Получи документы

Детское экспериментирование

Оксана Трофименко
Детское экспериментирование

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В. А.

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше.

Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения.

Публикация «Детское экспериментирование» размещена в разделах

У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь. В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование

В процессе детского экспериментирования дети учатся

Видеть и выделять проблему

Принимать и ставить цель

Анализировать объект или явление

Выделять существенные признаки, связи

Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

Отбирать материал для самостоятельной деятельности

Делать выводы

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования.

Материалы располагаются по разделам:

1. песок и вода

2. звук

3. магниты

4. бумага

5. свет

6. стекло

7. резина

8. воздух

Основное оборудование:

- приборы-помощники - увеличительные стекла, микроскопы, весы, песочные часы, компас, магниты

- разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы

- природный материал - камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спилы, листья, мох, семена и пр.

- утилизированный мат-л - проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и пр.

- технические материалы - гайки, скрепки, болтики, винтики, шурупчики, детали конструкторов, ипр.

- различные виды бумаги - обычная, картон, наждачная, копировальная и пр.

Дополнительное оборудование:

- детские халатики, фартуки из клеенки, полотенца, салфетки, контейнеры для храненения сыпучих и мелких предметов

- карточки-схемы проведения экспериментов, они оформляются на плотной бумаге и ламинируются, на обратной стороне описывается ход проведения эксперимента

- дневники экспериментов, можно инд-ые, в них ставится дата их проведения, название, помечается само-но или совместно с вос. проведен эксперимент

- правила работы с материалами, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

- познавательная лит-ра

- красители

- пищевые и не пещевые (гуашь, акварель)

-медицинские материалы

- пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без иголок, мерные ложки, резиновые груши разного размера.

-прочие мат-лы

- зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозразные стекла, пилка для ногтей, сито, губки, свечи и др.

Факторы исследовательской мотивации:

- новизна объекта

- сложность

информационный конфликт

Причины, вызывающие исследовательское поведение у детей:

- непонятность объекта

- желание понять.

Методы ознакомления детей с физическими явлениями:

1. Репродуктивные:

1.1. объяснительно-иллюстративный (предполагает, что вос. разными способами, средствами сообщает детям информацию, т. е. дает готовые знания (раасказ, показ, чтение, объяснение, отрицательный момент таких методов - не формирует у детей практических навыков и умений.

1.2. непосредственно репродуктивный - реб. усваивает информацию и делает все по образцу, т. о. навыки формируются, но отриц. момент - инициатива исходит от вос.

2. Продуктивные:

2.1. частично-поисковые - предполагают, что ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя

2.2. исследовательский - путь к знаниям идет через собственный творческий исследовательский поиск, т. е. через опыт, эксперимент

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.

1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИГРЫ

2. ДЕЙСТВИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРИБОРАМИ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

3. НАБЛЮДЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

4. СХЕМАТИЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ -упрощенный рис-к, схемы, модели, таблицы, живые модели

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЦЕКЛОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ИЗ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТ.

6. ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМАТИЗАЦИИ, КОГДА РЕБ. БЕРЕТ НА СЕБЯ РОЛЬ ТО НЕЗНАЙКИ, ТО ЭКЗАМЕНАТОРА

7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ-ПЕРСОНАЖЕЙ

8. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ (напр., причина появления пара при дыхании)

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЦЕЛОСТНОГО МИРОВИДЕНИЯ РЕБЕНКА СТ. ДОШ. ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТ-ТИ.

1. Расширять представления детей о физических свойствах окр. мира

1.1. развивать представления об основных физ. явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, оттражение и преломление света и др.

1.2. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п. 0

1.3. знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление)

2. Формировать представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества

3. развивать эмоционально-целостное отношение к окр. миру.

НАВЫКИ ДЕТЕЙ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

- умение видеть проблему

- умение задавать вопросы

- умение выдвигать гипотезы

- умение давать определение понятиям

-умение классифицировать

- умение наблюдать

- умение, навыки проведения эксперимента

- умение структурировать полученный в ходе наблюдения или опыта материал

- умение делать вывод и умозаключение

- умение доказывать и защищать свои идеи

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Стрелочки идут вертикально вниз.

Проблемная ситуация ---> целеполагание ---> выдвижение гипотиз ---> проверка предположений. От проверки предположений идет две стрелочки вправо и влево. С левой стороны - подтвердилось ---> формулировка выводов. С правой стороны - не подтвердилось---> возникновение новой гипотизы---> реализация в действии---> подтвердилось ---> формулировка выводов.

Некоторые приемы, которые используются при обучении детей экспериментированию :

Работа руками детей. «Сейчас Лизочка возьмет палочку и положит ее на бумагу» - говоря так, воспитатель берет палочку рукой Лизы и кладет ее в нужное место.

Дробление одной процедуры на несколько мелких действий поручаемых разным ребятам: «Данил, подсыпай почву с этой стороны. Так. Так. Аккуратнее… Кирилл, подсыпь почву с другой стороны. Молодцы, вы все хорошо сделали»

Совместная работа воспитателя и детей. «Я сейчас принесу почву, а вы тем временем вымойте горшочки и достаньте с полочки все, что нужно для посадки огурцов».

Помощь воспитателя детям: «Оля, тебе помочь? Давай я подержу воронку, а ты дуй через воронку на свечу и пытайся ее погасить».

Комментирование детьми действий воспитателя с заранее продуманной ошибкой: «Что мне надо взять прежде всего? Взять горшочек? Беру. Потом? Хорошо, насыпаю почву, как вы и сказали. А теперь? Проверяйте, правильно - ли я держу растение? Что, Аня, оно наклонилось? (Намерено допускаю ошибку, чтобы привлечь внимание к самому ответственному моменту). Сейчас поправим. Теперь правильно? Тогда можно насыпать почву до самого верха горшочка».

Намеренная ошибка воспитателя: Иногда допускаю неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления. Точно так же иногда выполняю неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки [1]. Рекомендованные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а так же одновременно подчеркнуть те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно. Чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль педагога в экспериментировании остается ведущей в любом возрасте. Как зачатки настоящего экспериментирования использую прием - решение экспериментальных задач. Провожу целые занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а так же организую конкурсы и соревнования («Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?»). Использую три типа экспериментальных задач :

Как доказать что. (воздух может передвигать предметы и т. п.).

Как доказать что. (воздух может передвигать предметы и т. п.)

. Сколькими способами можно осуществить это действие. (потушить свечу, сдвинуть предмет со стола).

Предскажите, что получится, если. (положить иглу на поверхность воды, положим монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев, какой из предметов покатится дальше, проникнет в песок на большую глубину, не сгорит и т. п.)

Публикации по теме:

Доклад на родительском собрании в старшей группе «Значение детского экспериментирования в развитии ребёнка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко». Доклад на родительское.

Это яркое, звонкое лето!Это яркое, звонкое лето! Детство – пора знакомства с миром. Первые чувства, возникающие от этого общения, не только формируют личность, но и наполняют душу, сопровождают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование
Опубликовано: 24 марта 2014 в 10:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Трофименко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД