МААМ-картинки

Детский сад и семья — два института взаимодействия в формировании духовно-нравственной личности дошкольника

Светлана Черкашина
Детский сад и семья — два института взаимодействия в формировании духовно-нравственной личности дошкольника

«Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества.

В противном случае оно бесполезно».

Р. Киплинг

Мы живем в сложное время. В современном мире вокруг нас происходят войны, катастрофы, убийства, бездомные дети, наркомания. Происходит деградация личности человека, проявляются безнравственность, бездуховность. Чтобы не озлобиться, не сломаться, выстоять, нужна прочная опора, тепло и свет. Особенно плохо и трудно детям, которым часто не хватает сердечного тепла, любви, радости. А без этого нельзя воспитать и вырастить доброго, справедливого человека.

Публикация «Детский сад и семья — два института взаимодействия в формировании духовно-нравственной личности дошкольника» размещена в разделах

Детство – это основа всего. И то, что заложено в эти годы, как семена прорастет в будущем.

В дошкольном возрасте под влиянием окружающего общества ребенок формируется как личность, со способностью понимать и принимать нравственные основы жизни, с проявлением мировоззрения и собственной воли. От того насколько компетентно и органично дошкольникам будет привиты идеалы духовности и нравственности, будет зависть успех становления.

Наше общество нуждается в духовно – нравственном воспитании на основе православных традиций. Поэтому в настоящее время большое значение уделяется возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств. Цель современного воспитательного проекта – это формирование интеллектуально – развитой духовно и морально зрелой личности.

Президент России В. В. Путин в обращении к Федеральному Собранию отметил, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп : милосердия, сочувствия. Сострадания друг другу поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

Духовное возрождение российского общества - есть главное условие его выживания, сохранения российского народа и умножения духовного наследия в современном мире. В Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы» губернатор Белгородской области Е. С. Савченко отметил, что «конкуренция, которую мы старательно культивируем в себе, экономике, человеческих отношениях, может наделать множество бед, если общество отстает в духовном и нравственном развитии».

Сотрудничество церкви и государства в сфере Российского образования открыло возможность внедрять в педагогический процесс элементы православия. С учетом современных требований общества была разработана Концепция дошкольного воспитания. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно – нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Однако, как это осуществить на практике в условиях, когда педагоги не готовы донести детям элементарные основы христианских ценностей, а многие молодые родители не знают, как это сделать.

Выход один учиться вместе. И педагогам и детям, и родителям. Поэтому успех будет зависеть от совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения при участии Церкви в воспитательно - образовательном процессе с согласия родителей.

Начиная такое важное и ответственное дело, как формирование духовности наших детей, мы начали с индивидуального опроса родителей и детей о выявлении их осведомленности компетентности в вопросах воспитания духовно – нравственной личности.

Это позволило выявить как начальные знания и умения детей, так и определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей деятельности цель которой – «вырастить добрые плоды».

В своей работе мы использовали следующие методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод использовался при рассматривании книжных иллюстраций, икон, фотоматериалов, наблюдений за окружающими, экскурсий в храм (храм Почаевской иконы Божией Матери, церковь Веры, Надежды и Любови и матери их Софии, а так же во время целевых прогулок. В течение всего времени так же посещали музей народной культуры, краеведческий музей, приглашая родителей принять активное участи в организации данных видов деятельности.

Словесный метод широко использовался в процессе свободного общения детей и взрослых; чтения стихотворений; народных праздников («Пасха», «Троица», «Рождество»); рассказов детей, педагогов; бесед с элементами диалога; заучивания пословиц, поговорок; анализа различных житейских ситуаций; рассматривания наглядного материала.

Практический метод занимает важное место в художественно – продуктивной деятельности (роспись пасхальных яиц, изготовления рождественских открыток, вырезания ангелочков из бумаги); в трудовой деятельности (выращивание рассады, уход за растениями, приведения в порядок участка); проведении игр родного края. Таких игр как «Ремешок», «Катай каравай», «Шатер», которые были разучены совместно с родителями дома и привнесены в активную жизнь детей детского сада.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми нам педагогам необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в развития в общественно полезной и творческой деятельности.

Духовное воспитание – это медленный и непростой процесс и большая ответственность перед Богом и людьми. Возможно, что и результаты своего труда мы не увидим сразу. Но если зерна духовности были здоровыми и засевались с любовью, то они рано или поздно обязательно прорастут в душе ребенка.

Литература

1. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно – нравственном воспитании дошкольника. - М. : Просвещение. – 2010.- 109 с.

2. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России. М. : Педагогика, 2008, - 53 с.

3. Кураев Андрей, диакон. Школьное богословие. Взрослым о детской вере. М. : «Паломник», 2003.

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка Педагогический проект.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский сад и семья — два института взаимодействия в формировании духовно-нравственной личности дошкольника
Опубликовано: 30 марта 2023 в 22:42
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД