.

Консультация для родителей «Как при помощи игры развить речевое дыхание у дошкольников?» Как ваш ребенок дышит, когда говорит? Понаблюдайте за ним: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь.

Консультация для родителей «Ваш ребенок сосет палец? Последствие — нарушение прикуса» Продолжительное сосание пальца, соски или других предметов, а также привычка прокладывать язык между зубами во время глотания и разговора.

Консультация для родителей «Нарушение осанки у детей раннего возраста» Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4–5 лет» Тема: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ» Важно исправлять нарушения речи вовремя, то есть в детском саду. И это крайне важно. Многие рассуждают:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Дизартрия как особое речевое нарушение»
Опубликовано: 14 января 2019 в 19:57
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Дизартрия как особое речевое нарушение»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Родичева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД