Папки-передвижки

Делинквентно-агрессивная направленность поведения

Олеся Михайловна Кулинич
Делинквентно-агрессивная направленность поведения

Лекция 1.

Тема: «Типология агрессивной и делинквентной направленности поведения человека»

Агрессивная направленность поведения – поведение, обусловленное намерением причинить вред другому или самому себе, враждебная агрессивность. Осознанная инструментальная установка отсутствует. Мотивация базируется на переживании субъектом внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между существующей базовой потребностью высших уровней – в контактах, любви, признании, оценке, уважении, самоуважении, самоактуализации – и возможностью удовлетворения этой потребности. В зависимости от направления агрессии можно различать аутоагрессию и гетероагрессию. Внешнее оформление – экспрессивное. При аутоагрессии наблюдаются сниженное настроение, быстрая интеллектуальная утомляемость, психомоторная заторможенность, высокая невротизация, высокая депрессивность, снижение общительности. Вербальные проявления окрашены мрачными тонами с преобладанием чувства тоски, ненужности близким, угрызениями совести, гнетущими предчувствиями.

Публикация «Делинквентно-агрессивная направленность поведения» размещена в разделах

Гетероагрессия внешне проявляется в неустойчивости настроения, конфликтности, решительности, несдержанности, раздражительности, взрывчатости, повышенной возбудимости, неумении ждать, склонности к риску, независимости, даже нагловатости, бесцеремонности, активном противодействии критике в свой адрес. Вербальные проявления экспрессивные, категоричные.

Делинквентная направленность поведения – поведение не обусловлено намерением причинить вред кому-либо или чему-либо. Мотивация базируется на переживании субъектом внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между существующей базовой потребностью низшего уровня – физиологического (голод, жажда, сексуальное влечение и т. д.) – и возможностью незамедлительного удовлетворения этой потребности. Внешне делинквентная направленность поведения проявляется в нарушении социализации влечений, слабом контроле. Такие люди равнодушны к похвалам и наказаниям, у них усилены чувственные влечения при снижении духовных потребностей. Главное для них – немедленное удовлетворение своих желаний.

Делинквентно-агрессивная направленность поведения – поведение необусловлено намерением причинить вред кому-либо или чему-либо. Нанесение ущерба не является самоцелью. Агрессия используется в качестве инструмента для осуществления желания. Мотивация такая же, как и у делинквентной направленности поведения. Внешнее оформление –гетероагрессивное, с выраженной инструментальной окраской.

Формированию агрессивной направленности поведения человека в значительной мере способствует гиперфункция третьего уровня базальной системы эмоциональной регуляции. Она обуславливает высокую активность в экспансии к окружающему миру, направленность на обследование среды, преодоление преград на пути к цели. Данный уровень у индивида поднимает ощущение своей силы, субъективно раздвигает для него границы доступного, позволяет легко идти на риск, легко принимать решения. Ради признания, уважения, самоуважения, самоактуализации он может попасть в трудную ситуацию, переоценив свои цели.

Усиление функции третьего уровня способствует, в свою очередь, сдвигу пропорций в развитии других уровней. На первом уровне проявляется повышенная выносливость к интенсивности воздействия, неадекватный учет опасности в распределении себя в пространстве.

На втором уровне проявляется нарушение стереотипа удовлетворения потребности, и в связи с этим –большая возможность экспериментирования в сенсорных контактах со средой.

Четвертый уровень в этом случае может проявить явную недостаточность развития. Отрицательная оценка субъекта другими людьми будет восприниматься им легче, чем обычно, благодаря гипертрофированной положительной оценкой себя. То есть отрицательную оценку других в отношении себя субъект попросту игнорирует. Таким образом, четвертый уровень не сможет сформировать достаточно дифференцированный механизм регуляции поведения.

В условиях недостаточного эмоционального контроля сильный третий уровень деформирует структуру смысловых отношений уровней и подчиняет их разрешению своей смысловой задачи – экспансии окружающего.

Формирование аутоагрессивной направленности поведения во много обусловлено гипофункцией третьего уровня системы эмоциональной регуляции. В этом случае уменьшается активность в освоении мира, теряется чувство игры, риска, радости победы, усиливается дискомфорт в нестабильной ситуации, создающей препятствия на пути к цели, что, соответственно, порождает неуверенность в своих силах.

Наибольшее влияние на развитие и становление делинквентной направленности поведения оказывает гиперфункция первого уровня. Общее увеличение выносливости в контактах с окружающим миром задерживает включение оценки качества, избирательного ограничения действия пресыщения, что приводит к ослаблению действия механизмов второго уровня. Это может привести к недостаточности избирательного сосредоточения и на качественно приятных впечатлениях, отсутствию фиксации на индивидуальной сенсорной избирательности субъект ориентируется не столько на поиск приятных для него ощущений, сколько на их смену, испытывая сенсорную жажду вообще.

Основную роль в формировании агрессивно-делинквентной направленности поведения играет гиперфункция второго уровня базальной системы эмоциональной регуляции. Она увеличивает активность человека в удовлетворении физиологических потребностей и расширяет диапазон качественно приятных ему сенсорных впечатлений. Заострение черт второго уровня выражается, прежде всего, в подавлении оценки интенсивности качественно положительных воздействий. В результате отодвигается пресыщение и, наоборот, возникает особая «жадность», которая может стимулировать чувство собственности, стремление к накоплению средств удовлетворения базовых потребностей первого уровня –уровня физиологических потребностей. Одновременно второй уровень «торопит» включение дискомфорта в восприятии качественно плохих впечатлений, и человек в этом случае крайне тяжело переносит неудовлетворенное желание, что вызывает у него бурные реакции гнева, агрессии, нетерпения.

Усиление второго уровня подавляет и третий уровень, механизмы которого развиваются недостаточно. Чрезмерное развитие второго уровня обуславливает острое переживание положительных и отрицательных впечатлений и ригидную фиксацию предпочтений в контактах с окружающим миром. Это создает сверх -напряженную связь цели и препятствия, в которой барьер воспринимается однозначно, лишь как помеха на пути к физиологически значимой цели, и вызывает агрессивное действие.

Особо следует отметить, что на характер отношений базальных уровней системы эмоциональной регуляции накладывают отпечаток

Возрастные особенности человека. В общих чертах можно согласится с тем, что здесь, в рамках уже устоявшейся общей иерархии уровней и их индивидуально сложившейся манеры взаимодействия, акценты могут смешаться от уровней «стабилизирующих» в детском возрасте, к динамическим –в подростковом, вновь к стабилизирующим –в зрелом.

Лекция 2.

Тема: «Патохарактерологические особенности агрессивных и делинквентных личностей»

Проблема характерологических особенностей подростков с агрессивным и делинквентным поведением ставилась как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях. Исследовались дисгармоничность развития характера, структуры акцентуаций подростков – делинквентов, самооценка агрессивных и делинквентных подростков. Проводились исследования волевой активности несовершеннолетних преступников, личностных особенностей подростков – делинквентов в связи с их ролевыми позициями и статусом в группе.

В данном исследовании проблема делинквентной и агрессивной направленности поведения подростков рассматривается на непатологическом уровне девиаций, поэтому анализ специальных вопросов о психопатиях не проводился. Вместе с тем, имея в виду дисгармоничность характера в пределах медицинской нормы, необходимым представляется рассмотрение агрессивной и делинквентной направленности поведения в связи с акцентуациями характера. Как известно, ввел и описал данное понятие К. Леонард. При этом он особо подчеркивал, что акцентуированная личность – это нормальная личность, и что часто трудно найти границу между средними и акцентуированными личностями.

В данной работе патохарактерологическим диагностическим вопросником А. Е. Личко обследованы подростки с суицидоопасной, агрессивной, делинквентной и агрессивно-делинквентной направленностью поведения.

У подростков с суицидоопасной направленностью поведения наиболее распространенным типом акцентуации характера являются эпилептоидный (50%) и эпилептоидно-истероидный (24%) у мальчиков; психоастенический (24%, шизоидный (18%) и лабильный (16%) –у девочек. В то же время, одновременно с высокими показателями аутоагрессивности, у подростков –мальчиков с эпилептоидной и эпилептоидно-истероидной акцентуацией выевлены высокие показатели гетероагрессивности. Однако противоречия здесь только внешние. Дополнительные беседы и наблюдения позволяют сделать вывод о том, что данный феномен можно объяснить неадекватной самооценкой, присуще подросткам с этими типами дисгармонии характера. У эпилептоидов самооценка носит однобокий характер, обусловленный главными чертами этого типа –склонностью к дисфориям, тесно связанными с ними аффективной взрывчатостью, напряженностью инстинктивной сферы, вязкостью, тугоподвижностью, инертностью. Такие подростки представляют себя склонными к мрачному расположению духа, приверженными к аккуратности, но значительно более конформными во взаимоотношениях с окружающими, более сензетивными, чем это есть на самом деле. Этим и можно объяснить высокие показатели аутоагрессии.

У подростков с эпилептоидно-истероидной акцентуацией характера все вышеуказанное дополняется высокой демонстративностью поведения. Поэтому, видимо, имея в виду их осторожность, низкую конформность, повышенный уровень чувства самосохранения, можно не включать таких подростков в реальную «группу риска» в аспекте суицидоопасных психологических установок.

У подростков-девочек суицидоопасная направленность поведения офомляется по-другому. Наиболее заметно это направленность проявляется у подростков –девочек с психастеническим (28%, лабильным (16%) и шизоидным (18%) типами акцентуации характера.

У психастеников эта тенденция обуславливается присущими им чертами: нерешительностью, тревожной мнительностью, склонностью к самоанализу, легкостью образования навязчивых страхов, опасений, мыслей, представлений, что, в свою очередь, усугубляется свойственной таким девочкам подростковой реакцией гиперкомпенсации.

У подростков-девочек с лабильным типом акцентуации характера формированию суицидоопасной направленности поведения в значительной мере способствует их главная черта –крайняя изменчивость настроения при неадекватных поводах, причем настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и их глубина. От настроения данного момента зависит и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и отношение к окружающему. Порицания, осуждения, выговоры глубоко переживаются и способны ввергнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья переносятся чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

Формированию аутоагрессивности у шизоидных подростков способствует их замкнутость, отгороженность от сверстников, которые с началом пубертатного периода выступают особенно ярко. Чаще всего шизоиды сами страдают от этого. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, «мимозоподобная» чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контактах побуждают еще к большему уходу в себя с чувством ненужности другим, отчужденности.

В целях выявления социально обусловленных причин формирования суицидально опасной направленности поведения у подростков с группой «риска» были использованы методика «Моя семья», тест отношения к жизни в семье Шрайберга, проведены беседы с учителями, родителями, самими подростками. Результаты исследования выявили, что у 80% мальчиков и 85% девочек с суицидоопасной направленностью поведения причины формирования ее коренятся в семье. Далее идут взаимоотношения в школе (15% у мальчиков, 10% у девочек). И только 5% социально обусловленных причин приходится на внешкольное и вне семейное окружение.

Следует отметить, что все подростки, показавшие высокие баллы по методикам ИСН (исследование суицидальной направленности поведения подростков) и АДП (агрессивная и делинквентная направленность поведения подростков, имеют акцентуации характера. Поэтому можно считать правомерным вывод о том, акцентуация характера являются ближайшим, хотя и не единственным условием формирования агрессивной и делинквентной направленности поведения. Кроме того представляется вероятность, что дисфункции уровней базальной системы эмоциональной регуляции, вызывающие стабильные агрессивные и делинквентные поведенческие реакции, в значительной мере способствуют появлению и становлению определенных типов акцентуаций характера.

Таким образом, экспериментальное исследование при помощи методик ОУБ (определение уровня безопасности подростка в школе, ИСН (исследование суицидоопасной направленности поведения подростков, АДП (агрессивная и делинквентная направленность поведения подростков) позволило доказать, что:

-агрессивное и делинквентное поведение оказывает существенное влияние на успешность личностной и социальной адаптации в подростковой среде;

-психическое созревание в подростковом возрасте проходит две фазы: фазу негативных изменений (13-15 лет) и фазу позитивных изменений (16-18 лет);

-высокий уровень агрессивности и делинквентности, стабильно и негативно влияющий на успешность адаптации, не характерен для большинства подростков;

-агрессивная и делинквентная направленность поведения подростка в значительной мере зависит от наличия определенных типов акцентуации характера и соответствующих дисфункций уровней базальной системы эмоциональной регуляции.

Кроме того, исследование дало возможность определение типологии деструктивного поведения в аспекте агрессивности и делинквентности :

-агрессивно-делинквентная направленность поведения;

-собственно делинквентная направленность поведения;

-гетероагрессивная направленность поведения;

-социально-позитивная направленность поведения.

Лекция 3.

Тема: «Пути коррекции агрессивной и делинквентной направленности поведения человека»

Проблема нейтрализации и коррекции агрессивного и делинквентного поведения всегда была актуальной. Большой интерес в этом отношении представляют исследования ученых ряда стран.

Главным фактором в решении проблемы является понимание самой природы этих феноменов, теоретические модели такого поведения. Например, если взять за основу тезис о том, что агрессивное поведение –это проявление врожденных инстинктов, как указывал З. Фрейд в открытом письме А. Энштейну: «…инстинкт агрессивности или разрушения проявляется у каждого живого существа и стремится к тому, чтобы разрушить его и вернуть жизнь к ее первоначальному состоянию неодушевленной материи», или К. Лоренц: … «агрессивные инстинкты –общие для всех высших животных», то методы коррекции могут быть связаны с истощением и отводом спонтанно проистекающей агрессивной энергии. Это методы вытеснения, катарсиса. Так, в 60-70-х гг. ХХ в. Распространились представления, согласно которым агрессивность может быть вытеснена через наблюдение сцен насилия, а также через интенсивные впсевдоатаки выразительные акты, в частности, избиение замещающей цели или и на реальную цель.

А. Бандура и его последователи исходили из предпосылки, что поведение подвергается контролю только через технику, включающую научение. Здесь в основе лежит теория о сути агрессии как обучаемой форме поведения, открытой для непосредственного воздействия. В связи с этим уровень агрессии может быть уменьшен через ряд соответствующих процедур и, прежде всего, в результате устранения условий, направленных на ее подкрепление.

Некоторые исследователи считают, что агрессия выполняет для человека важную инструментальную роль. Она «окупается», обладает полезностью и поэтому получила столь широкое распространение в современном обществе, позволяя людям реализовывать свои цели и желания, ограждая их от неприятностей. В связи с чем нейтрализовать человеческую агрессию практически невозможно только в результате глобальных социально-политических изменений, которые могут искоренить предпосылки для инструментальной роли агрессии, что в обозримом будущем, конечно нереально. Кроме того, здесь учитывается только инструментальная (делинквентная) агрессия и совсем не имеется в виду другие типы агрессии.

В последние годы все большую притягательность исследователи видят в методах «стратегии несовместимых ответов». При этом полностью принимается тезис, согласно которого карательные меры наказания выполняют роль своеобразной модели поведения, особенно для детей, и посему не могут выполнять с достаточной эффективностью функции сдерживания и коррекции агрессивности. Стратегии несовместимых ответов базируются на принципе психологии, в соответствии с которым организм не способен переживать два качественно противоположных состояния или же реагировать на одну и ту же ситуацию одновременно двумя несовместимыми по своей природе ответами. Исходя из этого, предполагается, что стимул или условия, вызывающие реакции или эмоциональные состояния, несовместимые с гневом и агрессией, могут быть эффективно использованы с целью их предотвращения. В качестве таких стимулов и условий большинство ученых предлагают эмпатию, юмор и легкую эротику.

Под эмпатией понимается внутренняя способность личности к сопереживанию, которая целенаправленно формируется в процессе ее становления и является одним из важнейших критериев индивидуального нравственного развития.

Роль юмора как фактора, способного разряжать самые напряженные в эмоциональном плане ситуации, давно уже отмечена и подтверждена как на бытовом уровне, так и исследованиями.

Что касается легкой эротики, к которой относят поглаживания и т. п., то эффект, производимый такими действиями, может привести к сдерживанию агрессивных актов, в то время как сильные сексуальные стимулы способствуют возрастанию агрессии. Особенно эффективны такие стимулы в столкновениях между родителями и их маленькими детьми, а также между лицами противоположного пола.

Публикации по теме:

Правила поведения на снежной горкеПравила поведения на снежной горке Каждую зиму на нашем участке детского сада сооружается из снега горка. Так и в эту зиму, горка была готова уже в конце декабря, но наступившие.

Дидактическое пособие «Светофор поведения»Дидактическое пособие «Светофор поведения» Социально-нравственное воспитание дошкольников очень важно на современном этапе развития общества. С правилами хорошего тона необходимо.

Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогахФотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж "Азбука дорожного движения" в рамках "Недели безопасного поведения на дорогах".Проблема безопасности дорожного движения на.

Консультация для родителей «Кодекс поведения в семье» Семья – это институт человеческих взаимоотношений и правил, соблюдая которые мы стремимся построить идеальную семью, или если не всеобщую.

Консультация «Правила поведения в музее»Консультация «Правила поведения в музее» Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми в ДОУ является создание мини-музеев. Цель мини-музеев: - расширение представлений.

НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае»НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае» Цель: формировать у детей навыки культурного поведения в гостях Задачи: развивающие: -развивать у детей познавательный интерес к культуре.

Памятка «О правилах поведения родителей в автомобиле»Памятка «О правилах поведения родителей в автомобиле» Перевозка детей в автомобиле не является личным делом водителя. При выезде на дорогу он становится участником дорожного движения, поэтому.

Памятка для родителей «Правила поведения в лесу»Памятка для родителей «Правила поведения в лесу» Уважаемые родители! Прогулки в лесу приносят много пользы, как детям, так и взрослым! Но гуляя по лесу не нужно забывать о том, что лес.

Правила поведения в природеПравила поведения в природе «Нет в природе ни полезных, ни вредных – одни только необходимые». Н. Сладков. 1. Будь вежливым гостем у добрых хозяев (лесных, луговых,.

Памятка о правилах поведения в природе Когда идешь в поход, соблюдай следущие правила: Правило №1 Убирай за собой мусор!Используй специальные мешки,чтобы забрать мусор с собой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Делинквентно-агрессивная направленность поведения
Опубликовано: 22 февраля 2023 в 11:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Делинквентно-агрессивная направленность поведения» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Михайловна Кулинич на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД