Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста

Серегина Мария
Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста

Постановка проблемы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выходит задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Умственное развитие дошкольников – важнейшая часть их общего психического развития, подготовки к школе и всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – это сложный процесс: формирование познавательных интересов, накопление различных знаний и навыков, овладение речью. «Ядро» умственного развития, основным содержанием которого является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические особенности, которые определяют легкость и простоту полученных новых знаний, возможность их использования для решения различных задач.

Публикация «Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школе. Важно не только, какими знаниями обладает ребенок до поступления в школу, но и готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Анализ исследований и публикаций. В психолого-педагогической литературе проблеме умственного воспитания посвящены работы Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др. В исследованиях Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой и других. Выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

В трудах В. А. Аванесовой, Ф. Н. Блехер, Е. И. Родионовой раскрываются дидактические аспекты умственного воспитания детей.

Цель статьи: научное обоснование эффективности применения дидактических игр как средства воспитания умственной активности дошкольников.

Изложение основного материала. Есть выражение «Вся наша жизнь – игра», которое долгое время было метафорой. Игра существует уже десятки веков, проникая на все континенты, в разные сферы общественной жизни и выполняя различные функции. Игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта.

Важность дидактической игры в развитии и воспитании ребенка учитывается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Множество педагогов оценивают игру как серьезное и необходимое занятие для ребенка, так как это эффективное средство формирования личности дошкольника, его нравственных и волевых качеств; осознана необходимость влияния на мир в игре.

Дошкольное детство – короткий, но важнейший период становления личности. В этот период ребенок приобретает предварительные знания об окружающем мире, начинает формировать определенное отношение к людям, к труду, развивает характер, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Основное занятие дошкольника – это игра. В процессе игры у ребенка развиваются духовные и физические силы; его внимание, память, воображение, дисциплина и ловкость. Игра также является способом познания социального опыта дошкольного опыта. Именно в игре формируются все стороны личности ребенка, в его психике происходят значительные изменения, которые готовят его к более высокой ступени развития. Этим можно объяснить огромный образовательный потенциал игры, ведущей к активности дошкольника [2, с. 82].

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает дома и в дошкольном учреждении, находят практическое применение и развитие в игре. Ребенок, воспроизводя в игре несколько жизненных событий, эпизодов из сказок и рассказов, размышляет над увиденным, прочитанным и рассказанном. Ему становится понятен смысл многих явлений, и их значение. Игровое воплощение жизненного опыта – сложный процесс. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, так как с ее помощью решаются важные учебные задачи. По своим интересам, мечтам о будущей профессии дети выбирают игры, которые позволяют им постепенно развивать общие представления о важности работы и роли различных профессий. В детских играх умственная деятельность всегда связана с работой воображения. Благодаря этому у дошкольника развиваются творческие способности в игре.

Умственное воспитание считается одним из аспектов общего психического развития человека. Следовательно, распространенное в отечественной психологии понимание психического развития применяется к ним как к специфическому процессу присвоения индивидом социального опыта, накопленного человечеством.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». В программах для воспитания и развития детей в детском саду, в различных сборниках указано множество дидактических игр. Их можно классифицировать по содержанию, по задачам умственного воспитания, по характеру игровых действий и правил [1].

Благодаря интересным играм у детей создается веселое, бодрое настроение, удовлетворяются их потребности в активной деятельности, жизнь ребенка становится насыщенной. Если лишить ребенка увлекательной игры, то даже при правильных условиях, при правильном питании ребенок станет вялым и будет плохо развиваться. В игровой деятельности ребенка все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласованность действий для достижения общей цели, умение справедливо решать спорные вопросы.

Педагогу необходимо помнить, что преодоление препятствий, достижение целей и самостоятельный поиск – очень важный момент в игре. Все эти элементы игры развивают умственные способности дошкольника. В дидактической игре ребенок должен решать несколько мысленных задач независимых друг от друга: описывать предметы, группировать их по различным свойствам и атрибутам, угадывать предметы и действия по описанию и составлять рассказы. Дети должны уметь находить ответ, угадывать, сравнивать, делать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют смекалку, способность решать проблемы самостоятельно, способность к волевым усилиям для достижения цели.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, конструированием, лепкой. Несмотря на различные способы отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, у этих видов деятельности много общего; можно увидеть одни и те же темы как в игре, так и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети часто поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Дидактическая игра предназначена для детей. Для взрослого это способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых методик обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать их прогрессивными [3, с. 142].

Выводы. Дидактическая игра – необходимый инструмент для развития и воспитания ребенка, поскольку каждое задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не осознавая, что они получают новые знания, закрепляют новые и уже приобретенные навыки и учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми. Также обратим внимание, что правила являются неотъемлемой частью дидактической игры. Они используются для организации поведения и действий ребенка. Чтобы подчиняться правилам, ребенок должен научиться преодолевать негативные эмоции, возникающие в результате неудачного исхода, и использовать силу воли.

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить не только полноценное развитие дошкольников, но и необходимый уровень воспитания.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 15:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД