Папки-передвижки

Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Людмила Шевцова
Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Для полноценного развития и воспитания подрастающего поколения сенсомоторное развитие детей было и остается во все времена важным и необходимым.

Сенсомоторное развитие дошкольника - развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов (цвете, форме, величине, развитие моторных навыков. Именно от уровня сенсорного развития в значительной степени зависит успешность физического, умственного, эстетического воспитания детей.

Публикация «Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование сенсорных эталонов начинается в младшем дошкольном возрасте. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, мяч круглый, трава зеленая и т. д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном цвета, формы, размера.

Так как младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсомоторного развития детей, в нашей группе «Ягодка» был создан центр сенсомоторного развития, который предназначен для выполнения ряда функций:

-развития мелкой моторики;

-стимуляции сенсорных функций;

-создания положительного эмоционального фона;

-активизации мышления, внимания, восприятия, памяти;

-повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.

При организации сенсомоторного центра выбрано, в первую очередь, удобное и доступное место расположения в групповом помещении. hello_html_m6afecb0f.jpg

Содержимое центра определяется в зависимости от потребности и изучаемой темы. Сенсомоторный центр используется в образовательном процессе: в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности детей.

В организации сенсомоторного центра учитывались такие принципы:

-содержательно – насыщенность;

-доступность;

-безопасность;

-вариативность.

Ведущая деятельность для маленького ребёнка – игра, поэтому особое место в сенсомоторном центре занимают дидактические игры. Дидактические игры, размещенные в cенсомоторном центре, для детей младшего дошкольного возраста направлены не только на развитие сенсорных способностей, но и на углубление и обобщение представлений об окружающем мире, о свойствах объектов, а также на активизацию психических процессов. Игры оснащены дидактическим материалом и соответствуют возрастным особенностям детей. Формы их организации как индивидуальные, так и подгрупповые.

Играя, все действия дети выполняют пальчиками. Распределение картинок, действия с прищепками, пуговицами, рисование манкой способствуют и формированию знаний, и развитию мелкой моторики.

Так, в игре «Разноцветные прищепки», помимо развития мелкой моторики, можно изучать цвета, счет, математические представления, развивать логическое мышление, творческое воображение.

Как играть с прищепками?

Сначала мы учим ребенка снимать прищепки, это под силу полуторагодовалым малышам. А вот ближе к двум годам ребенок может сам их прицеплять. С начала с вашей помощью, а потом и самостоятельно. Я разделяю дидактические игры с прищепками на 3 вида:hello_html_m2f8429d1.jpg

простые, не требующие специальной подготовки;

игры с картонными заготовками;

игры с распечатанными шаблонами.

С помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучики, дождик тучке, ёжику колючки.

Игровое упражнение «Колёса для машин». Фигуры машин разного цвета, колёса у машин отсутствуют; детям нужно найти колёса для машины, соотнести по цвету.

Игровое пособие «Спрячь мышку». С помощью этого пособия познакомить детей с четырьмя цветами спектра и их названиями. Упражнять в идентификации цвета. hello_html_m18dee200.jpg

Детям предлагаются домики, в которых живут мышки.

Каждый домик определенного цвета.

Нужно спрятать мышку от кошки, закрыв окошечки квадратами такого же цвета, что и домики.

hello_html_41710b6.jpg

Игровое пособие «Досочки Сегена», по смыслу напоминает методику известного педагога, но измененную и адаптированную для нашего времени.

В наборе планшеты с выемками по середине - квадратами, овалами, кругами, прямоугольниками, ромбиками, треугольниками.

Ребенку предлагается подобрать геометрические фигуры в прорези планшетов. Игра усложняется разными узорами - фигурку нужно вложить, учитывая цвет. Полезная игра для: развития внимания (поиск фигурки того же цвета); изучения геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, овал, развития мышления.

Дидактическая игра по развитию представлений о величине «Домики для медвежат»

В этой игре дети упражняются в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Не только развивается умение детей сравнивать два предмета по величине «большой, маленький», но и закрепляется цвет и форма предмета. hello_html_1048dd51.jpghello_html_1bf0ada5.jpg

Варианты заданий могут быть разные, например: «Спрячь под большой круг маленький круг» или «Отдай мишке большие фигуры, а зайчику маленькие»,

«Большой – маленький» (нужно составить пары).

Упражнение «Узнай на ощупь»

В игре формируются умения различать форму, используя тактильные ощущения.

Игровой материал. Мешочек, геометрические плоскостные фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат.

Играя в размещенные в данном центре игры, дети получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

Игры всегда вызывают радость, создают хорошее настроение. А радость – залог успешного развития каждого ребенка.

Литература:

1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада [Текст]/ Л. А. Венгер, Е. Г. Пилюгина - М. : «Просвещение», 1998.-144 с.

2. Венгер, Л. А. Сенсорное воспитание дошкольников/ Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – 14с.

3. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]/ Л. А. Венгер - М. : «Просвещение», 2008.

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Дидактические игры по математике для младшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Хватит ли?» Цель игры: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к.

Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста "СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА" Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Лэпбук «Игрушки». Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаЛэпбук «Игрушки». Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Лэпбук. Игрушки. (для младшего возраста) Данный лэпбук можно применить для знакомства с игрушками по теме:Игрушки,можно использовать для.

Библиотека изображений:

Публикация Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Шевцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2020 в 13:30
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД