Лучший педагог года

Детское экспериментирование в образовательном процессе ДОУ

Алина Орехова
Детское экспериментирование в образовательном процессе ДОУ

Введение

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Публикация «Детское экспериментирование в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать.

Как отмечает А. И. Савенков экспериментирование и исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте выделена образовательная область, которая называется «Познавательное развитие»

В ней рассмотрены основные направления развития ребенка, в том числе и детское экспериментирование в образовательном процессе ДОУ.

Объект исследования: познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия

Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия влияния детского экспериментирования на познавательное развитие ребенка

Гипотеза: познавательное развитие дошкольника будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

- будут созданы особые педагогические условия: методы, приемы, формы.

-будет осуществлен учет индивидуальных особенностей ребенка.

Задачи исследования, которые мы ставим перед собой для достижения указанной цели:

- выявить сущность понятий «обучение», «развивающее обучение», «методы обучения», «экспериментирование»

- описать программные задачи по развитию детского экспериментирования в образовательном процессе ДОУ

- изучить условия успешного развития детского экспериментирования.

- изучить способы выявления уровней развития детского экспериментирования

- проанализировать опыт работы педагога по развитию детского экспериментирования в образовательном процессе ДОУ

В нашей исследовательской работе мы использовали следующие методы:

- изучение и анализ научной литературы

- изучение и обучение опыта педагогов – практиков

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития детского экспериментирования в образовательном процессе ДОУ.

1.1. Сущность понятий «обучение», «развивающие обучение», «методы обучения» «экспериментирование».

Обучение – специально организованный, управляемый процесс активного целенаправленного взаимодействия учителей и учеников, направленный на формирование определенных знаний, умений и навыков, опыта деятельности и поведения, а также определенных личностных качеств.

Развивающее обучение – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. В концепции развивающего обучения ребёнок рассматривается не как объект обучающих воздействий преподавателя, а как самоизменяющийся субъект учения.

Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становление у него новых качеств ума,памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения.

Методы не организовываются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет познавательную и связанную с ней практическую деятельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению дидактической задачи.

Существуют следующие методы обучения:

1) Наглядные методы обучения, к ним относятся:

- наблюдения

- демонстрация (рассматривание) картин репродукций, видеофильмов

2)Практические методы. Ведущими практическими методами являются:

- упражнение

- опыты и экспериментирование

- моделирование

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п.

Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка.

Крупным достижением в области дошкольной педагогики и психологии 70-80-х гг. явилось теоретическое экспериментальное исследование важнейшей детской деятельности - деятельности экспериментирования, осуществленное под руководством Н. Н. Поддьякова сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе, так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н. Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте. Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985 г. : детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.

По мнению Е. О. Смирновой, детское экспериментирование является типом мышления, которое представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, и направленное на выявление скрытых от наблюдений свойств и связей.

Новоселова С. Л. Рассматривает экспериментирование, как вид поисковой активности ребенка. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребенка, направленные на определенный результат. Например, воспитатель организует несложный эксперимент, в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства различных предметов: опускают в таз с водой поочередно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относительно их способности плавать. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление. Поисковые действия, которые стимулируются педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом их педагогическая ценность.

Многие предметы, вещества (вода, песок и др.) обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды от одного состояния в другое и пр.)

Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их педагог вместе с детьми создает специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Таковы опыты превращения воды в пар, снега – в воду; опыты с песком и глиной, с воском.

Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учрежденияМузейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения Бег времени неумолим. К сожалению, чем старше наша история, чем дальше от нее современное поколение, тем быстрее утрачивается историческая.

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 20:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование в образовательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Алина Орехова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД