Папки-передвижки

Артикуляционные и дыхательные упражнения и игры

Елена Чернакова
Артикуляционные и дыхательные упражнения и игры

1. Вступление (актуальность): В последние годы отмечается увеличение количества детей, которые имеют нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в заучивании и припоминании чего-либо, зависимость от современных гаджетов – основные недостатки, мешающие обучению детей с нарушениями речи. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день.

Публикация «Артикуляционные и дыхательные упражнения и игры» размещена в разделах

Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи и легче, доступнее всего это происходит в игровых упражнениях. Игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий труд. Поэтому, главная задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой. В этом учителю-логопеду помогают средства театрализованной деятельности. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов, атрибутов (различные куклы, персонажи, игрушки) для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Постоянное создание игровых ситуаций побуждает детей - логопатов к речи.

Театрализованная деятельность - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе. Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Работая над персонажем, дети подражают его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется самоконтроль за собственной речью, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

2. Традиционная постановка звуков и их автоматизация - скучный, однообразный и утомительный процесс. Но у меня есть один волшебный сундучок, в котором много разных игр. Эти пособия превратят наши занятия в интересную, познавательную и развивающую игру.

- Каждое наше занятие начинается с артикуляционной гимнастики. Просто выполнять артикуляционные упражнения довольно скучно, а если одеть маску, то можно превратиться в этого персонажа.

Артикуляционное упражнение «Хоботок» - маска слона

Подражаю я слону-

Губы хоботом тяну!

Артикуляционное упражнение «Лягушка» - пальчиковый театр

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей!

- Для достижения лучших результатов в работе, применяю нетрадиционные формы её проведения: биоэнергопластика, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук.

Артикуляционное упражнение «Бегемотик»

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить А—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыли ротик —

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот —

Отдыхает «бегемот».

- Дыхательная гимнастика станет ещё более увлекательнее, если её делает герой сказки, рассказа, стихотворения.

Дыхательное упражнение «Часики»

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

И. п. – стоя, ноги слегка расставлены.

1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);

2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

Дыхательное упражнение Гудок парохода

Прогудел наш пароход,

В море всех он нас зовет.

И. п. – о. с.

1 – через нос с шумом набрать воздух;

2 – задержать дыхание на 1-2 сек;

3 – с шумом выдохнуть через губы, сложенные «трубочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).

- Для автоматизации поставленных звуков мы используем различные театры:

• Для автоматизации звуков использую игрушки (пальчиковый театр, театр ложек, монстрики, выступающие в роли образа, передвигая их по игровому полю, дети выбирают картинки с необходимыми звуками, так же использую персонажей настольного театра.

• Закрепляя звуки в словах и предложениях используем игры:

Игра «Близнецы» (театр БИ – БА - БО) – автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Володя и Лада — близнецы. Они очень похожи и все делают вместе. Закончи предложения про Володю и Ладу по образцу. Образец: Володя ел, и Лада. (ела).

Володя пил, и Лада…. (пила)

Володя бегал, и Лада… (бегала)

Володя купил, и Лада … (купила…

Игра «Что любит Лена?» (театр ложек) - автоматизация звука ЛЬ в предложениях

Ложкой закрываем картинку и составляем предложения. Например: Лена любит лимон. И т. д.

• Также при автоматизации звуков проговариваем чистоговорки, используя при этом различные игрушки, картинки.

Пальчиковый театр «Семья»

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я семью свою люблю

ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла

УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул

РА – РА – РА - младшая сестра

РАТ – РАТ – РАТ - мой любимый брат

РАТ – РАТ – РАТ - у меня есть брат

РУ – РУ – РУ - позову сестру

- А для того, чтобы речь твоя была внятная, выразительная, эмоциональная, в моём сундучке есть театр эмоций:

Игра «Картинку собери, эмоцию покажи»

Игра «Сюжет обыграй, эмоцию передай»

Повтори предложение весело, быстро, тихо – грустно, весело – быстро…

Белый снег, белый мел, (весело)

Белый заяц тоже бел, (быстро)

А вот белка не бела, (тихо)

Белой даже не была. (весело - быстро)

Данное дидактическое пособие может быть использовано как самим учителем – логопедом, так и воспитателями, и воспитанниками старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.

Публикации по теме:

Дыхательные упражнения на занятиях по вокалу в ДОУ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ Выполнение дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая.

Дыхательные упражнения с картинками, выполненными в технике «Бумагопластика»Дыхательные упражнения с картинками, выполненными в технике «Бумагопластика» Опыт работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, показал, что малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят.

Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера»Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера» Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой.

Игровые артикуляционные упражнения с пуговицейИгровые артикуляционные упражнения с пуговицей Чтобы речь ребенка была четкой, красивой, необходимо укреплять органы артикуляции. Для этого на логопедических занятиях выполняют артикуляционную.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения по математике для подготовительной группыИгры и упражнения по математике для подготовительной группы Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме. Для закрепления пройденного.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Увлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопияУвлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопия Сегодня с проблемой плоскостопия сталкивается каждая вторая семья. Причины плоскостопия разные. Заметив у своего ребёнка эту проблему, мы.

Библиотека изображений:

Публикация Артикуляционные и дыхательные упражнения и игры (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Чернакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Артикуляционные и дыхательные упражнения и игры
Опубликовано: 17 апреля 2023 в 12:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД