МААМ-картинки

Дидактические игры по русским народным сказкам (2 фото)

Юрина Ольга
Дидактические игры по русским народным сказкам

Дидактические игры по русским народным сказкам

Картотека

Дидактические игры по русским народным сказкам.

Основная цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей воспитание интереса к русским народным сказкам.

«СКАЗКА»

Самый лучший друг,

С нею дружат все вокруг!

Отправляемся друзья,

В чудо – сказку «Ты, да Я!»

В театр кукол и зверят,

Для девчат и для ребят!

Здесь уголок волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

Публикация «Дидактические игры по русским народным сказкам» размещена в разделах

Ранний дошкольный возраст – это период усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Для речевого развития ребёнка раннего возраста наиболее доступным материалом является русская народная сказка.

Сказка помогает ребёнку открыть новый, неведомый мир. Она учит его думать, тренирует память, внимание, развивает речь.

Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов – это значительно облегчает понимание сказок, помогает расширить словарный запас ребёнка.

Речь ребенка становится более эмоциональной и образной, разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца

выслушивать ответы взрослых.

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих: 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие: Дефектолог предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … маленькая. Какой еще Мишка? Толстый, толстопятый, косолапый. А какая мышка? Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая. Что любит Мишка? Мед, малину, рыбу, весной когда просыпается медведь ему дают мясо, так как он за зиму теряет жир, накопленный за лето и осень, а мышка любит … сыр, сухарики.

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …тоненькие. А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … короткий.

Вспомните, в каких сказках встречаем мышку и медведя?

Расскажите ребёнку, нарисуйте сказку.

Чтобы ребёнок не устал, проведите сказочную физминутку.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, ну а если надоест,

То пойдем все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

Лексико-грамматические упражнения: «Загадочное животное» - ребёнок должен отгадать из названий, каких животных получились следующие слова: медволк, зайжик, белса, барведь, лилень, кошца, собашадь.

Сказки – загадки:

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деда с бабкой помогли.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя, коза и волк.

Словесно-дидактическая игра «Волк и семеро козлят»

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих: 3-4 ребёнка.

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелиграф. Сказка заканчивается, но дефектолог предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это была маленькая, рыжая, хитрая, у нее пушистый хвост и четыре быстрые лапы. Показываю игрушку лису. Лиса с лисятами живёт в норе. Лисичка пришла в гости к козлятам.

Лисичка говорит: - «Не бойтесь меня, это я – маленькая лисичка». Козлята впустили лисичку. Они угостили её капустой, морковкой.

Как вы думаете, стала лисичка, есть овощи?

Лисичка посмеялась над козлятками, и говорит, - я не ем овощи, я ем - мясо. Козлятки испугались, стали кричать, звать на помощь.

Лисичка не бойтесь, я не буду, вас есть, я пришла с вами поиграть и спасти от волка.

Малыши обрадовались, стали с лисичкой играть, веселиться, резвиться. Лисичка играла на гитаре, козлятки на барабане, весело прыгали. Пришла мама, очень испугалась шума в доме, когда увидела, как малыши веселятся, и лисичка их оберегает от волка. Мама коза угостила лисичку, молоком и пирогами, козлят капустой, морковью и сочной травкой.

После ужина, лисичка попрощалась с новыми друзьями и ушла домой.

Дидактические игры: «Кто, чем питается?»

«IY-лишний предмет», домашние и дикие животные.

Сенсорное развитие «Обведи пальчиком» развитие мелкой моторики и зрительно- пространственного восприятия.

Ребенок указательным пальцем обводит по контуру сказочных животных и раскрашивает их.

Словесно – дидактическая игра

«Курочка – Рябушка» по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих: подгруппа детей

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие: дефектолог показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Дефектолог надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке дефектолога или детей:

- Курочка Ряба, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка Ряба, зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи! Дети произносят хором.

Кроме курочки Рябушки с цыплятками живет петушок.

При повторном проведении игры дефектолог предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Загадки побуждают детей к наблюдению, познанию,

Размышлению.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов. Мышка.

Какую роль играет мышка в сказке «Курочка Ряба».

Учить ребёнка пересказывать сказку, рисуя её или делать аппликации.

Словесно – дидактические игры через сказки помогают у ребёнка развивать внимание, мышление, целостное восприятие, общую и мелкую моторику, активизируют словарь. Развивают связную, грамотную речь; учат ребёнка анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

Формирует умение работать и играть в коллективе, вызывать у ребёнка положительные эмоции.

Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки»

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих: неограниченно

Материал: картинки с овощами и фанты

Игровое действие:

Вариант 1. Дефектолог с детьми уточняет, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Дефектолог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Дефектолог предупреждает, чтобы дети были внимательны, т. к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Дефектолог говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь».

Угадай Кто лишний? Сказка «Вершки – корешки»

В сказке мышка и лиса.

Игра в сказку – способствует активизации разных сторон речи детей. Угадай, из какой сказки? «Доскажи словечко», «Из чего замешивают тесто?»

Из муки он был печён,

На сметане был мешен,

На окошке он студился,

По дорожке он катился

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел

Съесть его хотел…. зайчишка,

Серый … волк и бурый …. Мишка

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую… лису

От неё уйти не смог.

Что за сказка? Колобок.

Маша в коробе сидит,

Далеко она … глядит.

Кто, несёт её, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет ее … медведь

Вместе с пирогами.

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку»

Дидактическая задача: Развивать у ребёнка интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих:

Игровое правило: По сигналу дефектолога начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т. д. Вначале дефектолог закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Когда задание будет выполнено, можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж.

Следующее задание расколдовать и сочинить сказку.

Перед детьми разложить картинки с изображением геометрических фигур. Оранжевые треугольники и зеленые пушистые полоски. Сверху на треугольники приложить зеленые полоски. На что стал похож рисунок?

Можно дать ребёнку подсказку – овощ. «Морковки – стройные девочки, с пышными кудрявыми волосами. Одеты в платьица оранжевого цвета. Лечат людей, зверей и своих друзей – овощей – витаминным соком. Могут полить соком на редисочки, и те вырастут большими».

«Помидор важный; у него надутые красные щеки, на голове корона; он король в своём огородном царстве».

«Капуста – богатая невеста; у нее сто платьев зеленого и белого цветов, и не всегда она желает с ними расставаться, проявляя жадность».

«Лучок – защитник всех обижаемых овощей; у него есть оружие – зеленая сабля и едкий жгучий сок. Если враг – гусеница будет обижать морковку, съедать у нее бочок, то лук саблей срубит голову, а на микробов прыснет едким соком, и те погибнут; он – друг людей».

«Горох – тоже защитник огородных друзей: если вдруг мышка схватит за бочок свеклу, то горох вытащит из своего сюртука горошины и бросит их на мышку, спасет своих друзей, а мышка испугается и убежит в свою норку».

В сказке овощи, как люди, могут быть веселыми и грустными, злыми и добрыми, сильными и слабыми.

После беседы по разбору характерных особенностей овощей заканчивалась самостоятельным сочинением сказки ребёнком. Ребенок может сочинить сказки, используя фрукты, ягоды, спор грибов и так далее.

Следующий этап ребенок дома с семьей сочиняет сказки. Сюжеты сказок у ребёнка были насыщены действиями, богаты диалогами. Можно предложить ребёнку взять интервью у любых предметов находящихся у ребёнка в комнате, у игрушек.

Такие совместные занятия помогают развитию детей, учат их увлеченности делом, готовят к творческому поиску.

Дидактические игры по русским народным сказкам
Фото №1 Дидактические игры по русским народным сказкам Картотека
Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас!Ю. Ким На протяжении многих.

Фотоотчет о мероприятии в форме квест-игры «Путешествие по русским народным сказкам»Фотоотчет о мероприятии в форме квест-игры «Путешествие по русским народным сказкам» 28 и 30 января в нашем детском саду для воспитанников старших и подготовительных групп были организованы нетрадиционные мероприятия – квесты.

Иллюстрации к русским народным сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок»Иллюстрации к русским народным сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок» Рисование может проводиться в свободной деятельности так как занимает больше отведенного на занятие времени. После прочтения сказки детям.

Интегрированная ННОД с элементами театрализации «Путешествие буккроссеров по русским народным сказкам» ВидеоИнтегрированная ННОД с элементами театрализации «Путешествие буккроссеров по русским народным сказкам» Видео Представляю вам мой конспект открытого занятия, проведённого в рамках большого проекта «Буккроссинг как приобщение старших дошкольников.

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам»Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам» Конспект НОД во 2 младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам». Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.

Квест-зарядка по русским народным сказкамКвест-зарядка по русским народным сказкам Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест (заимствование.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Сценарий театрализованного представления по русским народным сказкам «В поисках сказки»Сценарий театрализованного представления по русским народным сказкам «В поисках сказки» Цель: обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках. Задачи. -Вызвать положительный эмоциональный отклик,.

Библиотека изображений:

Публикация Дидактические игры по русским народным сказкам (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юрина Ольга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактические игры по русским народным сказкам
Опубликовано: 15 сентября 2021 в 20:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД