Лучший педагог года

Детский сад и педагогический колледж: пути сотрудничества

Сташялене Светлана Николаевна
Детский сад и педагогический колледж: пути сотрудничества

Детский сад и педагогический колледж : пути сотрудничества

Объединяться вместе — начало,

быть вместе — прогресс,

работать вместе — успех.

Henry Ford

Одной из актуальнейших проблем развития образования в последние годы является формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций, цель которых – повышение качества образования, эффективная реализация требований образовательных стандартов.

Публикация «Детский сад и педагогический колледж: пути сотрудничества» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает образовательный процесс в детском саду как вариативный, гибкий, содержательно-насыщенный и интегративный, способствующий разностороннему развитию детской личности. Требования стандарта призывают нас ориентироваться сегодня в первую очередь на позитивную социализацию детей дошкольного возраста, обеспечение социально-обогащенной и эмоционально-комфортной среды пребывания детей в ДОО. Именно сетевое взаимодействие, возможность создания сетевых образовательных проектов с образовательными учреждениями и социальными партнерами, обобщение лучших образовательных практик, обмен опытом их реализации, объединение образовательных и иных ресурсов, полезных образованию, позволит повысить

качество дошкольного образования, способствовать эффективной реализации ФГОС ДО. И вместе с тем это движение к объединению ведет к

• изменяющимся инновационным формам взаимодействия образовательных и иных организаций,

• поиску новых форм обобщения инновационного опыта,

• повышения качества образовательного процесса,

• дистанционного сетевого взаимодействия,

• повышению профессиональной компетентности участников сетевого взаимодействия.

В науке и практике разработаны и внедрены разнообразные модели социального партнерства, однако опыт успешного взаимодействия пока не систематизирован и не доступен в качестве банка технологий или проблемно-тематических кейсов. На наш взгляд, результаты нашей инновационной деятельности, описывающие моделирование и практику сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров, будут интересны.

Важность взаимодействия образовательных организаций с различными институциональными структурами - семьей, местным сообществом, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и другими организациями социальной сферы - отмечена в таких важнейших государственных документах, как

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,

• Федеральная целевая программа развития образования до 2020 года.

Современное дошкольное образование нуждается в высококвалифицированных педагогах, владеющих современными образовательными технологиями, способных не только гибко адаптироваться к новой среде, но и активно ее преобразовывать. Оптимальная форма подготовки таких кадров - «выращивание» будущих педагогов в практико-ориентированной среде на основе сетевого взаимодействия педагогического колледжа и детского сада.

На протяжении нескольких лет наш детский сад тесно сотрудничает с ГБПОУ «Прох-ладненский многопрофильный колледж» с целью организации практического обучения студентов педагогами-наставниками на базе ДО№6.

Наставничество над студентами в условиях сетевого взаимодействия обладает огромным потенциалом в процессе формирования профессиональных компетенций студентов Прохладненского многопрофильного колледжа, дает им возможность приобщаться к будущей профессии в условиях реального рабочего места.

Концепция модернизации образования РФ определила основные направления важного процесса развития нашего общества - «подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда», подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и информационной культурой, что позволит сделать большой рывок в образовании и выйти на мировой уровень.

Студенты колледжа успешно проходят практику в нашем детском саду. Но в связи с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования и ФГОС среднего профессионального образования этого недостаточно для того, чтобы получить профессионально грамотного педагога, педагога нового поколения. «Работодатель (руководитель образовательной организации) может выдвинуть универсальные требования к результатам подготовки студента в системе отношений «колледж – образовательная организация» в условиях требований профессионального стандарта педагогической деятельности».

Возникает необходимость поиска новых форм взаимодействия работодателей с организациями, готовящими кадры для учреждений дошкольного образования.

В целях поиска оптимальных условий организации совместной деятельности ДО№6 и педагогического колледжа в деле подготовки квалифицированных кадров для дошкольных образовательных учреждений нашей республики нами разработан инновационный образовательный проект как условие успешной реализации требований ФГОС дошкольного и среднего профессионального образования».

Цель проекта: повышение качества подготовки специалистов для дошкольного образования в соответствии с социальными преобразованиями в обществе, запросами ДО№6, родителей, интересами воспитанников и развитие профессиональной компетентности педагогов – дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного и среднего профессионального образования на основе сетевого взаимодействия «Детский сад - педагогический колледж».

Задачи проекта:

• разработка инновационных средств и содержания подготовки будущих педагогов и повышения компетентности педагогических кадров для системы дошкольного образования города и республики;

• отработка эффективных механизмов взаимодействия всех участников (дети, студенты, педагоги) в условиях реализации ФГОС СПО и ФГОС ДО;

• реализация новой модели наставничества в системе развивающего взаимодействия «педагог-наставник - студент» в условиях практикоориентированной среды д/с;

• развитие у всех участников инновационного типа поведения, развитие творческой активности и повышение уровня профессиональной компетентности;

• повышение качества образовательных услуг участников в соответствии с требованиями ФГОС СПО и ФГОС дошкольного образования

Методы и средства реализации проекта

1. Анализ условий для реализации инновационного проекта;

2. Проектирование системы работы детского сада и педагогического колледжа в условиях сетевого взаимодействия;

3. Проектирование системы мониторинга профессиональных компетенций студентов и уровня компетентности педагогов - участников проекта;

4. Обобщение и систематизация опыта работы детского сада и педагогического колледжа по проблеме;

5. Анализ результатов реализации проекта.

6. Мониторинг результатов инновационного проекта: оценка эффективности совместной деятельности; определение проблем, препятствующих достижению результата; корректировка образовательной системы;

7. Мониторинг удовлетворённости участников образовательного процесса;

8. Мониторинг сформированности профессиональных компетенций студентов.

5. Основные направления проектной деятельности:

1. Организация на базе детского сада новой модели организации практического обучения студентов на рабочих местах с педагогами-наставниками.

Обучение студентов строится на системном подходе: знакомство студентов с содержанием и методами работы, опытом педагога - наставника, оформление ими портфолио «Мастерская педагога – наставника», представление собственных оригинальных находок в виде портфолио «Мои достижения». Такой подход позволяет целенаправленно пройти практику, освоить все формы образовательной работы и развить творческую активность и профессионально значимые качества личности воспитателя.

2. Методическое сопровождение образовательной и профессиональной деятельности.

В рамках развития готовности студентов к взаимодействию с детьми с ними организуются тренинги, направленные на преодоление психологических барьеров, формирование профессиональной ориентации такие как,

«Моя профессия – педагог»,

«Тебя ждет дошкольник».

Так же по результатам практики тренинги

«Мои проблемы мне решать»,

«Рост моих достижений»,

• презентации творческих работ - проектов «Детский сад моей мечты», «Детский сад, в котором я хочу работать»,

• Круглый стол студентов, преподавателей колледжа, педагогов ДО№6 с обсуждением «Портрета выпускника колледжа», востребованного на рынке труда.

В течение всей практики студенты становятся участниками мастер – классов, семинаров и других мероприятий ДО№6.

3. Организация образовательной деятельности студентов с детьми в условиях сетевого взаимодействия.

Педагогическая практика студентов проходит в течение всего учебного года. Большое время дети проводят в общении с студентами. Поэтому особые требования предъявляются к практическим навыкам взаимодействия с детьми, созданию ими благоприятной педагогической среды для развития и образования детей. Помимо организации и проведения традиционных форм (пробные занятия, прогулки, общение в повседневной жизни, сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные игры, трудовая и продуктивная деятельности) студенты участвуют в проведении праздников, развлечений в образовательном учреждении. Именно здесь у каждого участника практики происходит выработка индивидуального стиля педагогической деятельности, новой культуры педагогического труда.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников инновационного проекта.

Практика студентов стимулирует и деятельность воспитателей. Педагоги ставятся в условия, в которых они должны показать высокие образцы профессиональной деятельности, а это требует непрерывного педагогического образования, творческого поиска, совершенствования индивидуального профессионального «почерка». Наблюдая работу воспитателя – мастера, студенты заимствуют его стиль взаимодействия с детьми в разных ситуациях, учатся планировать и анализировать работу, создавать предметную среду группы.

Результативность проектной деятельности

Ожидаемые результаты для педагогического колледжа :

Таким образом, сочетание и объединение теоретического обучения в колледже и практического обучения в ДО№6 позволяет студентам полноценно осваивать виды профессиональной деятельности с учетом потребностей и перспектив развития современного дошкольного образования. Совместная работа ДО и колледжа имеет ценность с точки зрения подготовки высококвалифицированных специалистов, так как будущий педагог погружается в профессиональную среду, постепенно приобретая практико-ориентированные профессиональные знания.

Молодому специалисту не требуется время на адаптацию к условиям труда, поэтому период его вхождения в профессию существенно укорачивается. Он уверен в своих знаниях и умениях. Работа по данному проекту дает возможность готовить самостоятельных, компетентных, конкурентоспособных, творческих специалистов.

Ожидаемые результаты для дошкольного учреждения:

1. Подбор работодателем будущих специалистов для своего ДОУ, наблюдение за их учебой и практикой с дальнейшим трудоустройством в ДОУ.

2. Укомплектованность дошкольными учреждениями республики и города кадрами - молодыми педагогами в возрасте до 30 лет, квалифицированных, творчески мыслящих, владеющих современными педагогическими технологиями.

3. Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ.

Представление результатов:

В течение всего процесса реализации проекта студенты формируют «Портфолио», включающий два раздела: «Мастерская педагога- наставника» (методическая копилка из опыта наставника, проект собственной деятельности с детьми в условиях практики (портфолио собственных методических и творческих достижений).

Педагоги д/с и педколледжа ведут портфолио методического опыта (документов и достижений).

Отчёт о реализации инновационной деятельности представляется один раз в полугодие в июне и декабре и заслушивается на совместных педагогических мероприятиях организаций - участников инновационной деятельности.

Результаты инновационной деятельности размещаются на официальных сайтах образовательных организаций.

Коротко о проводимых мероприятиях:

1. Заключение договоров о сетевом взаимодействии и договоров практик

2. Разработка методических материалов для организации всех видов практики с привлечением опыта педагогов д/с

3. Привлечение педагогов д/с к проведению занятий

4. Создание «Портфолио»

5. Выполнение курсовых исследований и написание ВКР на базе и по заявкам д/с

6. Проведение совместных мероприятий и праздников с привлечением студентов, родителей и детей д/с

7. Организация открытых занятий и мастер-классов для родителей

8. Проведение практических занятий на базе дошкольных образовательных организациях.

9. Участие в создании тематической предметно – развивающей среды студенты колледжа приняли участие в создании в ДО№6 предметно – развивающей среды Студентами были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Банк», «Салон сотовой связи», «Автозаправка».

Совместная деятельность педагогов и студентов по моделированию предметно-развивающей среды в группах ДОО:

-изготовление многофункциональных пособий «Лепбуков», «Шагодумия»,

- мнемотаблицы,

- дид игр, в том числе с ИКТ,

- пособий к с-р играм

10. Отчет о прохождении учебной практики по ПМ. 02 «Организация различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста» .

Студенты проходили учебную практику по профессиональному модулю 02 «Организация различных видов деятельности детей Учебная практика проходила на базе ДО№6 в рамках инновационного сетевого взаимодействия, в котором созданы прекрасные условия для развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Со студентами своим мастерством, идеями воспитания делились очень опытные, творческие педагоги :

В педагогической копилке каждого студента появилось множество интересных приемов, технологий обучения, форм работы с детьми дошкольного возраста при организации воспитателем различных видов деятельности. Очень содержательными были следующие виды деятельнсти

11. педагогическая практика является одним из важнейших звеньев в практико-ориентированном образовании будущего педагога, участвует в формировании его индивидуальных творческих возможностей, необходимых для осуществления учебно-воспитательной работы в образовательных организациях различного типа. Она является связующим звеном между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью студентов – предпосылкой успешного формирования профессионально-педагогических умений и навыков. Что на современном этапе внедрения технологий дуального обучения становится наиболее актуальным. Сегодня динамично развивающийся рынок труда предъявляет новые требования к выпускнику профессиональной образовательной организации: современному образованию необходим специалист высокой квалификации с творческим подходом в профессиональной деятельности.

12. Участие студентов в организации и проведении мероприятий с детьми дошкольного возраста (акции, конкурсы, праздники) : - с целью участия студентов в организации конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

• Акция «День забытых игр»

• Новогодние утренники

• Кукольный театр (показ)

• Кукольный театр (изготовление)

• Экологические чтения

• Квесты («Георгиевская ленточка», «В гости к первобытному человеку»)

• Оформление копилки дидактических игр

13. Диалоги с педагогами наставниками по обмену опытом работы в соответствии с темой ВКР с целью изучения специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста в рамках подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации.

Практика показывает, что, с одной стороны, повышаются требования к педагогу - воспитателю, работающему с маленьким ребенком, подчеркивая социальную значимость и востребованность его профессии, а, с другой стороны, - низкий уровень профессиональной готовности воспитателей к взаимодействию с детьми. Отсюда возникает значимость проблемы формирования у будущих воспитателей готовности к взаимодействию с детьми как условия эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса, повышения профессионального мастерства, гуманизации и сотрудничества с детьми, родителями, коллегами.

Педагогическими условиями, обеспечивающими успешность формирования готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста, являются активное использование форм, методов и средств, обусловливающих эффективное формирование компонентов готовности; специальное обучение студентов технологии взаимодействия с детьми; целенаправленное руководство со стороны методиста по педпрактике и старшего воспитателя педагогической деятельностью студентов на местах их работы в детском саду в период педагогической практики, обеспечивающее единство требований, реализацию личностно-ориентированного подхода к студенту, взаимосвязь теоретической подготовки педагога-«дошкольника» с его практической деятельностью; ориентация будущих воспитателей на системное видение педагогического процесса при самостоятельном проектировании взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Детский мастер класс «Объемная новогодняя снежинка» в рамках сотрудничества с семьей. Из опыта работыДетский мастер класс «Объемная новогодняя снежинка» в рамках сотрудничества с семьей. Из опыта работы Описание материала: данный материал рассчитан на детей дошкольного, младшего школьного возраста, педагогов ДОУ и дополнительного образования,.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Мой детский сад — мой дом родной!» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема проекта: "Мой детский сад - мой дом родной!".

Педагогический колледж и детский сад на пути к сотрудничествуПедагогический колледж и детский сад на пути к сотрудничеству Современное дошкольное учреждение нуждается в высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистах, владеющих современными педагогическими.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй школа!» Проект посоциально – коммуникативному,.

Педагогический проект «Здравствуй, детский сад!» в группе раннего возраста Авторы: педагоги группы раннего возраста Иванова Е. Г., Карачарова Н. П. Актуальность заключается в том, что процесс адаптации, привыкания.

План сотрудничества с родителями младшей группы на 2020–2021 СЕНТЯБРЬ Коллективные: 1. Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет». 2. Консультация «Режим и его.

Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве»Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве» В своей работе большое внимание уделяю музейной педагогике. Музейная педагогика становится все более привычной в практике духовно-нравственного,.

Фотоотчет сотрудничества с библиотекойФотоотчет сотрудничества с библиотекой Сотрудничество группы с библиотечным центром "Золотой ключик" благоприятно влияет на воспитание дошколят. Цель нашей работы : организация.

Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка Педагогический проект.

Фотоотчет «Экскурсия в медицинский колледж» в рамках проекта «Профессии нашего города»Фотоотчет «Экскурсия в медицинский колледж» в рамках проекта «Профессии нашего города» Экскурсия в медицинский колледж. Воспитатель: Цареградская Анна Сергеевна, старшая группа. В рамках проекта "Профессии нашего города",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский сад и педагогический колледж: пути сотрудничества
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 14:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД