МААМ-картинки

Диагностическая методика «Социальные домики» для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста

Наталья Соколова
Диагностическая методика «Социальные домики» для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста

Актуальность

Дошкольный возраст-время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей.

Социальное развитие ребенка — процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народы и окружающего общества. Главный источник этого развития - общение: и неважно с кем - это могут быть как сверстники, так и взрослые. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, - это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными: с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение. А дети учат друг друга общению в своем маленьком мире

Публикация «Диагностическая методика „Социальные домики“ для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблемы

В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети и пр. Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям.

Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Методологическая основа

Методика Рене Жиля. Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.

Цель: изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из социальных домиков и фигурок животных изображающих детей и взрослых, а также текстовых заданий (проблемные ситуации).

Направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Простота и сюжетно-ролевая игра фигурками, отличающие эту методику от других тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская игровая методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др., отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, осторожность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения

Инструкция содержит особенности проведения процедуры обследования.

В начале работы психолог предлагает выбор ребенку, (с каким домиком он хочет поиграть.)

В младшем дошекольном возросте ребенку предлагается - «дом - семья»;

В среднем возрасте - «дом – семья» или «дом,- детский сад»;

В старшим дошкольникам все три, в том числе и «дом - школа».

Ребенок должен выбрать себя среди фигурок определить остальные роли, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.

В текстовых заданиях ребенку предлагается (определенная проблемная ситуация) в том либо в другом социуме. Ребенок начинает обыгрывать ситуацию, выбирая типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР" На сегодняшний день.

Диагностика межличностных отношений в ДОУ: метод социометрии Любой коллектив по своей социальной структуре не является однородным. Как правило, в нем существуют свои неофициальные подгруппы, в рамках.

Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре Аннотация: Целью статьи является разработать проблему формирования межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Дошкольное.

Консультация для педагогов «Методика обследования мелкой моторики у детей 5–6 лет с дизартрией» Методика обследования мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с дизартрией Цель: определить уровень развития мелкой моторики у детей 5 – 6 лет.

Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возрастаПовышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста [b]Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии интеллектуально.

Методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста Выявление понимания и употребления существительных. Задание 1. Установить, понимание и употребление бытовой лексики ребенком. Кукла - это.

Опыт работы «Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста» Литературный обзор состояния вопроса. 1.1 История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении. Проблема.

Проект «Развитие межличностных отношений детей 3–5 лет (на материале народных игр)» Введение Актуальность темы проекта. Развитие межличностных отношенийу детей 3-5лет является на современном этапе развития российского общества.

Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) МАДОУ № __ Дата ___ Возраст ___ Название группы.

Занятие по коррекции межличностных отношений в среде сверстников с использованием мульттерапии из программы «Остров Дружбы».Занятие по коррекции межличностных отношений в среде сверстников с использованием мульттерапии из программы «Остров Дружбы». Занятие № 5. Тайны подводного мира - завистливая морская звезда. Задачи: Формирование коммуникативных навыков, профилактика негативного.

Библиотека изображений:

Публикация Диагностическая методика «Социальные домики» для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Соколова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Диагностическая методика «Социальные домики» для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 октября 2016 в 09:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД