Получи документы

Дидактическая игра — эффективное средство формирования произвольности

Наталья Горьковая
Дидактическая игра — эффективное средство формирования произвольности

Дидактическая игра является эффективным средством формирование таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно важно в настоящее время, когда гиперактивных детей, которым трудно контролировать свое поведение, становится все больше. Правила, навязывание извне, обычно плохо усваиваются детьми, те же правила, которые превращают игру в увлекательную совместную деятельность, вполне естественно ими принимаются. К соблюдению правил, к сознательному управлению своими действиями их побуждает сам совместный характер игры. Выполняя правила, дети заслуженно получают одобрение взрослого, признание и уважения сверстников.

Публикация «Дидактическая игра — эффективное средство формирования произвольности» размещена в разделах

Игра с правилом отличается от ролевой тем, что в ней правило адресовано самому ребёнку, а не игровому персонажу. Таким образом, правило становится средством осознания своего поведения.

Когда малыш начинает действовать по правилу, у него появляется первые признаки самоконтроля, а значит, его поведение приобретает большую степень произвольности не только в игре, но и в других, неигривых ситуациях. Перед ребенком впервые возникает вопрос: как надо вести себя? Правильно ли я поступаю? Прежде чем этот вопрос появится, он должен захотеть действовать «правильно», в соответствии с принятым и понятным правилом. В ходе игры он начинает сознательно, мотивированно выполнять добровольно принятые им правила, а значит, «правильное поведение» становится мотивом его собственных действий.

Рассмотрим, как происходит процесс освоения правил в игре.

Первоначально дети включаются в игру чисто эмоционально непосредственно. Их привлекает возможность общения со взрослым, игровой материал, они стремятся к двигательной активности.

Правило действия на этом этапе существует лишь в скрытой форме. Взрослый постоянно обращает внимание детей на то, что и когда следует делать, одобряет их правильные действия к требованиям организатора игры.

Следующий этап состоит в открытии, осознании ребенком правила. Факт осознания правила наиболее ярко проявляется в замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в ходе игры.

Они отмечают промахи друг друга, следят за действиями других. Такой контроль формирует внутреннюю готовность к выполнению установленных действий. При этом отчётливо проявляется стремления ребёнка играть по правилам : в случае если, этого не получается (например, если он забегает за запретную черту или случайно подглядывает, когда водит, он огорчается и старается в следующий раз поступать правильно. Все это свительствует о том, что правильно приобрело для ребенка личную значимость, стало мотивом его действия. Однако соблюдения правило на этом этапе еще устойчиво. Без активного участия взрослого, его поддержки игра сразу распадается, дети «забывают» о ее правилах.

Поддержка взрослого предполагает его непосредственное участие в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль за соблюдением правил и одобрение их. Если дети самостоятельно играют по установленным правилам, следят за их соблюдением, это значит, что они уже овладели правилом действия и могут контролировать свое поведение независимо от взрослого. С этих пор действия по правилу больше не связывает их свободу, а является актом их свободного осознанного выбора.

Таким образом, развивающие игры содержат всё необходимое для формирования наиболее ценных качеств личности ребенка. Однако, чтобы эти качества развились в полной мере, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическая игра для формирования геометрических представлений «Собери фигуры»Дидактическая игра для формирования геометрических представлений «Собери фигуры» Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Дидактическая игра — эффективное средство формирования произвольности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Горьковая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактическая игра — эффективное средство формирования произвольности
Опубликовано: 11 января 2024 в 21:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД