Получи документы

Диагностика уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста

Khrapova
Диагностика уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста

Диагностика уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста

Последующим этапом работы стала диагностика младших школьников, посещающих художественно-эстетические кружки.

В исследование была включена возрастная группа младшего школьного возраста, состоящая из 25 учащихся в возрасте от 7 до 9 лет.

Цель диагностики : выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников.

Задачами диагностики являются :

Публикация «Диагностика уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

1) Выбор средств исследования в контексте изучаемой проблемы эксперимента.

2) Проведение диагностической процедуры исследования.

3) Анализ и трактовка итогов диагностического исследования.

В соответствии с критериями, предложенными О. В. Дедюхиной, художественно-эстетическое воспитание включает в себя три компонента: познавательный, эмоционально-мотивационный, деятельностный. Особенности формирования компонентов художественно-эстетического воспитания детей представлены в Приложении 1 [10].

В соответствии с компонентами нами выделены методы определения уровня художественно-эстетической подготовки :

- познавательный компонент интервью, нацеленное на познание уровня эстетической воспитанности младших школьников;

- эмоционально-мотивационная составляющая тест «Ван Гог» Э. К. Торшиловой и Т. М. Морозовой;

- деятельностный компонент анализ продуктов творческой деятельности.

На первом этапе было предложено провести интервью с младшими школьниками (приложение 2). Цель: определить уровень сформированности познавательного компонента художественно-эстетического воспитания младших школьников.

Предлагаемое интервью дает возможность оценить отношение школьников к красоте и раскрыть сущность эстетических качеств.

Итоги обработки ответов младших школьников представлены на рисунке 1. Подробный вариант обработки с итогами для каждого ребенка представлен в приложении 3.

Рисунок 1 - Уровень сформированности познавательного компонента художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста

После диагностики выявлено, что 9 детей (36%) имеют высокий уровень сформированности когнитивного компонента. Учащиеся проявляют заинтересованность к художественной деятельности. Средний уровень показали 11 младших школьников (44%). У детей появляется заинтересованность к различным видам искусства, но с предпочтением зрелищности, без ориентации на высокохудожественные, традиционные эталоны искусства. Низкий уровень показали 5 учащихся (20%). Отсутствие заинтересованности или слабо демонстрированная заинтересованность к искусству и художественной деятельности.

Далее мы провели тест Ван Гога (Приложение 2). Цель теста: определить уровень эмоционально-мотивационного элемента художественно-эстетического воспитания.

Детям предлагаются пары картинок – картины или фотографии и работы живописцев. В избранных для оценивания парах детям предстоит разрешить очень сложную задачу: выбор между ярким и плохим или хорошим, но темным; понятным, но несуразным или необычным, но ярким.

Итоги обработки ответов детей школьного возраста на тест представлены на рисунке 2. Развёрнутый вариант обработки с итогами по каждому ребенку приведен в приложении 4.

Рисунок 2 Уровень сформированности эмоционально-мотивационного компонента художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста

По итогам тестирования выявлены надлежащие уровни сформированности эмоционально-мотивационной составляющей художественно-эстетического воспитания младших школьников : высокий уровень выявлен у 6 детей (24%).

6 учащихся (24%) основывали свои оценки на яркости фото, цветовом тоне, привлекательно некрасиво и хорошо - плохо, а не на художественной и содержательной ценности. В большинстве случаев испытуемые не могут или лишь только сжато обосновывают собственный выбор. Приведем модель ответов детей при выборе между парами 4-4 а, 7-7 а: «Я выбираю (4, потому что там все прекрасно видно», «О, это открытка с 8 марта! (7)». Такие ответы свидетельствуют о низком уровне развития эмоционально-мотивационной составляющей художественно-эстетического воспитания. 13 учеников (52%, выбравших изображения 2, 3а, 6а, сказали: «Мне нравится это изображение», «Конечно, я выбираю (1 а, потому что оно красивое», «Я выбираю (6 а, потому что вы можете играть с ним» «Мне нравится этот пёс (3 а, он похож на реального», но он не может разъяснить, что ему действительно нравится на иллюстрациях. Это свидетельствует о среднем уровне развития эмоционально-мотивирующего компонента.

С целью определения образовательного уровня деятельностного компонента художественно-эстетического воспитания мы проанализировали продукты творческой деятельности и выявили наличие навыков изобразительного искусства и ремесел, а также демонстрацию креативных возможностей младших школьников.

Детям предлагалось нарисовать картинку на свободную тему с помощью узоров. Для оценки итогов применялись надлежащие критерии.

1. Высокий уровень (3 балла). Использует разные цвета и оттенки для создания выразительного образа. Он умело передает суть рисунка, а также форму и строение предметов, композиционно выстраивает сюжет, передает передний и задний план, использует для передачи образа всевозможные выразительные средства. Свободно изображает узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства.

2. Средний уровень (2 балла). Он применяет для создания картины однообразные цвета, практически не дает новых оттенков, не передает ясно содержания картины, формы и строения предметов. С трудом выстраивая композицию, не часто использует различные выразительные средства для передачи образа. Испытывает трудности с более точным перенесением орнаментов.

3. Низкий уровень (1 балл). Он не использует разные цвета и оттенки, не умеет изображать вспомогательные тона, не умеет передавать содержание картины, а также форму и строение предметов, не умеет конструировать композицию. Не умеет рисовать узоры. Итоги представлены в таблице на рисунке 3. Расширенный вариант обработки с итогами для каждого ребенка показан в Приложении 5.

Рисунок 3 Уровень сформированности деятельностного компонента художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста

По результатам диагностики младшие школьники были разделены по уровням художественно-эстетической воспитанности (Рисунок 4, ранее представленным в Приложении 1. Таблица, обобщающая результаты диагностики, представлена в приложении 6.

Рисунок 4 Уровень художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста

В итоге диагностики было выявлено, что 10 младших школьников (40 %) имеют высокий уровень художественно-эстетической образованности, 7 детей (28 %) средний уровень художественно-эстетической образованности, 8 детей (32%) имеют низкий уровень.

Таким образом, диагностика младших школьников позволила сделать надлежащие выводы:

- художественно-эстетическое направление считается одним из приоритетов анализируемого учреждения.

- младшие школьники посещают 3 студии, общее количество детей младшего школьного возраста составляет 25 человек.

- по итогам диагностики 10 младших школьников (40%) имеют высокий уровень художественно-эстетической образованности, 7 детей (28%) средний уровень, 8 детей (32%) низкий уровень.

Поэтому необходимо организовать дополнительную работу по художественно-эстетическому воспитанию детей, посещающих художественно-эстетические кружки и студии, а также повысить качество работы художественно-эстетической направленности Центра дополнительного образования.

В целях повышения уровня художественно-эстетического воспитания школьников считаем необходимым разработать художественно-эстетическую образовательную программу для учреждений дополнительного образования.

2.3 Комплекс мероприятий художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста в центре детского творчества

Стратегической целью государственной политики в сфере образования, определенной в «Стратегии развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года», является повышение доступности качественного образования в согласовании с требованиями инноваторского становления экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и потребности современного сообщества [36].

Исходя из установленных задач, процесс модернизации системы образования сопрягается с переосмыслением отечественной и зарубежной педагогической теории и практики, что присваивает воспитанию гуманистический характер и разъясняет механизмы гармонического целостного становления личности.

Реальным направлением модернизации системы образования считается художественно-эстетическое воспитание как одно из основополагающих средств духовно-нравственного и культурного становления личности. Реализация данного направленности в особенности актуальна применительно к учреждениям дополнительного образования детей. Этот содержание заложен в «Концепции долговременного социально-экономического становления Российской Федерации на период до 2025 года» и подразумевает разрешение соответственных приоритетных задач:

- обеспечение инноваторского характера образования, в том числе обновление структуры сети образовательных учреждений и развитие многообразия образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования;

- модификация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе развитие системы дополнительного образования.

Значительность в воспитании детей младшего школьного возраста имеет художественно-эстетическое воспитание на базе искусства. Это одно из средств духовно-нравственного становления личности, основанное на принятии и осознании художественных ценностей через художественно-творческую деятельность.

Дополнительное образование в области художественно-эстетического воспитания детей представляет собой важную часть образовательного пространства передового российского общества и органично сочетает в себе воспитание, формирование и развитие личности ребенка.

Основополагающая цель учреждения дополнительного образования в области художественно-эстетического образования быть привлекательным и востребованным населением может быть достигнута только за счет дифференцированного комплекса мероприятий, мобильно отвечающих желаниям субъектов.

Искусство считается одним из важнейших факторов, формирующих личность человека и расширяющих его познание находящегося вокруг мира. Художественное восприятие представляет собой основу формирования отношения человека к художественным явлениям. Поэтому развитие способности к восприятию становится одной из принципиальных задач в художественно-эстетическом воспитании младших школьников.

Совершенное постижение художественным образом возможно только тогда, когда у детей развивается и воспитывается эстетическое чувство, основанное на умении эмоционально реагировать: умение распознавать сущность художественных творений, определять выразительные средства, применяемые художником, давать характеристику этому образу, а также соотносить содержание художественного произведения с собственным жизненным опытом. Разработанная программа призвана решить эту проблему. Полная версия программы представлена в Приложении 7.

Цель программы: организация мероприятий, связанных с художественно-эстетическим воспитанием младших школьников в учреждении дополнительного образования.

Основными направленностями работы в рамках программы являются:

- диагностика возможностей и творческих способностей младших школьников;

- создание этически и эстетически организованной среды;

- обучение этическим нормам и моральным принципам посредством искусства;

- развитие чувства красоты, находящейся вокруг действительности, заинтересованности к познанию художественных сокровищ родного края у младших школьников.

Участники программы: младшие школьники.

Продолжительность программы: 4 часа в неделю, всего 132 часа или 34 недели.

Задачи мероприятий: совершенствование художественно-эстетического представления различных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура) в различных их жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт, этнического творчества и рукоделия; содействие формированию художественно-эстетического отношения к находящемуся вокруг миру, совершенствованию художественно-эстетического, эмоционально-оценочного и деятельностного опыта школьников.

В разработанной деятельности применяются такие методы художественно-эстетического воспитания, как:

• метод убеждения, направленный на формирование художественно-эстетического восприятия, оценки, первых проявлений вкуса;

• метод привыкания, упражнения – для приобретения навыков культуры поведения;

• метод воспитания эмпатии, эмоциональной восприимчивости к красоте и безобразию находящегося вокруг мира;

• метод проблемных ситуаций – побуждает к творческим и практическим действиям.

Оценка в рамках программы: Оценки не выставляются. Основными особенностями системы оценивания труда младших школьников являются :

- доброжелательное отношение как к личности;

- положительное отношение к усилиям ребенка по решению проблемы. Позитивный настрой преподавателя не находится в зависимости напрямую от успешности исполнения задания. Даже если ребенок не смог решить задачу, его усилия оцениваются;

- конкретный анализ трудностей, с которыми столкнулся младший школьник при решении задачи, а также допущенных им ошибок;

- конкретные рекомендации по улучшению итога, полученного в последующем эксперименте.

Такой подход к мониторингу и оценке учащихся фокусируется на их успеваемости, поощрении и поддержке, сопровождаемой вполне конкретными действиями учащихся и преподавателей, направленными на повышение качества обучения по программе и повышение уровня художественно-эстетического развития.

В работе, проводимой в рамках программы, занятия с младшими школьниками строятся по-разному, с различными формами и видами занятий.

Прослушивание музыки и ораторское искусство должно чередоваться, дискуссия со слайдами или кинокартинами, лекции с практической работой, экскурсия музеев и мастерских художников, несложная творческая работа.

Материалы для выполнения заданий должны быть простыми и понятными, чтобы помочь совершать работу быстро и продуктивно.

В ходе программы детям не нужно удерживать в памяти имена авторов и наименования художественных произведений. При этом необходимо, чтобы тема урока дополнялась и раскрывалась зрительным рядом.

Программа предполагает использование ряда мероприятий:

- обсуждение изобразительного искусства и практической работы для лучшего усвоения предмета;

- экскурсия в музеях и мастерских художников;

- участие в соревнованиях различного уровня;

- организация и проведение собственных выставок;

- совместная работа по оформлению дополнительных образовательных учреждений к различным мероприятиям и праздникам;

- публичные акции, которые могут проводить школьники и преподаватели, направленные на приобщение к миру прекрасного, миру искусства.

Проектирование в рамках программы включает в себя следующие мероприятия: Путешествие в изумительный мир «Искусства акварели» (ознакомление с программой, планом мероприятий). Сказание о красках (вступительный урок. Знание живописи, видов и качеств красок). В мастерской художника (знакомство с творчеством художников). Дары осени (создание объемных композиций из природных материалов). Осенний бал (подготовка и проведение конкурса рисунков на осеннюю тему на базе Центра дополнительного образования). Художественно-эстетическая акция «Мой друг - счастливый карандаш» (передвижная выставка рисунков домашних животных). «Дотянуться до звезд …» (Рождественский открытый урок для педагогов, детей и родителей). Морозные мотивы (росписи стеклянных изделий витражными красками). Акция «Подари людям любовь» (торжество Дня святого Валентина). Визит к хозяину Медной горы (виртуальный тур по мастерской каменщика). Конкурсная акция «Мир глазами детей» (роспись бетонных стен ко Дню защиты детей). «Волшебный цветок» (выставка работ учащихся студии в краеведческом музее) и др.

Планируемые итоги реализации программы определяются исходя из выявленных в ходе анализа проблем и задач: воспитание достаточного уровня художественно-эстетического вкуса младших школьников; формирование представлений детей об основных видах изобразительного искусства.

Разработанная программа художественно-эстетического воспитания младших школьников направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его художественно-эстетических и творческих способностей посредством художественно-эстетического воспитания.

Проведение мероприятий в рамках программы позволит повысить уровень художественно-эстетического воспитания школьников, тем самым приобщив их к большому миру искусства.

Публикации по теме:

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Картотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста Дидактические игры имеют большое значение в процессе образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного.

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности «Радуга-дуга» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по художественно-эстетической деятельности «Радуга-дуга» для старшего дошкольного возраста Рисование. Цель: - развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой; - развитие воображения, фантазии;.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Сценарий ко Дню России для детей младшего школьного возрастаСценарий ко Дню России для детей младшего школьного возраста СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РОССИИ в летней образовательной площадке «Радуга ТАЛАНТОВ» (возраст детей в отряде – 8-11 лет) Цели:.

Библиотека изображений:

Публикация Диагностика уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Khrapova на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Диагностика уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 7 марта 2023 в 17:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД