Папки-передвижки

Дискуссия о важности игры для дошкольников

Татьяна Романычева
Дискуссия о важности игры для дошкольников

статья

Игра в жизни современного дошкольника

подготовила: старший воспитатель МДОУ № 15 г. Тейково

Романычева Татьяна Владимировна

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Публикация «Дискуссия о важности игры для дошкольников» размещена в разделах

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.

В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.

А что же на практике!

Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то совместная деятельность больше направлена на интеллектуальное развитие дошкольника. Многие родители полагают, что современные дети не нуждаются в традиционных играх (они раньше взрослеют, умнеют и приобретают необходимые способности через телевизор и компьютер).

Да и не только родители. В свое время учёный Глен Доман выдвинул лозунг: «Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад». Вдохновленные родители кинулись воплощать в жизнь заветы Великого Домана. И что же? Их дети и вправду начинали гораздо раньше сверстников писать и читать, играли на скрипке и выполняли в уме сложнейшие математические операции.

Так может быть роль игры в жизни дошкольника преувеличена? Может и впрямь, учитывая требования современности, больше внимания уделять интеллектуальному развитию, а не игре?

Интересно, что же наблюдалось у детей, чьи родители занимались с ними по методике Домана. Спустя некоторое время выяснилось, что, несмотря на всю свою эрудицию, они лишь ловко манипулировали числами, нотами, разнообразными фактами, но не могли их творчески применить. Более того, эти дети оказались неспособными и к нормальному человеческому общению. Почему же? Да как раз потому, что родители с самого раннего детства лишили их возможности самостоятельно играть. Ведь для того, чтобы стать выдающимся математиком, музыкантом, ученым требуется не только получить некий объем информации. Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя информации в активную созидающую Личность необходимо еще нечто, для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное, то непостижимое, что зовется интуицией, та искра вдохновения, разжечь которую в человеке может лишь спонтанная творческая игра.

Итак, понятно, что именно игре отводится основная решающая роль в развитии дошкольника, в формировании его личности.

Но мы с вами знаем, что в своей игровой деятельности современный ребенок предпочитает конструкторы и компьютерные игры. Многие взрослые полагают, что эти развивающие занятия оказывают огромное, наиболее значимое положительное влияние на развитие ребёнка.

Безусловно, конструкторы и многие компьютерные игры, если их правильно и с умом подобрать, способны оказать положительное развивающее влияние на ребёнка. Но также очевидно, что эти развивающие занятия оказывают и противоположное воздействие: малыш мало двигается, не общается со сверстниками, «уходит в себя», быстро утомляется. В эмоциональной сфере мы отмечаем, что современные дети разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступили место какой-то не по годам взрослой практичности. К тому же, эта очень быстро развивающаяся компьютерная зависимость, о которой так много в последнее время говорят.

Что же необходимо сделать, чтобы оторвать внимание ребенка от компьютерных игр? Не вырастить малыша жестоким и замкнутым? Ответы на эти вопросы нам с легкостью дают авторы теории решения изобретательских задач. Для того чтобы ребенку овладеть теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) надо научить его верно общаться в окружающем мире. И не только общаться, но и обращаться с людьми.

Но как, и через что дошкольнику развивать и тренировать своё умение общаться?

Совершенно очевидно, что свое умение общаться ребенок, а особенно дошкольник, реализует в игре. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно по-взрослому. В игре развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Игра позволяет ребёнку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти.

Лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.

С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые темы, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.

Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами

Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае - у ребенка может случиться нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.). Не стоит забывать, что именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

ВЫВОД:

Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.

Следует отметить, что последнее время во всём мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. И 1 февраля 2013 года ООН объявило о принятии Комментария к статье 31 Конвенции о правах ребёнка, провозглашающее право на игру

Публикации по теме:

Дискуссия с родителями «Здоровье ребенка в ваших руках» Дискуссия с родителями «Здоровье ребенка в ваших руках». Человеческое дитя- здоровое… развитое… Это не только идеал и абстрактная ценность,.

Современные игры для дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги!. Мне хочется поделиться с вами несколькими современными играми, которым можно научить ребят и играть вместе.

Краеведческие игры для дошкольников Малая родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень.

Музыкальные игры для дошкольников Музыкальные игры. 1. Игра «Звероловы и звери» Выполняется под музыку Е. Теличеевой. Дети делятся на четыре подгруппы: «звероловы», «медведи»,.

Народные игры для дошкольниковНародные игры для дошкольников Ребенок, придя в этот мир впитывает в себя все человеческие способы общения,поведения,отношения,используя для этого собственные наблюдения,выводы.

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей)Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Предложенные игры можно проводить во время прогулки с детьми дошкольного возраста. А также можно организовать игры в группе, во время проведения.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Важное место в работе с дошкольниками занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. Благодаря организации подвижных игр у детей.

Рождественские игры для дошкольников Цель: поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события.

Консультация «О важности экологического воспитания дошкольников» О важности экологического воспитания дошкольников. Висарова А. Ю., воспитатель МБДОУ д/с «Сказка» Детство – важнейший период человеческой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Дискуссия о важности игры для дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Романычева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дискуссия о важности игры для дошкольников
Опубликовано: 22 февраля 2018 в 10:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД