МААМ-картинки

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Наталья Тугужекова
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Учебно-методическая разработка

Автор: Тугужекова Наталья Леонидовна

Цель учебно-методической разработки: Развитие у детей старшего дошкольного возраста всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Задачи:

• Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;

Публикация «Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие по стране „Пиши-Читай“» размещена в разделах

• Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;

• Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;

• Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;

• Воспитывать познавательный интерес к русскому язык.

Актуальность

Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка подготовительной к школе группы полностью зависит от правильной организации образовательного процесса. Занятия для данного возраста должны быть приближены к школьным. Они должны носить учебно-тренирующий характер. Но при этом существенно отличаться по форме организации. Главным на этих занятиях должно стать игровое дидактическое упражнение.

Мною были систематизированы дидактический материал по подготовки детей к обучению грамоте, речевые игры и упражнения, наглядный материал. На их основе была разработана система занятий в виде путешествия по волшебной стране.

Все эти наглядные средства и игры, которые используются в данном учебно-методическом комплексе, важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но и способствуют и обще речевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка в школе.

Адресовано: Воспитателям, родителям для индивидуальной работы с детьми, а также учителям начальных классов для проведения занятий по подготовки детей к школе на подготовительных курсах.

Условия реализации: массовая группа детского сада, домашние условия, школьные занятия.

Краткая характеристика содержания

1. «Звуки»

Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.

2. «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

3. «Согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

4. «Алфавит» (2 занятия)

Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.

5. «Гласные и согласные звуки» (2 занятия)

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

6. «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

7. «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

8. «Слова и предложения»

Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения.

9. «Слова и предложения»

Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.

10. «Повторение» (2 занятия)

Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

11. «Как древние люди общались друг с другом»

Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.

12. «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»

Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.

13. Итоговое и занятие

Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.

Результативность использования учебно-методической разработки:

Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.

Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений.

Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.

Перспективы использования учебно-методической разработки:

• Детские сады общего вида;

• Группы кратковременного пребывания;

• Школы (подготовительные к школе курсы)

Использованная литература:

1. Агранович З. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.

2. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.

3. Бугременко Е. А. Чтение без принуждения. М., 1993.

4. Волкова Л. С. Логопедия, М., 1989.

5. Городилова В. И. Чтение и письмо, М., 1995.

6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.

7. Журова Е. Н. Обучение дошкольников грамоте. М. : Школа-Пресс, 1998.

8. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

9. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. : Гном и Д, 2000.

10. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М. : Гном и Д, 2000

11. Лалаева Г. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.

12.. Максаков А. И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.

13. Матвеева А. Н. Звуки и буквы. М. : рекорд, 1994.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране ЗнанийКонспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране Знаний Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Лэпбук «Пиши-читай!» — дидактическое пособие по развитию речиЛэпбук «Пиши-читай!» — дидактическое пособие по развитию речи …. «Чтобы научиться говорить, надо говорить.» -М. Р. Львов. Дети старшего возраста, сами по себе уже почти большие, им всё кажется интересным,.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Стране Доброты»Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Стране Доброты» Цель: формировать у детей нравственное поведение; развивать внимание, память, восприятие, мышление, воображение; активизировать и расширять.

Театральная постановка «Путешествие по Стране Здоровья в город Здоровой улыбки» в группе старшего дошкольного возрастаТеатральная постановка «Путешествие по Стране Здоровья в город Здоровой улыбки» в группе старшего дошкольного возраста Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей о здоровом образе жизни; учить использовать пословицы и поговорки о здоровье; закрепить с детьми.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:

Публикация Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране «Пиши-Читай» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Тугужекова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Опубликовано: 20 ноября 2020 в 07:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД