МААМ-картинки

Дидактические игры: понятие и виды

Елена Батранина
Дидактические игры: понятие и виды

Дидактические игры понятие и виды

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, представляющая собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей младшего дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности 1.

Публикация «Дидактические игры: понятие и виды» размещена в разделах

Главная роль дидактической игры состоит в том, что она дает ребенку новый опыт общения, восприятия определенной жизненной ситуации, его места в этой ситуации и способы ориентации в предлагаемой ситуации.

Дидактические игры – это обучающие игры. Как правило, дидактические игры организуются взрослыми с целью достижения определенных воспитательных и образовательных результатов. При этом воспитательно-образовательный эффект дидактической игры не выступает открыто, а чаще всего опосредованно, через игровые правила, игровые действия и т. п. В этом заключается основная особенность дидактических игр 5.

Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов 5. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.

Главным в дидактической игре заключается то, что дети решают умственные задачи, данные им в занимательной игровой форме, они сами пытаются найти решения, преодолевая при этом определенные трудности. Умственную задачу, ребенок дошкольник принимает как практическую либо игровую, это повышает его умственную активность.

Под педагогическим воздействием окружающих эти связи становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Совместно влияние прежнего опыта возрастает на дальнейшее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей 5 .

Дидактическая игра дает ребенку не только представление, но и возможность в живой, увлекательной форме познакомиться с обширным окружением действительности, и активно воспроизвести их в своих действиях. В игре ребенок может отобразить, как и окружающих себя людей, так и различные виды их деятельности, в ходе этого ребенок может более глубоко понять все происходящее в действительности. Изображая все события более понятно, а так же правильное выполнение пропорциональных действий получают в игре постоянное, систематическое обоснование вследствие одобрения детского коллектива, достигают соответствующего игрового результата, а также положительной оценки воспитателя. Все это создает условия для образования и закрепления у детей новых временных связей 5 .

Способствуя усвоению окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем обширнее и богаче содержание детских игр, тем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвует, тем больше ребенок вынужден действовать не под влиянием мгновенных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.

У детей в дидактической игре развивается ум, чувства, произвольность действий, а так же преднамеренность. Складывается умение действовать совместно, прислушиваться к требованиям коллектива 5 .

Выделяют три основных вида дидактических игр :

1. Игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2. настольно-печатные игры;

3. словесные игры 13.

Рассмотрим эти типы дидактических игр подробнее.

1. Игры с предметами. Этот вид игр можно включать как в непосредственно образовательный процесс, так и в самостоятельную игровую деятельность детей. Например, в образовательной области «Познавательное развитие», можно использовать игрушки и реальные предметы, учить детей сравнивать, устанавливать сходство и различие между этими предметами.

Представляется возможным отметить, что ценность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В этих играх ребята решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач, упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, например, найди мягкий или гладкий предмет.

Также к играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры (где дети выполняют определенные роли продавца, почтальона, водителя в играх типа «Магазин», кондитеров в игре «Кондитерская» и др.) и игры-инсценировки (они помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в экзотическую страну», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?»).

2. Настольно-печатные игры. Могут использоваться как элементы в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей. Виды настольно-печатных игр разнообразны, это парные картинки, лото, домино и др.

Различны также и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Данный вид игр можно использовать на начальном этапе, поставив перед детьми самое простое задание – найти среди разных картинок совершенно одинаковые: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и пр. Но по мере овладения детьми различных знаний и навыков, я задание следует усложнить: попросить объединить картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех транспортных средств передвижения два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их принадлежность к одному виду предметов объединяет, делает их похожими.

Подбор картинок по общему признаку. Например, в игре «Что было потом?» я попросить детей подобрать иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами (интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»).

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали» предложить ребятам запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие внимания, памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании. Составление разрезных картинок и пазлов. Задача этого вида игр – развивать умение распределения внимания, из отдельных частей составлять целый предмет, учить детей логическому мышлению.

3. Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Играя в такие игры, ребята учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять свои знания о них.

В этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе 11 .

В теории и практике применяются и другие классификации дидактических игр.

Например, по тому, как дидактические игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания, выделяют следующие виды :

- игры по сенсорному воспитанию;

- словесные игры;

- игры по ознакомлению с природой;

- по формированию математических представлений и др. 33

Иногда встречается такая классификация, как классификация по соотношению с материалом:

- игры с дидактическими игрушками;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры;

- псевдо сюжетные игры и др. 33.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся. Игры-путешествия. Игры-поручения. Игры-предположения. Игры-загадки. Игры-беседы (игры-диалоги). Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами 33.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Дидактическая игра проводится по инициативе взрослых, по разработанным ими правилам, предусматривающих предварительное ознакомление детей с этими правилами. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр : с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные. Применяются и другие классификации дидактических игр.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Одним из важных достоинств дидактических игр является то, что в ее основе лежит интересный материал, дающий пищу для ума. А сам процесс игры развивает мышление детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Дидактические игры в ДОУДидактические игры в ДОУ Игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. В работе ДОУ дидактические игры занимают важное место. Дидактическая.

Дидактические игрыДидактические игры Уважаемые коллеги, хочу представить на ваш суд дидактические пособия из бросового материала для детей. 17 февраля 2017 г в нашем детском.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактические игры по ПДД Автомобиль В коробке лежит разобранная модель автомобиля (пазлы). Дети по команде воспитателя начинают собирать его. Выигрывает ребенок.

Дидактические игры по ПДДДидактические игры по ПДД «Распредели знаки по группам» Цель: Закреплять имеющиеся у детей знания о дорожных знаках. Учить группировать их по группам. (предупреждающие.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Игры с липучками. Дидактические игры по развитию артикуляционного аппаратаИгры с липучками. Дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата Игры с липучками Дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата Представляю коррекционно-развивающие игры на липучках, которые.

Мои дидактические игрыМои дидактические игры Мои дидактические игры. «Какие цвета использованы» Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Дидактические игры: понятие и виды (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Батранина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактические игры: понятие и виды
Опубликовано: 25 октября 2023 в 10:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД