Папки-передвижки

Дислексия и дисграфия

Екатерина Смирнова
Дислексия и дисграфия

Что такое дислексия и дисграфия?

Это нарушение психических функций, отвечающих за процесс чтения и письма. В качестве возможной причины называются генетические факторы, влияющие на нейрофизиологические процессы обработки слуховой и зрительной информации. Согласно критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, расстройство чтения и правописания, а также изолированное расстройство правописания и изолированное расстройство чтения являются четко определенными расстройствами.

Публикация «Дислексия и дисграфия» размещена в разделах

Дислексия и дисграфия относятся к школьным нарушениям развития и классифицируются как специфические расстройства обучения. Нарушение школьного развития определяется как раннее и, как правило, хроническое расстройство обучения, оказывающее длительное влияние на психосоциальное развитие пострадавших и их семей. Интеллект при этом не затрагивается, поэтому дислексия не имеет ничего общего с недостатком интеллекта, поэтому дислексию часто называют «болезнью гениев».

В мире 5%-6% всех детей страдают специфическим расстройством обучения; мальчики страдают в два-три раза чаще, чем девочки. Нарушения чтения и правописания встречаются как в отдельности, так и в сочетании. Они оказывают влияние на всю жизнь ребенка и нередко приводят к неуверенности в себе, страху перед неудачами, тревожности и прогулам. Для того чтобы повысить шансы детей в школе и на профессиональном обучении, первые признаки выявляются детским психиатром или психологом на ранней стадии, а терапия и поддержка должны быть начаты своевременно, если поставлен соответствующий диагноз.

Нарушения чтения и правописания имеют точное определение в Международной классификации психических расстройств (МКБ-10) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Критерии определения нарушений таковы:

Результаты стандартизированных тестов на точность чтения, скорость чтения, понимание прочитанного и орфографические навыки значительно ниже сравнительных значений, которые можно было бы ожидать, исходя из возраста, интеллекта и уровня успеваемости.

Нарушение чтения и правописания оказывает негативное влияние на успеваемость или повседневную деятельность.

Перед постановкой диагноза необходимо исключить другие заболевания, которые могут привести к нарушениям чтения и правописания. К ним относятся нарушения зрения и слуха, СДВГ, эпилепсия, врожденные или приобретенные повреждения головного мозга.

Нарушение развития обычно проявляется в начальной школе. Как правило, предшествующие дислексии симптомы, такие как проблемы с пониманием речи и фонетической памятью, становятся заметными до поступления ребенка в школу.

Причины нарушения чтения и правописания.

По-видимому, это многофакторный процесс. Большую роль играют генетические факторы, поскольку нарушения школьного развития, как правило, передаются по наследству. Сравнение однояйцевых и разнояйцевых близнецов показывает генетическую предрасположенность; наследуемость способности к чтению и правописанию составляет около 60-70%. Если один из родителей страдает расстройством чтения и правописания, то риск развития дислексии у его потомства значительно возрастает. Если оба родителя страдают дислексией, то риск еще выше. Обнаруженные к настоящему времени генетические изменения затрагивают пластичность нейронов на ранних стадиях развития мозга, так называемые гены-кандидаты, и их нарушенная функция обнаруживается в областях мозга, связанных с обработкой языка, сопоставлением букв и звуков и обработкой слов.

Основываясь на современных знаниях, нельзя считать, что это расстройство может быть полностью компенсировано. Для людей, страдающих этим расстройством, и их семей зачастую главной задачей является интеграция ребенка в общество и разработка стратегий жизни с дислексией.

Публикация Дислексия и дисграфия (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Смирнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дислексия и дисграфия
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 21:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД