Папки-передвижки

Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Анастасия Князева
Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей

(составленные на основе методики выявления уровня развития речи дошкольников Ушаковой О. С, Струниной Е. М)

Оценка предметного словаря (части предмета, слова – обобщения); глагольного словаря (глаголы с пространственными приставками); словаря признаков (относительные прилагательные; антонимы, обозначающие цвет, величину, время, пространственные признаки).

I серия заданий

Публикация «Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.

Ход обследования. 1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1)называет все признаки;

2) называет отдельные признаки, действия;

3)не называет признаков

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

2ая серия

1. Методика «Предметный словарь»

Цель: выявление умения в назывании частей предметов.

Ход обследования:

Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с изображением машины (легковой, дома и просит назвать предметы и его части. Педагог может указкой показать некоторые части изображенного предмета, что поможет ребенку вычленить часть из целого и назвать ее. В старшем дошкольном возрасте желательно, чтобы дети указывали части и детали, которые не видны на картинке. Если ребенок не называет невидимые части, то воспитатель задает вопрос : «Что еще есть у машины? Что есть в доме?». Например: машина - колеса, руль, бензобак, дверь (передняя, задняя, ветровое стекло, зеркало, мотор, тормоз, ремень безопасности, салон, сиденье и пр. ; дом — стены, крыша, дверь, крыльцо, окно, труба, ступеньки, комнаты, потолок и пр.

1) ребенок выделяет и называет все части предмета;

2) ребенок выделяет и называет части предмета с помощью взрослого;

3) ребенок не выделяет и не называет части предмета даже с помощью взрослого, или затрудняется в ответах

2. Методика «Слова-обобщения»

Цель: выявление овладения обобщающими словами.

Ход обследования:

Педагог предлагает детям четыре картинки. Просит назвать их одним словом («Каким, одним словом можно назвать эти предметы?»).

Выясняет, владеют ли дети следующими обобщающими понятиями: инструменты, транспорт, деревья, ягоды.

Примерный перечень картинок:

инструменты — дрель, рубанок, пила, молоток;

транспорт — машина (легковая, автобус, троллейбус, трамвай;

деревья — береза, дуб, ель, рябина;

ягоды — малина, клубника, черная смородина, крыжовник.

1) ребенок подбирает и называет обобщающие слова по всем предложенным категориям;

2) ребенок подбирает и называет обобщающие слова по всем предложенным категориям с небольшой помощью взрослого, или называет, но не все;

3) ребенок даже с помощью взрослого не подбирает и не называет обобщающие слова по всем предложенным категориям, затрудняется с ответом

3. Методика «Словарь глаголов»

Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.

Ход обследования:

Ребенку предлагается на столе условный макет городской улицы, на которой стоит гараж (это может быть, например, кубик или коробочка, проложены дороги (например, полоски бумаги или ленточки, стоят мост, дома (например, кубики). В гараж ставится машина (игрушка). Педагог говорит и действует с игрушкой: Я расскажу тебе, что делала машина на улице города, а ты мне помогай. Подбирай необходимые слова, похожие на Педагог везет машину по макету и говорит: «Машина из гаража. (выехала) и по дороге. (поехала); на мост машина… (въехала); через дорогу. (переехала); к светофору. (подъехала); за дом. (заехала); далеко. (уехала)».

Далее педагог предлагает ребенку взять машинку, показать и рассказать, что делала машина на улице города. При этом особое внимание уделяется не только умению ребенка использовать пространственные приставки, но и правильному соотнесению действия и слова.

1) ребенок активно употребляет глаголы в своей речи, правильно подбирает их по смыслу, изменяет форму;

2) ребенок, употребляет глаголы, но иногда подбирает их не точно к слову или употребляет неправильную форму;

3) ребенок, даже с помощью взрослого не употребляет глаголы, или подбирает их не точно к слову, употребляет неправильную форму;

4. Методика «словарь признаков»

Относительные прилагательные.

Цель: выявление понимания ребенком признаков предмета.

Ход обследования:

Проводится в виде игрового упражнения «Скажи по-другому». Сначала педагог говорит, из чего сделан предмет (ваза из стекла, а затем ребенок (стеклянная).

Примеры: ваза из стекла — стеклянная;

стол из дерева — деревянный;

сумка из кожи — кожаная;

коробка из картона — картонная;

игрушка из пластмассы — пластмассовая;

ключ из металла металлический.

1) ребенок подбирает относительные прилагательные ко всем предложенным словам;

2) ребенок с помощью взрослого подбирает относительные прилагательные ко всем предложенным словам;

3) ребенок, даже с помощью взрослого не подбирает относительные прилагательные к предложенным словам;

2. Антонимы. Педагог называет слова, ребенок подбирает противоположную пару:

светлый — темный;

белый — черный;

высокий — низкий;

правый — левый;

зимний — летний;

легкий — тяжелый;

верхний - нижний и т. д.

При затруднении педагог может добавить существительное, которое поможет ребенку ответить верно:

светлый костюм - темный костюм;

белый воротник - черный воротник;

высокий человек - низкий человек;

зимний день - летний день; легкий

камень - тяжелый камень;

верхний этаж - нижний этаж;

правый глаз - левый глаз и т. д.

Полученные при обследовании словаря ребенка данные педагог заносит в таблицу.

1) ребенок подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным;

2) ребенок подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным с помощью взрослого;

3) ребенок даже с помощью взрослого затрудняется подобрать противоположную пару слова без существительного или с существительным;

Высокий уровень (20-24 балла)

Ребенок широко пользуется словарным запасом, быстро находит нужное слово; называет все признаки предмета; выделяет и называет все части предмета Употребляет в речи существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным. Выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога.

Средний уровень (16-20 баллов)

Ребенок пользуется словарным запасом, но нужное слово находит с небольшими затруднениями. Употребляет в речи существительные с обобщающим словом, но не может подобрать в соответствующей ситуации. В основном употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Затрудняется в подборе антонимов, либо подбирает противоположную пару слова только с существительным и не ко всем словам. При выполнении заданий требует небольшой подсказки педагогом.

Низкий уровень (менее 16 баллов).

У ребенка недостаточный словарный запас из основного словарного фонда. Нужное слово находит с трудом. В своей речи редко использует существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Плохо ориентируется в поборе противоположного слова. При выполнении заданий требуется неоднократное повторение заданий.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью различных игр и упражнений» Речь - величайшее богатство, данное человеку и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.   Богатая и.

Формирование словарного запаса у детей 5–6 лет с помощью различных игр и упражнений Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание.

Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса детей через игру» Расширяем словарный запас! Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово,.

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями искусства Использование языка как средства общения связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания,.

План по самообразованию «Расширение словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений» План по самообразованию «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» на 2018-2019 учебный год Воспитатель:.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова.

Консультация для родителей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи–.

Методики на обследование связной речи, словарного запаса, синтаксического и грамматического строя детей дошкольного возраста Методики на обследование связной речи, словарного запаса, синтаксического и грамматического строя детей старшего дошкольного возраста. Методика.

Тестовые задания (выявление знаний детей дошкольного возраста) Упражнение на развитие восприятия. Дети получают конверт, в котором лежат различные картинки, разрезанные на пять частей. Задача детей –.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Князева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 21:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД