МААМ-картинки

Конспект занятия «Деревенские посиделки»

Новикова Ирина
Конспект занятия «Деревенские посиделки»

«Деревенские посиделки»

Цель.

Формирование устной речи и навыков речевого общения дошкольников при ознакомлении с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Задачи.

Образовательные:

-формировать образную речь, используя русские пословицы, поговорки, шутки - прибаутки;

- расширять и активизировать словарь детей по теме «Русская изба». (Печь, ухват, чугунок, бабий кут, рукомойник, прялка, сено, подворье, полено, горница, посиделки);

Публикация «Конспект занятия „Деревенские посиделки“» размещена в разделах

-продолжать работу по формированию грамматического строя речи: образованию относительных прилагательных, подбору синонимов и антонимов, словообразованию;

-развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: художественной, музыкальной, игровой.

Развивающие:

- развивать познавательную активность и творческие способности старших дошкольников.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение, любознательность, интерес к истории и традициям русского народа.

Предварительная работа.

- Рассматривание иллюстраций, картин о русской природе.

-Просмотр презентаций: «Русская деревня», «Ремесла на Руси».

-Беседа «Деревенское подворье»

-Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

-Знакомство с росписями (Хохлома, Городец, Гжель).

-Рисование: «Русская изба», «Деревня зимой».

-Изготовление посуды и игрушек из глины.

-Сюжетно-ролевая игра «Сельская ярмарка».

-Театрализованная сказка «Муха-Цокотуха».

-Мастер-класс для детей «Вышьем мамочке платочек».

-Мастер-класс «Изготовление к 8 Марта кукол-Мартиничек».

-Литературная викторина «В гостях у русской печки».

-Досуг «Горница».

Ход занятия

Лог. 1 суетится за печкой, подметает в избе, видит гостей)

- Ой, да к нам в деревню гости пожаловали! А откуда же вы приехали? Да расскажите, как в городе жизнь идет и т. д.

(Беседа с гостями в свободной форме)

- Ох, совсем я с вами заговорилась, а в избе дела не делаются. Ко мне сейчас подружки-соседушки придут, а у меня и скотина не кормлена, и печка не топится, побегу…

(Звучит музыка (гармонь, идет соседка (Лог. 2). В руках корзинка с клубками пряжи, вытирает ноги об коврик, заходит. Следом идет вторая подружка (Преп. ИЗО) с корзинкой. В корзинке посуда глиняная.)

- Дома ли, подруга?

Лог. 1 (из-за печки) Заходите, заходите. Ой, а я-то, тормоха, ничего не успела. Люди новые в деревню приехали, с ними и заговорилась.

Преп. ИЗО – А они-то тоже, небось, радехоньки, Им там, в городе, и поговорить-то некогда, да и не с кем. Все куда-то торопятся, бегут… Ты, подружка, свои дела делай, а мы порукодельничаем.

(В зал входят дети с воспитателе)

Восп. – Ребята, а ведь мы с вами в деревне оказались : вон и избы стоят, и печки дымят. Давайте постучим (Стучат. Выходит хозяйка (Лог. 1)

Восп. – Здравствуй, хозяюшка, не дашь ли нам воды напиться?

Лог. 1 – Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, проходите, не стесняйтесь, добрым людям мы всегда рады.

Лог2. – Проходите, ребятушки, на лавочки присаживайтесь, в ногах правды нет. Сядем рядком, да и поговорим ладком. Расскажем вам, как мы в деревне живем, не тужим – с работой и весельем дружим.

Преп. ИЗО –Дома наши называются избами. Изба деревянная, крепкая. В жару в избе прохладно, а в холода – тепло. Самая большая комната в избе горницей называется. Она светлая и чистая. Главное место в избе занимает печь, наша хозяйка вам про нее расскажет.

Лог. 1 - Хорошо, коль в доме печка.

Дым с трубы идет колечком.

Так приятно и светло,

Когда в доме есть тепло.

И зима, и холода

С печкой вовсе не беда.

И скажу вам: слово «печка» -

Очень теплое словечко!

(Рассказывает детям про бабий кут, про предметы крестьянского быта, спрашивает, в каких сказках печка «живет»).

Лог. 2 -А вы к нам вовремя заглянули. У нас ведь сегодня посиделки. Знаете, что это такое?

Преп. ИЗО – Долгими вечерами, когда самые главные дела в избе и во дворе переделаем, собираемся у кого-нибудь на посиделки. А от скуки берем дело в руки.

Лог. 2 – Вот так и проводим время: кто за прялкой сидит (показывает, кто вяжет, кто сарафаны шьет, а кто посуду из глины мастерит. Посмотрите, какие сарафаны наша хозяйка шьет, полные сундуки добра.

Лог. 1 – Да я и сейчас бы с вами присела, да печка остывает, дрова закончились.

Лог. 2 – А помощники на что? Сейчас все дрова в избу занесут, только покажи.

(Мальчики начинают носить дрова в избу)

Преп. ИЗО – А вы, девицы-красавицы, помогите-ка клубочки смотать, кошка все нитки перепутала.

(Мычит корова и кудахчут куры)

- И коровку с курочками покормить надо… Поможете?

(Кормят сеном и зерном)

Преп. ИЗО – Ну, подруженька, и повезло тебе с помощниками! Вот как потрудились, наверное, проголодались.

Лог. 1 А у меня, как раз, и ужин готов. Милости просим к столу!

(Дети проходят в горницу. На столе ложки деревянные, солонка, миска глиняная с капустой квашеной. Дети садятся за стол. Хозяйка достает из печки горячий чугунок с картошкой.)

-Обед без картошки,

Что гулянка без гармошки.

На хлебной лопате вынимает хлеб, режет его крупными ломтями.)

Преп. ИЗО – Без хлеба нет обеда.

Лог. 2 – Если хлеба ни куска,

То и в горнице тоска.

(Дети начинают деревянными ложками есть из чугунка).

Преп. ИЗО -А самовар-то поставила?

Лог. 1 –Я бы рада чаем напоить, да Мурка, негодница, чашки разбила (показывает осколки на совочке). За сметанкой лезла. И спит теперь, довольная, на печке.

Преп. ИЗО – А мы с ребятами чашки из глины делали. Сейчас мы их красиво распишем и тебе принесем.

(Приглашает детей)

- Пойдемте теперь ко мне в избу. Посмотрите, как я живу, да и хозяйке нашей новую посуду справим.

(Дети с преподавателем уходят в другую избу).

Преп. ИЗО –Посмотрите, гости дорогие, в какой избе я живу. У меня светло и просторно. А на полках много красивой посуды. Вы узнаете эту роспись (показывает Хохлому). А вот эту? Правильно, Гжель. Давайте мы с вами распишем эти белые чашечки голубым узором.

(Дети садятся за приготовленные для работы столы, начинают расписывать чашки. В процессе росписи педагоги рассказывают пословицы о труде. Готовые работы ставят на красивый поднос.)

Преп. ИЗО – Ладошки –то испачкали. Давайте их помоем (подводит к рукомойнику).

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Показывает на рукомойник. Предполагаемые ответы детей).

Лог. 2 - Это рукомойник. Почему ему дали такое название? (Ответы детей).

(Дети дарят чашки хозяйке).

- Потрудились, а теперь и отдохнуть можно. В игру поиграть хотите? Поиграем в русскую народную игру «Бабка Ежка».

Игра «Бабка Ежка»)

Лог. 1 – Ну, спасибо вам, гости дорогие! И помогли нам, и повеселили. А вам у нас понравилось?

(Ответы детей)

Преп. ИЗО – А что вам запомнилось? Что вы сегодня в деревне делали?

(Ответы детей).

Лог. 1 - Еще к нам приедете? Приезжайте, из новых чашек чаю попьем.

Водой колодезной угостим, маслице собьем.

Лог. 2-Ну, пойдемте, мы вас до околицы проводим и пряничков на дорогу дадим.

(Провожают детей).

Преп. ИЗО – А время-то позднее, завтра опять рано вставать. Пойдем и мы по домам, подруженьки.

(Расходятся по избам)

Публикации по теме:

Конспект досуга «Святочные посиделки» для старшего возраста Цель. Расширять представления детей о народных обычаях, традициях и праздниках Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Привлечь.

Конспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 классаКонспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 класса Цели: формировать представления о традициях и обычаях празднования Рождества; рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня; воспитывать.

Конспект «Масленичные посиделки» (средняя группа)Конспект «Масленичные посиделки» (средняя группа) Цель: познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленица. Ход: Бабушка Загадушка: - Здравствуй, честной народ.

Конспект показательного музыкального занятия «Посиделки у Карелки» в подготовительной группе «Берёзка» Место и время проведения: 16. 10.2018г. Музыкальный зал МКДОУ № 22 Составил и провел : музыкальный руководитель Агафонова О. А.

Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки»Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки» Цель: познакомить детей с особенностями народных праздников на примере посиделок, расширить знания учащихся о разнообразии красоты природы.

Конспект развлечения «Осенние посиделки» (подготовительная группа)Конспект развлечения «Осенние посиделки» (подготовительная группа) Цель: Приобщение детей к русскому народному фольклору. Задачи: •познакомить с русской традицией – осенними посиделками; •развивать у детей.

Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки»Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки» Название проектной задачи: Конспект занятия. Занятие: Кубановедение Группа: Подготовительная Цели и педагогические задачи (педагогический.

Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе «Деревенские посиделки»Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе «Деревенские посиделки» Мероприятие в начальной школе "Деревенские посиделки"Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Деревенские посиделки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Новикова Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Деревенские посиделки»
Опубликовано: 3 ноября 2023 в 11:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД