Лучший педагог года

Диагностика звуковой культуры речи

Алевтина Никитенко
Диагностика звуковой культуры речи

Диагностика

1. Обследование звукопроизношения.

Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков, картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, в середине, в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются.

Примерный список слов, на которые можно подобрать картинки:

(с) – санки, оса, нос;

(с) – семь, апельсин, гусь;

(з) – замок, коза;

(з) – зима, магазин;

(ц) – цапля, овца, палец;

Публикация «Диагностика звуковой культуры речи» размещена в разделах

(ш) – шапка, машина, мышь;

(ж) – жук, лыжи;

(ч) – чайник, качели, мяч;

(щ) – щука, овощи, плащ;

(л) – лампа, балалайка, дятел;

(л,) – лимон, пальма, фасоль;

(р) – ракета, картошка, комар;

(р,) – репка, карета, дверь;

(к) – кошка, окно, летчик;

(г) – город, огород, дог;

(х) – хлеб, охота, ах.

В таблице обследования фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

Результаты обследования должны отражать:

• Форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении) : отсутствует, заменяется, искажается;

• Положение нарушенного звука : в начале, в середине, в конце слова;

• Наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.

По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения. (Дифтонги (я, (е, (ё, (ю) бальной системой не оцениваются.) За каждый правильно произносимый звук ребенок получает 1 балл.

Первый уровень (низкий, менее 20 баллов). У ребенка нарушено более пяти групп звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков имеют место синкинезии, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

Второй уровень (ниже среднего, 30 – 21 балл). У ребенка нарушены 3-4 группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков имеют место синкинезии, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

Третий уровень (средний, 35 – 31 балл). У ребенка нарушено 7 – 11 звуков, относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Четвертый уровень (выше среднего, 41 – 36 баллов). У ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к не более одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Пятый уровень (высокий, 42 балла). Ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Результаты обследования заносятся в таблицу.

Обследование звукопроизношения детей ___ ДОУ ___

Дата обследования___

№ Ф. И. О. ребенка свистящие шипящие сонорные заднеязычные Уровень нарушения

С С з з ц ш щ ж ч л л р р г к х й

1

2

3

4

5

2. Обследование артикуляционной моторики

Выявление особенностей артикуляционной моторики производится в процессе выполнения ребенком по указанию логопеда определенных действий.

1. исследование подвижности губ. Для выявления подвижности губ ребенку предлагается по подражанию выполнить следующие движения:

– вытянуть губы вперед и округлить;

– отвести их уголки в стороны;

- поднять верхнюю губу;

- опустить нижнюю;

- облизнуть губы;

- усиленно выдыхая, вызывать вибрацию губ;

- надуть щеки – втянуть их.

2. Исследование подвижности языка. Для выявления подвижности языка ребенку предлагается по подражанию:

- сделать язык сначала узким, а потом широким;

- поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним;

- подвигать им, как «маятником».

3. Исследование подвижности нижней челюсти. Для выявления подвижности нижней челюсти ребенку предлагается по подражанию:

- опустить челюсть;

- выдвинуть вперед;

- подвигать в стороны.

4. Исследование подвижности мягкого неба. Для выявления подвижности мягкого неба ребенку предлагается произнести звук «а». При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого неба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.

При выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинезы, синкинезии, замедление темпа при повторных движениях. При анализе состояния артикуляционной моторики за основу могут быть взяты следующие параметры:

1. Движения артикуляционного аппарата: активные, пассивные.

2. Объем движений: полный, неполный.

3. Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.

4. Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.

5. Наличие сопутствующих и насильственных движений (указать какие).

6. Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.

7. Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.

По результатам обследования артикуляционной моторики определяется уровень. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Максимальное количество баллов:

За первое задание – 7 баллов;

За второе задание – 3 балла;

За третье задание – 3 балла;

За четвертое задание – 2 балла.

Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенок затрудняется в движениях артикуляторных органов, наблюдается невозможность выполнения большинства движений губами, языком. Не может по подражанию вытянуть губы вперед, отвести их уголки в стороны, поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их, вызвать вибрацию губ, надуть щеки – втянуть их. При выполнении движений языком отмечается неумение выполнить упражнение на последовательность движений, на распластывание языка (язык комком) при повышенном тонусе. При пониженном тонусе (язык тонкий, вялый) могут быть тремор, гиперкинезы, синкинезии, гиперсаливация. Отмечаются отсутствие активного замыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, отсутствие рефлексов задней стенки глотки.

Второй уровень (ниже среднего, 6-3 балла). У ребенка отмечается невозможность выполнения многих движений органами артикуляционного аппарата, неполный объем движений, тонус мускулатуры напряженный или вялый, движения неточные, отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насильственные движения, отмечается саливация, темп движений или замедленный, или быстрый. При этом ребенок не достаточно удерживает артикуляторы в определенной позиции.

Третий уровень (средний, 10-7 баллов). У ребенка при выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Могут иметь место тремор, замедление темпа при повторных движениях.

Четвертый уровень (выше среднего, 13 – 11 баллов). У ребенка артикуляционная моторика сформирована, объем движений полный, но они являются замедленными, неловкими, недифференцированными. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Во время выполнения движений органами артикуляционного аппарата нет синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Пятый уровень (высокий, 15-14 баллов). У ребенка артикуляционная моторика сформирована полностью. Движения артикуляторного аппарата активные, объем движений полный, тонус мускулатуры нормальный, движения точные, темп нормальный, сопутствующие движения отсутствуют.

Результаты обследования заносятся в таблицу (приложение).

Обследование артикуляционной моторики детей ___группы

ДОУ ___

Дата обследования___

№ Ф. И. О. ребенка Исследование подвижности губ Исследование подвижности языка Исследование подвижности нижней челюсти Исследование подвижности мягкого неба Уровень нарушения

1

2

3

4

5

3. Обследование строения артикуляционного аппарата.

Исследование губ. Узкие, мясистые, ахейлия (отсутствие губ, синхейлия (срастание боковых отделов губ, брахихейлия (короткая средняя часть верхней губы, утолщение и укорочение уздечки верхней губы, в пределах нормы.

1. Исследование зубного ряда. Гигантские (с несоразмерно большими коронками, мезио – дистальное смещение (вне челюстной дуги, адентия (отсутсвие одного или нескольких зубов, сверхкомплектные, деформированные, кривые, мелкие (с несоразмерно маленькими коронками, редкие, шиповидные, уродливые.

Вестибулярное отклонение (смещение зубов кнаружи от зубного ряда, оральный наклон (смещение зубов кнутри от зубного ряда, супераокклюзия (высокое расположение зуба, не доходящего до плоскости смыкания зубных рядов, инфраокклюзия (выдвинутое, низкое по отношению к окклюзивной плоскости положение зуба, тремы, диастемы, поворот зуба вокруг продольной оси, скученное расположение зубов.

2. Исследование прикуса. ПРогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения (выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус (искривление челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус, трансверзальные суженные зубные ряды (несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов, прямой, плавающий, глубокий.

3. Исследование языка. Узкий, мясистый, анкилоглоссия (короткая подъязычная связка, микроглоссия (маленький, макроглоссия (большой, глоссотомия (частичное или полное удаление языка, глоссоптоз (аномалия развития).

4. Исследование твердого и мягкого нёба.

Твёрдое нё бо: готическое, куполообразное, узкое, низкое, уплощённое. Мягкое нё бо: короткое, врожденное изолированное недоразвитие.

5. Исследование нижней челюсти. Деформирована, микрогнатия (малые размеры верхней челюсти, макрогнатия (большие размеры верхней челюсти, микрогения (малые размеры нижней челюсти, макрогения (большие размеры нижней челюсти).

При обследовании отражаются особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие, грубые отклонения (указать какие).

По результатам обследования строения артикуляционного аппарата определяется уровень. За каждое нарушение ребенок получает 1 балл.

Первый уровень (низкий, более 4 баллов). У ребенка имеются грубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, большой язык, малые или большие размеры верхней или нижней челюсти, готическое нёбо, прогнатия, прогения, открытый передний прикус, мезио – дистальное смещение зубного ряда и т. д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленное дизартрией.

Второй уровень (ниже среднего, 3 балла). У ребенка имеются грубые и негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, твердое нёбо – узкое, низкое, уплощенное, зубной ряд – кривые, мелкие, шиповидные; прикус – прямой, глубокий и т. д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленное дизартрией.

Третий уровень (средний, 2 балла). У ребенка имеются негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата.

Четвёртый уровень (выше среднего, 1 балл). У ребенка имеются нарушения в строении артикуляционного аппарата, но оно негрубое.

Пятый уровень (высокий, 0 баллов). У ребёнка нет нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Результаты обследования заносятся в таблицу.

Обследование строения артикуляционного аппарата детей ___ группы

ДОУ___

Дата обследования___

№ Ф. И. О. ребенка Исследование губ Исследование зубного ряда Исследование прикуса Исследование языка Исследование твердого и мягкого неба Исследование нижней челюсти Уровень нарушения

1

2

3

4

5

4. Обследование фонематического восприятия.

1. Исследование состояния физиологического слуха.

Исследование слуха проводится шепотной речью. Рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая – обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе слов относятся слова, в состав которых входят гласные (у, (о, из согласных – (м, (н, (В, (Р, например: ворон, двор, море, номер, нора и т. п. ; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – (а, (и, (э) : час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть и т. п.

2. Исследование дифференциации неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина, «Что проехало?» (трамвай, «Кто смеется? (девочка, «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).

3. Исследование слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».

4. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем:

- ба-па, да-та, кА-га-ка, са-ся, жа-ша, са-за;

- мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза;

- семь машин на шоссе;

- пастушок быстро шел;

- висел железный замок;

- ручное зеркало упало.

5. Исследование фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:

- определить, есть ли звук (с) в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;

- определить количество звуков в слове и место звука (с) в словах: сок, оса, нос;

- составить слово из звуков : (с, (т, (о, (л); (к, (а, (р); (р, (а, (ш);

- придумать слово на заданный звук : (с, (ш, (л, (р);

- из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.

По результатам обследования фонематического восприятия определяется уровень. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Максимальное количество баллов:

за первое задание – 1 балл;

за второе задание – 1 балл;

за третье задание – 1 балл;

за четвертое задание – 6 баллов;

за пятое задание – 5 баллов.

Первый уровень (низкий, менее 4 баллов). У ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.

Второй уровень (ниже среднего, 6-5 баллов). У ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Ребёнок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.

Третий уровень (средний, 9-7 баллов). У ребенка фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок иногда затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.

Четвертый уровень (выше среднего, 12-10 баллов). У ребенка фонематическое восприятие сформировано не полностью. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок может допускать отдельные ошибки при определении наличия звука и количества звуков в словах, при составлении слов из звуков, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух не нарушен.

Пятый уровень (высокий, 14-13 баллов). У ребенка фонематическое восприятие полностью сформировано. Фонематический слух развит.

Результаты обследования заносятся в таблицу.

Обследование фонематического восприятия детей ___ группы ДОУ___

Дата обследования___

№ Ф. И. О. ребенка Исследование состояния физиологического слуха Исследование дифференциации неречевых звуков Исследование слуховой памяти и понимания речи Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками Исследование фонематического анализа и синтеза Уровень нарушения

1

2

3

4

5

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика звуковой культуры речи
Опубликовано: 16 октября 2023 в 17:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД