Папки-передвижки

Детство как культурно-исторический феномен

Александра Васильева
Детство как культурно-исторический феномен

2 слайд. Вопросы для раскрытия темы.

1. Исторический анализ понятия «детство».

2. Понятие «психологический возраст» - единица анализа развития. Два типа детского развития по Л. С. Выготскому: преформированный тип, непреформированный тип.

3. Понятие о социальной ситуации развития, новообразованиях. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.

4. Периодизация психического развития в трудах Л. С. Выготского

3слайд. Исторический анализ понятия «детство»

Публикация «Детство как культурно-исторический феномен» размещена в разделах

Детство — это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения примерно до 11 лет.

4слайд. Периоды детского развития но Д. Б. Эльконину  :

*Первобытно-общинный строй -Младенчество и овладение примитивными орудиями труда

*Средние века - Младенчество и период овладения орудиями труда.

*Классовое общество - Ребенок овладевает орудиями быта и получает

производственную подготовку

*Машинное производство - Детство разделяется на дошкольное детство и

младший школьный возраст

*Промышленная революция - Школьное детство делится на этапы : младший школьник, подросток

*Школьное детство делится на этапы : младший школьник, подросток - Усвоения норм и правил межличностных отношений

5 слайд.

Понятие «психологический возраст» - единица анализа развития. Два типа детского развития по Л. С. Выготскому: преформированный тип, непреформированный тип.

*Психологический возраст — «единица» анализа развития.

*Психологический возраст характеризуется структурой и динамикой.

* Структура возраста включает две составляющие: социальную ситуацию развития и возрастные психологические новообразования.

6 слайд.

Два типа детского развития по Л. С. Выготскому: преформированный тип, непреформированный тип.

преформированный тип

*Преформированный тип -- это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет.

Пример -- эмбриональное развитие.

непреформированный тип:

*Непреформированный путь развития не предопределен заранее.

Детское развитие -- это непреформированный тип развития

Конечные формы не даны, не заданы.

7 слайд. Понятие о социальной ситуации развития, новообразованиях. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.

Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода.

Возрастные новообразования Л. С. Выготский определял как тот новый тип строения личности и ее деятельности, который возникает впервые на данной возрастной стадии и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период.

8 слайд.

Социальная ситуация развития определяет:

1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом

2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми;

3) отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия

9 слайд.

Возрастные кризисы:

Л. С. Выготский выделял относительно устойчивые, стабильные, возрасты, когда развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка.

Всего выделяют следующие кризисы

- кризис новорожденности ( младенческий возраст: 2 мес. – 1 год)

- кризис одного года (раннее детство : 1 год – 3 года)

- кризис 3 лет ( дошкольный возраст: 3 года – 7 лет)

- кризис 7 лет ( школьный возраст: 8 лет – 12 лет)

- кризис 13 лет ( пубертатный возраст: 14 лет – 18 лет)

- кризис 17 лет.  

10 слайд.

Изменение структуры сознания ребенка и отношение к внешней действительности с возрастом.

*Социальная ситуация развития.

Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах

*Зона ближайшего развития

Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.  

*Ведущая деятельность 

Возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.

*Ведущая высшая психическая функция

Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

.Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает

11 слайд.

Периодизация психического развития в трудах Л. С. Выготского

Главное содержание критических возрастов:

критический (возникает внезапно, протекает бурно)

1) предкритический 

2) критический

3) посткритический 

литический (спокойный)

Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому:

1) Кризис новорожденности.

2) Кризис 1 года

3) Кризис 3 лет.

4)Кризис 7 лет.

5) Кризис 13 лет.

 

Публикации по теме:

«Ах, детство, детство, ты куда летишь?!» фотозарисовка из цикла «Наши семейные хроники»«Ах, детство, детство, ты куда летишь?!» фотозарисовка из цикла «Наши семейные хроники» Вот и осень наступила. Первое сентября. И я от души поздравляю всех читателей моего блога с Днем знаний. В нашей семье сегодня особенный.

«Наше детство — радость, детство — любовь!» Родительское собрание нашей группы (фотоотчет)«Наше детство — радость, детство — любовь!» Родительское собрание нашей группы (фотоотчет) Вот и подошёл к концу учебный год. Как быстро пролетело время! За этот год дети повзрослели, многое узнали и многому научились. И чтобы.

Фотоотчет «Поход в исторический музей-заповедник «Горки-Ленинские»Фотоотчет «Поход в исторический музей-заповедник «Горки-Ленинские» Фото отчет "Поход в исторический музей-заповедник "Горки - Ленинские" Доброго времени суток, уважаемые друзья и коллеги! Вот и пролетел.

Фотоочерк «Военно-исторический музей в Самаре»Фотоочерк «Военно-исторический музей в Самаре» Полное название - "Военно-исторический музей краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа". Здание музея расположено в исторической.

Фотоотчет. Экскурсия в исторический музейФотоотчет. Экскурсия в исторический музей Экскурсия в Государственный исторический музей Южного Урала. Хочу сегодня пригласить вас на экскурсию в Государственный исторический музей.

Фотоотчет  «Экскурсия в военно-исторический музейный комплекс «Линия Сталина»Фотоотчет  «Экскурсия в военно-исторический музейный комплекс «Линия Сталина» 9 мая – всенародный праздник великой радости и скорби о невернувшихся с войны! Всё дальше и дальше в историю уходят события тех времен.

Городской исторический квест в СевастополеГородской исторический квест в Севастополе В рамках Крымского военно-исторического фестиваля 12 сентября 2017 года в Севастополе проходил исторический квест, участвовать в котором.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Детство как культурно-исторический феномен (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Васильева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Детство как культурно-исторический феномен
Опубликовано: 17 января 2024 в 21:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД