Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство обучения хакасскому языку

Сагалакова Евгения Вячеславовна
Дидактическая игра как средство обучения хакасскому языку

Использование дидактических игр при обучении хакасскому языку способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактические игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища.

Публикация «Дидактическая игра как средство обучения хакасскому языку» размещена в разделах

В ходе дидактической игры дети называют предметы обихода на хакасском языке, выделяют их цвет, форму, размер, количество. Показывают и называют действия с этими предметами. Игры сопровождаются действиями, что способствует общему развитию и координации движений.

Трехлетние дети в ходе освоения содержания расширяют словарный запас, дети старшего возраста называют слова, составляют простые предложения. У тех и других детей активизируется активный и пассивный словари. Детям младшей группы даются простые слова: принеси, покажи, найди.

Например, мелей чо ыл (рукавиц нет, хара ын козіт (покажи глазки, таап ал хызыл меспек (найди и принеси красный мяч).

В старшей группе детям новые слова дают уже со знакомыми, например,

- пу та ах (это курица)

- та ах ниме итче? (курица что делает)

-та ах турча (курица стоит). Можно сказать предложением или одним словом «турча».

В ходе дидактической игры дети закрепляют лексический материал, ранее полученный на занятиях.

Игра «Хайхасты хапчы ас» («Чудесный мешочек») проводится в младшей и средней группах. Цель этой игры заключается в том, чтобы дети по очереди называли знакомые игрушки. -Пу меспек, та ах, iнек, к кл (это мячик, курица, корова, кукла) и т. д.

Игра «Сизiн ниме чазыр сал аннар?» («Что изменилось?»).

Цель: воспитание внимания, ориентировки в пространстве и овладение словами, обозначающими пространственное расположение предметов.

На столе расставляются в известном порядке башенки, матрешки, раскладываются кольца.

Воспитатель предлагает детям запомнить расположение предметов. Один из играющих уходит, в это время расположение башенок изменятся. Воспитатель зовет водящего, предлагает внимательно посмотреть «Что изменилось?» Ребенок показывает, где стояла игрушка раньше, а воспитатель определяет словами перемещение башенок, подчеркивая: «Желтая башенка стояла в уголке, а теперь она в середине стола».

Постепенно дети научаются обозначать словами местоположение предметов.

Игра «Таап, а ыл пир» («Найди и принеси») в младшей группе.

Цель: находить одинаковые предметы по цвету.

Игра «Знакомство куклы Тарины с едой».

Цель: назвать продукты питания (сўт, ўгре, чей, ісче (молоко, суп, чай, пить). ас-тамахты орта адиры (правильно называть продукты питания) сўт, ўгре, чей, ісче (молоко, суп, чай, пить).

Игра «Оденем куклу Тарину на прогулку».

Цель: упражнять детей называть предметы одежды и их цвет: тон, мелей, ах (шуба, рукавица, белый).

Тарина тонанча. Аны чылы тон – Тарина одевается. У нее теплая шуба.

Игра «Нимені хайдар салар а?» («Что куда положить?»)

Например, к генекті шкафсар салар а (платье повесить в шкаф).

Игра «Кемнi палазы?» («Чей детеныш?»)

Цель: найти для детенышей маму.

В младшем возрасте, знакомя детей с домашним животным, мы говорим:

Iнек (корова) – інек палазы детеныш коровы, сосха (свинья) – сосха палазы (детеныш свиньи).

А в старшем возрасте говорим: інек (корова)– пызо (теленок, ат (лошадь) – хулун (жеребенок, хой (овца) – хура ан (ягненок, в этом же возрасте знакомим со словами единственного и множественного числа.

Ед. ч Мн. ч

Танах (курица)

Адай (собака)

Мал (животное)

Харах (глаз) Та ах палалары (цыплята)

Адай палалары (щенки)

Маллар (животные)

Харахтары (глаза)

Дидактическая игра «Полыс пир» («Помоги»).

Читая знакомую сказку, воспитатель не называет последнее слово, дети помогают договорить до конца предложение.

Работа над звуком.

Работа над правильным произношением звука необходима не только в игре, но и на занятии.

Игра «Ниме, хайди тапсапча?» («Кто как кричит?»)

Уу – у – тапсапча (гудит) паровоз,

Ў-ў-ў – сарнапча угу (кричит сова,

О – о –о – орлапча аба, (ревет медведь)

- - – октепсе аба ах (ревет медвежонок,

Мў-ў-ўў - пызочах (теленок,

Пи – пи – пи – та ах палалары (цыплята)

Питу ас (петушок) - ки – ке – ре – кўў,

Сосха ах (поросенок) – хру – хру.

Работа с детьми 5-6 лет.

1) Отвечать на вопросы воспитателя: хайда хызычах (какая девочка? – хызы ах сiлiг, кiчiг (девочка красивая, маленькая);

2) Договаривать предложения за взрослым: Пiс пўўн тасхар парбаспыс, …. на мыр чаапча - Мы сегодня на улицу не пойдем, потому что идет дождь;

3) Задавать вопросы взрослым: Тарина ниме итче? (что делает Тарина) – Тарина ойнапча (Тарина играет).

Загадывание и отгадывание загадок.

Цель: развитие познавательного интереса у детей.

Зимой спит, летом ягоду ест (медведь).

Зимой белый, летом серый (заяц).

С детьми старшего возраста хакасские звуки учат говорить отдельно, сложные звуки по слогам: мў, м, а, о, а, о.

Вместе с воспитателем называют слова: пўўр, к к, iс, на мыр и др. (волк, зеленый, пей, дождь)

Сравниваем хакасские звуки с русскими : у – ў, о – .

При заучивании стихотворения, пословиц, песен сложные слова повторяем несколько раз.

Составляем рассказы по сюжетным картинкам по теме из 2-3 слов.

Полученные знания закрепляем в других видах деятельности: на музыкальном занятии, режимных моментах, праздниках, в совместной деятельности.

Список литературы

1. Давидчук А. Н, Селихова Л. Г. Дидактические игры- средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2013.-176с. - (Истоки)

2. Хакас Республиканы ол ан садтарына к зідімге тимнелген хакас тіліні программазы-Примерная программа по хакасскому языку для дошкольных образовательных организаций Республики Хакасия. На хакасском языке. -Абакан: Хакасское кн. изд-во. -56с.

Публикации по теме:

Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языкуДидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языку Гольянский детский сад структурное подразделение МБОУ №»Гольянская СОШ» Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Волшебная тучка» для обучения чтению и составлению словДидактическая игра «Волшебная тучка» для обучения чтению и составлению слов Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И человек стал человеком исключительно потому,.

Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения)Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения) Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» Цель: Дать знания о том, чем питаются дикие и домашние животные. Задачи:.

Дидактическая игра для обучения звуковому анализу словДидактическая игра для обучения звуковому анализу слов Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов. Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка полного звукового.

Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе»Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе» Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С. И. Мерзлякова Театр – это таинство, волшебное смешное.

Компьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языкуКомпьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языку Обучение чему- то полезному не всегда бывает интересным. Так думают некоторые дети, которым больше по душе игры и развлечения, чем учеба.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Библиотека изображений:

Публикация Дидактическая игра как средство обучения хакасскому языку (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сагалакова Евгения Вячеславовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактическая игра как средство обучения хакасскому языку
Опубликовано: 17 марта 2022 в 14:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД