Получи документы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Юлия Зингер
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Дидактические игры по развитию количественных представлений:

«В лес за грибами»

Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Публикация «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

«Малина для медвежат»

Цель: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Ход игры: Воспитатель говорит: - Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.

«Угости зайчат»

Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

Дидактические игры на расположение в пространстве:

«Возьми игрушку»

Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Материалы: различные предметы и игрушки.

Ход игры: предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев.

В следующий раз сначала положите игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.

В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки – теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

«Внизу – вверху»

Содержание игры.

Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху».

Например:

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

«Сделай так, как я скажу»

Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Содержание игры. Воспитатель предлагает детям положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу – прямоугольник.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Если дети не знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

Игры со счетными палочками:

«Выложи из счётных палочек»

Цель: развитие логического мышления.

Задачи:

- уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

- воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

«Сложи фигуру по образцу»

Цель: развитие логического мышления.

Задачи:

-упражняться в выкладывании из счетных палочек силуэтов предметов по образцу, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

- воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

«Разрезные картинки»

Цель: научить дошкольников визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов.

Задачи:

1. Учить собирать сюжетную картинку из отдельных частей.

2. Развивать навыки работы с разрезными картинками, мышление, внимание;

формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения.

3. Учить узнавать предмет, изображённый на картинке, умении рассказывать о содержании собранной картинки.

4. Воспитывать интерес к развивающим играм, внимательность, аккуратность.

Дидактические игры с использованием геометрических фигур:

«Найди свой домик»

Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, формировать представление об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать мыслительные операции, внимание.

Оборудование: разноцветные домики, геометрические фигуры.

Правила игры: воспитатель раскладывает перед детьми разноцветные домики и геометрические фигуры. Задача детей - разложить по домикам те геометрические фигуры, которые изображены на домиках.

Предлагаемая игра является следующим шагом в развитии целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. В этой игре хорошо развивается у ребенка зрительное восприятие - ребенок узнает форму фигуры одними глазами.

«Логические таблицы»

Цель: развитие логического мышления, внимания.

Задачи:

- Улучшить зрительное восприятие;

- Развивать наблюдательность;

- Развивать умение ориентироваться на плоскости;

- Воспитывать усидчивость, стремление к достижению результата;

- Формировать игровые умения;

- Воспитывать бережное отношение к игровому материалу;

- Способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы.

«Наряди матрешку»

Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Материал: 6 матрёшек с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».

Описание игры.

Вариант № 1 – «Наряди».

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».

Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится : треугольниками, кругами, прямоугольниками, овалами, квадратами.

Дидактические игры на сравнение предметов, на определение частей суток:

«Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал: модель суток, картинки.

Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?

«Найди пару»

Цель. Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Материал: Логические фигуры или блоки.

Содержание

I

В игре участвуют пять — семь человек. Один набор фигур у ведущего в мешочке (коробке, второй — у игроков (расположен так, чтобы все видели фигуры и могли взять любую). Если у игроков блоки, то половина их у ведущего, а вторая половина у них.

Фигуры — зайчата: те, которые у игроков,— зайчата-девочки, которые у ведущего — зайчата-мальчики. Игровая задача заключается в том, чтобы помочь каждому зайчику-мальчику найти свою сестру. Ведущий называет, чем похожи братья и сестры (например, цветом, и выкладывает на стол одну из фигур (зайчика-мальчика). Дети ищут к ней пару (сестру, приставляют фигуру такого же цвета. Кто первым правильно составит пару — забирает ее себе. Далее ведущий поочередно выкладывает остальные фигуры, а дети ищут к ним пары. Тот, кто соберет больше фигур, становится ведущим.

Пары можно составлять на основе как сходства, так и различия свойств: одинаковые по цвету, разные по цвету; одинаковые по размеру, разные по размеру; одинаковые по форме, разные по форме.

В повторных играх игровые задачи могут меняться.

II

Пары составляются на основе сходства или различия по двум свойствам: одинаковые по цвету и форме; одинаковые по величине и толщине; одинаковые по толщине, но разные по цвету; одинаковые по размеру, но разные по форме; разные по форме и размеру; разные по цвету и форме и т. д.

Игру можно организовать как предыдущую или по-другому.

Предложите детям разделиться на пары. У каждой пары — набор логических фигур. Игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру. Второй игрок ищет к ней пару. Если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок. Побеждает тот, кто соберет больше фигур.

III

Пары составляются на основе сходства и различия по трем свойствам: одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру; одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные по цвету и форме. Взрослый поощряет активное придумывание детьми новых правил составления пар.

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством:

«Математическая гусеница»

Задачи:

- закреплять счёт порядковый и обратный в пределах 10;

- закреплять умение соотносить числа с точками;

- расширять словарный запас;

- развивать внимание, мышление, логику и мелкую моторику рук.

Подготовка игрового материала: гусеница изготовлена из картона, обклеенного полиграфической пленкой разных цветов. У гусеницы есть голова, остальные кружки разных размеров и цветов - это тело гусеницы. На каждом кружке наклеены цифры от 1 до 10 и маленькие кружочки, количество, которых соответствует цифре. Знаки сравнения изображены на белом картоне.

Правила игры:

1)Цель: закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10.

«Прямой и обратный счёт». Предложить ребенку разложить цифры по порядку, затем в обратном порядке. Показывать по одной, что бы ребенок называл цифру (по порядку или вразброс);

«Назови соседей». На стол выкладывается любая цифра, необходимо найти сначала соседа справа, затем соседа слева.

«Кто знает, дальше считает». Дети считают по порядку, кто сбивается выбывает из игры, продолжает тот ребенок, который знает.

«Какой цифры не стало». Выкладывается числовой ряд от 1 до 10 и специально пропускаются цифры, которые необходимо угадать.

2)Цель: закреплять умение различать правую и левую руки, а также пространственные направления, умение двигаться в определенном направлении (влево, вправо, вверх, вниз).

Собери «математическую гусеницу» так, чтобы было понятно, куда она ползет влево, вправо, вверх, вниз.

«Собери кружок»

Цель: Закрепить умения считать в пределах 1-10

Задачи:

- Соотношение количества предметов с цифрой;

- Развивать навыки согласования числительных.

«Божья коровка»

Цель: закрепить счет до 10, упражнять в умении обозначать количество предметов цифрой.

Задачи:

- развивать зрительное восприятие, память, мелкую моторику рук.

- способствовать развитию логического мышления.

- упражнять в счете предметов в пределах 10.

«Подбери цифре количество предметов»

Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 10-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру, правильно назвать её, а затем на круге подобрать картинку, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Дидактические игры на сравнение предметов:

«У кого хвост длиннее»

Задачи: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее".

Ход игры: детям предлагается сравнить длину хвостов у зверей.

«Найди»

Задачи:

1. Знакомить с логическими блоками

2. Закрепить название геометрических фигур, основные цвета, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий»

Цель: Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявляя общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша

Ход игры: Педагог дает детям задания – «Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

«Сравни предметы»

Цель: Сравнение предметов по высоте, длине, ширине.

Ход игры. Ребенку предлагается назвать находящиеся в комнате предметы, а затем сравнить их по высоте, длине, ширине выделив из них самый высокий и самый низкий, самый длинный и тд.

Дидактические игры, направленные на закрепление понятия симметрия:

«Зеркальная симметрия»

Оборудование: Карточки с симметричными рисунками, выложенные наполовину.

Цель: Закрепление знаний детей о симметрии.

Ход игры: Сложить картинку целиком.

«Картинки – половинки»

Оборудование: зеркало, карточки, на которых изображены половины симметричных предметов (подойдут простые изображения мяча, груши, грибочка, разноцветных кругов).

Задание: узнать предмет целиком и нарисовать зеркальное отражение предложенных половинок (таким образом ребенок знакомится с принципом симметричного рисования).

Ход игры: ребенок должен поднести зеркало к нарисованной половине таким образом, чтобы четко отразился весь предмет, рассмотреть его и затем дорисовать недостающую часть. Далее он проверяет себя с помощью зеркала.

Еще один вариант игры:

Нужно раскрасить только одну половину предмета и с помощью правильно поставленного зеркала увидеть полностью раскрашенный предмет. Такое «волшебство» вызывает восторг, удивление и особый интерес к изучению данной темы. Следует обратить внимание ребенка на то, что рисунок и зеркальное отображение полностью совпадают.

«Симметрия»

Цели: развитие концентрации внимания, мелкой моторики, воображения, цветовосприятия.

Правило игры: На круге белого цвета выкладывать из геометрических фигур узоры по образцу. Для усложнения игры круг разделен на 8, 4 и 2 части, соответственно, чем больше частей у круга, тем легче выполнить задание. Узоры можно придумывать любые, главное симметрия.

Дидактические игры на развитие творческого воображения:

«Закончи ряд»

Цель: учить различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); развивать логическое мышление, память.

Материал: карточки 15 штук, набор геометрических фигур.

Ход игры: детям раздаются карточки, необходимо закончить ряд геометрическими фигурами повторив его один или два раза.

«Геометрическая мозаика»

Цель: Развивать творческое воображение.

Задачи:

- Развивать наглядно-образное мышления, память, внимание.

- Закреплять знания о геометрических фигурах, умение выделять, сопоставлять и называть форму и цвет.

- Формировать умение различать пространственные направления и ориентироваться на листе бумаги : право-лево, внизу - вверху, в середине, в углу, творческие способности.

- Развивать умение устанавливать тождественность предметов по их свойствам.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры:

-Рассмотрите с ребенком картинки, расскажите из каких геометрических фигур они состоят, сколько их и какого цвета.

-Предложите ребенку выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а затем по памяти.

-Покажите ребенку карточку и предложите запомнить, какие фигуры использованы в изображении.

-Предложите ребенку выложить из геометрических фигур любое изображение.

«Сложи узор»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру развивать внимание, мыслительные операции.

Задачи:

1. Образовательные

- способствовать прочному усвоению дошкольниками учебного материала

- развивать пространственного воображения, сообразительности и логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать,

- обучение детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму, создавать новые образы - воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности.

2. Воспитательные

- Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

3. Развивающие

- Развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память

- Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятии.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представленийДидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Линейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представленийЛинейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений Цель: формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Задачи: - Дать детям элементарные представления.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Формирование элементарных математических представлений с детьми раннего возрастаФормирование элементарных математических представлений с детьми раннего возраста ФЭМП- Это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Поэтому уже с самого.

Библиотека изображений:

Публикация Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Зингер на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 апреля 2023 в 19:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД