Получи документы

Cистема работы «Сезонные изменения в природе посредством моделирования» во второй младшей группе

Карина Абдуллаева
Cистема работы «Сезонные изменения в природе посредством моделирования» во второй младшей группе

Введение

Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека, осуществляются в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.

Публикация «Cистема работы „Сезонные изменения в природе посредством моделирования“ во второй младшей группе» размещена в разделах

Так что же такое – экология, о которой сейчас много говорят дома и в школе, в газете, по радио и телевидению. Слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос», что значит дом, и «логос» - наука. Выходит, это наука о доме. А дом для человека, чаще всего – четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – моря, озера, реки. Значит у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля. Всякая наука оказывает людям огромную помощь, но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Расширение границ научного анализа привело к новому толкованию термина «экология» (В. Н. Большаков, И. Д. Зверев, Н. Н. Моисеев, И. Т. Пономарев, С. С. Шварц).

Так С. С. Шварц назвал экологию, теорией создания именного мира», тем самым экология приобретает высокий уровень интеграции различных областей философии, науки, искусства, практической деятельности

Произошла значительная экологизация всех наук. Гуманитарные и социальные науки в последнее время также претендуют на экологическую проблематику и внесение в этом плане своей лепты в формирование общественного сознания. Проблемы отношений со средой обитания затрагивают весь социальный статус человеческого общества.

Несмотря на такую широту внедрения во все разделы науки, предмет собственно экологического знания легко вытесняется. В центре внимания – живая природа с её закономерностями связей живых систем, распространяющимися и на поддержание человеческого общества, и на его жизнеобеспечение на планете.

Формирование начальных основ экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста, так как дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка, его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. В этот период развития ребёнка начинает складываться его эмоциональная сфера. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что в природе всё взаимосвязано.

Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделям и моделирующей деятельности с предметами.

Широкие исследования психологов показывают: использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей (Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков). Исследователями установлено, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. Достижения психологии в области использования моделирования позволили Л. А. Венгеру о некоторых проблемах и путях изучения развития умственных способностей ребенка выдвинуть предположение о том, что психологическим содержанием формирующихся в дошкольном возрасте общих умственных способностей являются действия пространственного моделирования – построения и использования наглядных образов, функционально эквивалентных реальным пространственным моделям. С этих позиций моделирование используется в педагогике, в частности при ознакомлении дошкольников с природой.

Таким образом, разные типы моделирования (предметное, графическое, практическое, моделирующие действия и деятельность с предметами-заместителями, включенные в качестве метода в эколого-педагогический процесс, обеспечивают глубокое познание явлений природы, в частности, закономерности приспособления организмов к среде обитания, закономерности их роста и развития, всесторонне развивают интеллект дошкольников.

Однако, несмотря на разработки ученых, психологов и педагогов нет четкой системы по использованию определенных средств или методов.

Поэтому возникает необходимость в разработке системы по использованию эффективных средств в экологическом воспитании младших дошкольников.

На основании этого была выстроена система работы по формированию знаний младших дошкольников о сезонных изменениях в природе, как одном из составляющих экологического воспитания, посредством моделирования.

Цель: Формирование сезонных изменений в природе посредством моделирования.

Были поставлены следующие задачи:

1. Определить уровень сформированности знаний у детей четвертого года жизни о сезонных изменениях в природе.

2. Разработать систему по использованию моделирования, как об одном из эффективных средств в формировании знаний у детей младшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе.

3. Создать единое педагогическое пространство посредством активных форм работы с родителями.

4. Реализовать систему мероприятий по использованию моделирования в формировании знаний о сезонных изменениях в природе у детей младшего дошкольного возраста.

5. Определить эффективность работы по формированию знаний о сезонных изменениях.

II. Практическая часть

Работа по формированию сезонных изменений посредством моделирования у детей младшего дошкольного возраста проводилось поэтапно:

- аналитический,

- подготовительный,

- основной,

- заключительный.

2. 1. Аналитический этап

Цель: определить уровень знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Для выявления уровня знаний о сезонных изменениях в природе у детей четвертого года жизни использовали методику, разработанную О. А. Соломенниковой.

Предложили детям задания. Все задания оценивались по баллам: 3 балла за полный и правильный ответ данный ребёнком самостоятельно; 2 балла получает ребёнок допустивший неточность и отвечающий по наводящим вопросам взрослого; 1 балл даётся ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, демонстрирует непонимание задания. Эти оценки помогли выявить уровень знаний о сезонных изменениях в природе у детей четвертого года: высокий, средний, низкий (Приложение 1).

Проведена констатирующая диагностика у детей. В диагностике участвовали 15 детей.

Результаты диагностики уровня знаний о сезонных изменениях в природе у детей показали следующее:

Низкий уровень: 10 детей - затрудняются в назывании времен года, приметах и явлениях природы, с помощью взрослого различают диких и домашних животных.

Средний уровень: 5 детей - умеют определять и называть времена года, знают приметы времен года, называют части туловища животных, называют овощи и фрукты, различают дерево от кустика, называют простейшие явления природы.

В результате диагностики уровня знаний о сезонных изменениях в природе выявилось, что в группе преобладает низкий уровень.

2.2. Подготовительный этап

Задачи:

1. Подготовить развивающую предметно-пространственную среду для работы

2. Разработать план мероприятий

3. Провести работу по мотивации родителей к совместной работе.

На начальном этапе работы были изготовлены дидактические игры «Четвертый лишний», «Оденься по сезону», «Подбери картинки», «Какое время года», «Назови явления природы», лото «Времена года», «Когда это бывает», макета дерева «Сезонные изменения в природе».

Для достижения положительных результатов работы с детьми установили хороший контакт с родителями.

Для создания единого педагогического пространства и повышения компетенции родителей в вопросах формирования экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста было проведено анкетирование для родителей по вопросам экологического воспитания детей в семье.

В анкетировании участвовало 16 родителей. С помощью анкетирования мы выявили значимость экологического воспитания в семье воспитанников.

В родительском уголке была размещена консультация: «Роль моделирования в экологическом воспитании младших дошкольников», «Учимся наблюдать вместе с ребенком», «Берегите природу».

2.3. Основной.

Основной этап разделен на несколько условно выделенных блоков:

- Ознакомительный;

- Наблюдение;

- Игровой;

Блок – 1. Ознакомительный.

В данном блоке работу начали с ознакомления детей с моделями. В процессе ежедневных наблюдений за явлениями неживой природы использовали модели, с помощью которых отражали свои наблюдения. В процессе выделения изменений с помощью моделей дети учились не только замечать изменения погоды : солнце светит и греет меньше, часто идут дожди, холодно, ветер качает деревья, срывает листья, которые падают, кружась в воздухе и т. д., но и делать элементарные выводы о причинах в изменениях в природе.

Обращали внимание малышей на то, по какой причине люди стали тепло одеваться, ходят в непромокаемой обуви, под зонтами в этом нам помогали модели. Дети с помощью моделей учились подбирать одежду по сезону и определять погоду.

Также обращали внимание ребят на птиц. Отражали в моделях перелетных и зимующих птиц, с помощью моделей закрепляли знания о названиях птиц. После наблюдения на прогулках вывешивали в уголке природы картинки с изображением птиц, которых дети видели в этот день.

Блок – 2. Сравнительное наблюдение.

Для того чтобы дети ярче и быстрее научились определять изменения в природе мы проводили сравнительное наблюдение на 1 и 4 неделе каждого месяца с использованием моделей.

Сравнительное наблюдение мы начали с использованием предметных моделей, таких как: облако, солнце, капли дождя, снежинка. Дети легко понимали модели и не затруднялись в их определении.

На первой неделе сентября погода была теплая, солнечная. Мы с детьми отмечали состояние погоды с помощью модели – солнце.

Но уже на последней неделе сентября погода изменилась, стало ветрено и прохладно, шел дождь. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха мы с детьми использовали модели : тепло, прохладно, морозно. Предлагали детям одеть куклу на прогулку. Советовались с детьми, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания обращали внимание на то, как одеты сами дети. Обращали внимание детей на ветер, а для этого выносили на прогулку вертушки, бумажные ленточки. А также организовывали наблюдение за дождем: слушали, как он стучит по крыше, в стекла окон, наблюдали, как на улице появляются лужи. При помощи моделей мы с детьми смогли сравнить первую и последнюю неделю первого месяца осени и сделать вывод о том, что погода изменилась.

На первой неделе октября погода не менялась, было ветрено и прохладно, шел дождь. На этой неделе мы начали использовать графические модели такие как : облако с каплями дождя, облако со снежинками. Отмечали температуру воздуха моделью - «холодно».

Северная осень короткая, и уже в конце октября выпал снег, появились снежинки. Эту неделю фиксировали моделью - облако со снежинками, нет солнца. Определяли температуру погоды моделью «холодно». Спрашивали у детей, почему стало рано темнеть, и объясняли, что с приходом осени сутки становятся короче.

В начале ноября стало морозно, а в конце месяца морозы стали сильнее, для сравнения изменений в погоде мы с детьми использовали графические модели : облако со снежинками, а также определяли температуру погоды моделью «морозно», и уточняли, как правильно одеваться в морозную погоду.

После наблюдений с детьми отмечали в календаре природы, какое сейчас время года, как правильно одеваться, также отмечали части суток.

В конце каждой недели после прогулки мы с детьми проводили беседу о том, как менялась погода, отмечали основные признаки природных явлений и с помощью моделей сравнивали и выявляли сезонные изменения в природе.

Блок – 3. Игровой.

В этом блоке проводились дидактические, подвижные, пальчиковые и сюжетно-ролевые игры во вторую половину дня с целью закрепления представлений о сезонных изменениях природы.

Для достижения поставленной цели на данном этапе эксперимента были использованы игры, направленные на развитие представлений о сезонных явлениях природы. Большинство детей сразу же откликались на предложение поиграть и включались в процесс, и лишь отдельные дети наблюдали со стороны. Например, в игре «Осень» дети, выслушав правила с удовольствием их выполняли. Сначала хлопали на все вопросы подряд, но потом, когда было сделано уточнение правил, все наладилось. Если кто-то не знал правильный ответ, повторяли за соседом, сидящим рядом. В игре «Оденем куклу на прогулку» ребята правильно называли одежду, которую надо одеть в соответствии с конкретным временем года. Лишь некоторые сказали, что зимой мы обуем сандалии, а зимой резиновые сапоги. В игре «Это когда?» дети работали с предметными картинками с изображением сезонных явлений, некоторые отвечали не правильно, путая времена года, но быстро исправлялись. В пальчиковой игре «Ходит осень в нашем парке» дети активно участвовали и старались запомнить слова. Дети после трех повторений игры со словами изъявили желание провести игру самостоятельно.

2.4. Заключительный

Задачи:

1. Подвести итоги работы

2. Проанализировать полученные результаты

3. Определить перспективу на будущее

Для определения эффективности проведённой работы была проведена контрольная диагностика, которая показала, что 3 (30%) детей находится на высоком уровне, 7 (70%) детей находятся на среднем уровне, на низком уровне детей не выявлено.

- Дети с высоким уровнем называют времена года, знают и называют простейшие приметы и явления времен года, знают, как называются детеныши разных животных, отличают дерево от кустика.

- Дети со средним уровнем развития называют времена года, знают и называют простейшие приметы и явления времен года, знают овощи и фрукты, затрудняются назвать части туловища животных, что делают животные в определенное время года.

Работа по формированию сезонных изменений в природе детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром с использованием лэпбука «Времена года» и макета дерева «Сезонные изменения в природе» вызвал интерес у детей, их родителей.

Динамика изменения уровня экологических знаний детей после проведенной работы, позволяет сделать выводы о том что:

• Использование моделей и моделирования как средства формирования знаний и навыков оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.

Работа с отвлеченными моделями абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера, а это позволяет обобщать, углублять экологические знания, способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, развитию речи, расширению словаря.

• У детей формируется осознанно-правильное отношение к объектам природы, закладываются основы экологической культуры.

• Различные формы работы воспитателя с родителями способствуют систематизации и расширению знаний детей не только в детском саду, но и дома, вызывают интерес к миру природы, желание отражать и фиксировать свои наблюдения через различные виды деятельности (речевая деятельность, игра, моделирование, создание изопродукции).

Всё это, подтверждает актуальность выбранной темы системы работы.

Данная работа будет продолжена.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Венгер, Л. А. Формирование познавательных способностей в

дошкольном возрасте [Текст] // Хрестоматия по детской психологии. – М. :

Академия, 2009

2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой

[Текст] : пособие для воспитателей детского сада / С. А. Веретенникова. –

СПб. : Союз, 1997

3. Иванова, А. И. Сезонные наблюдения в детском саду [Текст] :

методическое пособие / А. И. Иванова, В. А. Михайленко. – М. : ТЦ Сфера,

2010

4. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первичных естественнонаучных представлений у дошкольников//дошкольная педагогика. -2006.-

5. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004.

Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.

6. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2007.

Публикации по теме:

«Изменения в природе весной». Презентация для детей дошкольного возраста Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Закрепление у детей потребности в двигательной.

Конспект занятия с применением технологии плоскостного моделирования во второй младшей группе.Конспект занятия с применением технологии плоскостного моделирования во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей: 1. Речевое развитие 2. Познавательное развитие 3. Художественно-эстетическое развитие. Цель: закрепить.

Оформление приемной. Сезонные изменения — «Золотая осень» (Фотоотчет)Оформление приемной. Сезонные изменения — «Золотая осень» (Фотоотчет) Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Сезонные изменения- «Золотая осень» Оформление приемной.

Планирование тематической недели «Весенняя капель. Сезонные изменения, одежда людей» (старшая группа) понедельникРассматривание иллюстраций, плакатов о весне и весенних явлениях. Организационная часть; Беседа о признаках весны; Сравнение.

Проект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленностиПроект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленности 1. Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности "Изменения в природе осенью". 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Проект «Изменения в природе весной» (младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н. Участники проекта: дети младшей.

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе»Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе» 1. Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Изменения весной в природе". 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Проект «Зимушка-зима. Изменения в природе зимой» (средняя группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н. Участники проекта: дети средней.

Сезонные изменения в природеСезонные изменения в природе Природа – это уникальная книга. Ее тираж – один экземпляр. Только один! И поэтому, читая ее, Нужно беречь каждую страницу! Любовь к.

Среднесрочный проект в подготовительной группе «Весна. Сезонные изменения в природе родного города» Среднесрочный проект в подготовительной группе «Весна. Сезонные изменения в природе родного города» Природа весной - это особый мир, который.

Библиотека изображений:

Публикация Cистема работы «Сезонные изменения в природе посредством моделирования» во второй младшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Карина Абдуллаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Cистема работы «Сезонные изменения в природе посредством моделирования» во второй младшей группе
Опубликовано: 12 мая 2022 в 11:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД