Получи документы

Диагностика речевого развития для детей подготовительной к школе группы

Гаращенко Анжела
Диагностика речевого развития для детей подготовительной к школе группы

Диагностика речевого развития для детей подготовительной к школе группы

Цель диагностики: определение исходного уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года и на конец всего обучения в целом.

Развитие словаря:

Задание 1: «Что лишнее»

Публикация «Диагностика речевого развития для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Цель: выявление умения классифицировать предметы на группы обосновывать свой выбор.

Материал: 6 карточек: на каждой карточке изображены 4 предмета— 3 из них относятся к одной обобщающей группе, четвертый—к другой.

1 карточка—машина, автобус, мотоцикл, дом;

2 карточка —береза, ель, дуб, роза;

3 карточка—тетрадь, книга, альбом, кукла.

4 карточка- кошка, собака, корова, тигр.

5 карточка- шарик, яблоко, мяч, пирамидка.

6 карточка- капуста, помидор, картошка, клубника.

Методика обследования: ребенку последовательно показывают карточки и предлагают ответить на вопрос: «Какой предмет лишний и почему?»

Оценка результатов:

3 балла- правильно определяет лишний предмет на всех карточках и объясняет, почему он так считает;

2 балла- допускает 3—4 ошибки в определении лишнего предмета и назывании обобщающих слов;

1 балл- допускает 5 и более ошибок в определении лишнего предмета и затрудняется в назывании некоторых обобщающих слов.

Задание 2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Цель: выявление умения использовать в речи прилагательные.

Материал: предметные картинки (какой- виноград, жираф; какое- яблоко, солнце; какая — лягушка, луна, шляпа; какие—белки, звезды, брюки, часы).

Методика обследования: 1 серия- ребенку последовательно показывают предметные картинки и просят ответить: «Виноград —какой?» И так далее.

2 серия- ребенку предлагается называть предмет и определить, какой он. За каждое названное прилагательное в ребенок получает фишку.

Оценка результатов:

- 11 и более фишек—3 балла;

- от 10 до 8 фишек—2 балла;

- менее 8 фишек — 1 балл.

b]Звуковая культура речи:

Задание 1. «Отбери картинки»[/b]

Цель: изучение фонематического восприятия.

Материал: по 3—4 предметные картинки на звуки [т], [з], [ж], [к], [р], [ш], [г].

Методика проведения: ребенку предлагается отобрать картинки, на которых изображены предметы, в названиях которых есть тот или иной звук.

Оценка результатов:

- выполняет правильно все задания — 3 балла;

- допускает ошибки, но сам исправляет их —2 балла;

- часто допускает ошибки, затрудняется выполнить задание — 1 балл.

Грамматический строй речи:

Задание 1. «Машины на дорогах»

Цель: выявление умения согласовывать числительные с существительными.

Материал: 3—4 картинки с изображением улицы, на каждой полосе дороги разное количество машин.

Методика проведения: ребенку дают задание: «Посчитай машины». (Одна машина, две машины, три машины.)

Оценка результатов:

3 балла- правильно согласовывает числительные с существительными;

2 балла- допускает ошибки, но старается самостоятельно их исправить;

1 балл- затрудняется в согласовании числительных с существительными.

Задание 2. «Ласковые слова»

Цель: выявление умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного.

Методика проведения: ребенку дают задание: «Скажи ласково, например: Катя — Катенька, Катюша» (Вова, Таня, Женя; медведь, лиса, заяц, волк; чайник, тарелка, ложка, чашка; мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).

Оценка результатов:

- правильно образовывает уменьшительно-ласкательные формы существительных — 3 балла;

- допускает ошибки, но старается исправить их—2 балла;

- затрудняется образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного — 1 балл.

Связная речь:

Задание 1. «Давай познакомимся»

Цель: выявление умения вести диалог.

Методика проведения: педагог берет на себя роль Буратино и предлагает ребенку познакомиться.

Вопросы ребенку: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живешь? Где ты живешь? Назови свой адрес. Как зовут твоих родителей (маму, папу? Какие игрушки есть у тебя дома? Кто твой лучший друг? Почему ты так считаешь? Кем хочешь стать, когда вырастешь? Если бы ты стал волшебником, какие три чуда совершил бы?

Оценка результатов:

- свободно и правильно отвечает на все вопросы — 3 балла;

- затрудняется ответить на 2—3 вопроса, на остальные вопросы дает полные ответы —2 балла;

- затрудняется ответить более чем на 3 вопроса — 1 балл.

Диагностическая таблица:

№ Критерий Баллы Итого

Развитие словаря

Имя ребенка:

1 «Что лишнее» (умение обосновывать свой выбор)

2 «Какой? Какая? Какое? Какие?» (умение использовать в речи прилагательные)

Имя ребенка:

1 «Что лишнее» (умение обосновывать свой выбор)

2 «Какой? Какая? Какое? Какие?» (умение использовать в речи прилагательные)

Имя ребенка:

1 «Что лишнее» (умение обосновывать свой выбор)

2 «Какой? Какая? Какое? Какие?» (умение использовать в речи прилагательные)

Звуковая культура речи

Имя ребенка:

1 «Определи место звука в слове» (владение звуковой стороной речи)

Имя ребенка:

1 «Определи место звука в слове» (владение звуковой стороной речи)

Имя ребенка:

1 «Определи место звука в слове» (владение звуковой стороной речи)

Грамматический строй речи:

Имя ребенка:

1 «Машины на дорогах» (умение согласовывать числительные с существительными)

2 «Ласковые слова» (умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного)

Имя ребенка:

1 «Машины на дорогах» (умение согласовывать числительные с существительными)

2 «Ласковые слова» (умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного)

Имя ребенка:

1 «Машины на дорогах» (умение согласовывать числительные с существительными)

2 «Ласковые слова» (умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного)

Связная речь

Имя ребенка:

1 «Давай познакомимся» (умение вести диалог)

Имя ребенка:

1 «Давай познакомимся» (умение вести диалог)

Имя ребенка:

1 «Давай познакомимся» (умение вести диалог)

Оценка результатов диагностики:

Высокий уровень (18-16 баллов)- ребенок употребляет разные части речи точно по смыслу. Правильно согласовывает существительные с, прилагательными. Владеет диалогической и монологической речью. Умеет задавать вопросы и отвечать на них. Владеет всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Хорошо определяет звуковой состав слова.

Средний уровень (15-12 баллов)- ребенок допускает ошибки в употреблении разных частей речи, но исправляет их с помощью взрослых и сверстников. Допускает ошибки в согласовании существительных с прилагательными. Испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Владеет диалогической речью монологической речью пользуется неактивно. В общении не всегда проявляет инициативу. Выразительность речи недостаточна. Умеет задавать вопросы и отвечать на них, но редко пользуется этим умением. Затрудняется определить звук в середине слова.

Уровень ниже среднего (11 баллов и ниже)- активный словарь беден. Старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Часто допускает грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении. Не проявляет речевую активность в общении. В речи использует простые предложения. Слабо владеет диалогической и монологической речью. Не умеет определять звуковой состав слова.

Вывод:___

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группыДидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности. В.

Игры для развития речевого дыхания у детейИгры для развития речевого дыхания у детей Игры для развития речевого дыхания у детей Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика речевого развития для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 16 марта 2024 в 14:22
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика речевого развития для детей подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Гаращенко Анжела в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД