Лучший педагог года

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Свитюкова Валентина
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Все дети думают, чувствуют и видят по-своему.

Ж. -Ж. Руссо.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно –исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Публикация «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Организация работы поисково-исследовательской деятельности с детьми проводится по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа, человек.

По теме «Живая природа» (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде) наблюдали с детьми за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. Провели опыт «Посев и проращивание семян», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.

«Неживая природа»– изучают свойства предметов из дерева, пластмассы, резины, ткани.

В занимательных опытах и экспериментах выявляют свойства воздуха, воды, соли, снега, бумаги и т. д. Доказывают, что вода прозрачная, не имеет формы, запаха и вкуса. Выявляют материалы, которые взаимодействуют с магнитами, определяют свойства магнита. С интересом и увлеченно дети проводят опыты с мокрым и сухим песком.

По теме «Человек» (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений) закрепляют знания об органах чувств, их назначении (уши – узнавали различные звуки; нос – определяли запах; пальцы – определяли форму, структуру поверхности; язык – узнавали продукты на вкус).

Совместная познавательно – исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется в разных формах:

– сюжетно-ролевая игра;

– рассматривание;

– наблюдение;

– беседа;

– экскурсии;

– конструирование;

экспериментирование;

– исследовательская деятельность;

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-пространственной среды в группе. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Для этого в группе создали мини-лабораторию, где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности : лупы, песочные часы, ситечки, микроскоп и т. д. В книжном уголке подобраны детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература. Разработана картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения. Создана картотека элементарных опытов, которые можно проводить детям самостоятельно и совместно с взрослым.

Первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. С этой целью проводятся родительские собрания, встречи, анкетирование, где выявляется степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и поддержании его познавательного интереса, консультации, в которых объясняется родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу, пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Оформляется информация для родителей «Как помочь маленькому исследователю?», «Занимательные опыты на кухне». В уголке для родителей постоянно действует рубрика «Поэкспериментируем, в которой предлагаем различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов в домашних условиях.

Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Делятся своим маленьким опытом из практики о своих интересных открытиях.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал".

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Цель:познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:

Публикация Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Свитюкова Валентина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 21 ноября 2020 в 20:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД