Папки-передвижки

Что такое сенсорная интеграция

Валерия Фоменко
Что такое сенсорная интеграция

Нарушение, которого не видят, не понимают и не диагностируют

Примерно сорок лет назад Джейн Айрес, логопед и психо- лог из штата Оклахома (США, в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем — теории дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов, занимающихся проблемами раз- вития ребенка. Дж. Айрес, практик из "глубинки", увидела про- блему, мешающую развитию, по крайней мере, каждого десятого ребенка на земле, которую до нее не понимали, не диагностиро- вали и не замечали. Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем.

Публикация «Что такое сенсорная интеграция» размещена в разделах

Никакая часть центральной нервной системы не работает сама по себе: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равнове- сие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима сти- муляция, она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание, поглощение пищи, ходьба, речь, чтение и т. д. Достаточная сти- муляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками.

С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.

Огромное количество информации от органов чувств идет в наш мозг ежесекундно. Мозг должен организовать ее, выбрать

9

наиболее важные, необходимые и отбраковать ненужные из мно- гочисленных поступающих сенсорных сигналов. Поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системы ребенка. Если ребенок родился здоро- вым и его сенсорная стимуляция нормальна, то у него нет про- блем с развитием двигательных навыков, речи и поведения.

Для детей же, имевших в начале жизни какие-либо наруше- ния сенсорной стимуляции (из-за повреждения в родах чувстви- тельных органов, ствола мозга, мозжечка, нервных путей и т. д., процесс сенсорной стимуляции оказывается неэффективным или недостаточно эффективным. У таких детей развиваются различ- ные нарушения, что приводит к дисфункции сенсорной интегра- ции. То, как ребенок перерабатывает окружающую и внутрен- нюю информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Легчайшие нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на то, как ребенок овладевает бытовыми навыками, обучается и общается.

С возрастом проблемы множатся и возникают трудности с развитием, обучением в школе и поведением.

Всем хорошо известны основные сенсорные системы : зри- тельная, слуховая, вкусовая и обонятельная. Эти "внешние" чув- ства отвечают на стимулы окружающей среды.

Однако, есть в нашем теле и "внутренние" чувства: интро- цептивное, тактильное, проприоцептивное и вестибулярное. Эти системы чувств, ориентированные на тело, действуют вне со- знательных мыслей, и мы не можем контролировать их работу. Опишу вкратце каждую из них.

Интроцептивная: ощущения, поступающие от внутрен- них органов (например, частота сердечных сокращений, частота дыхания, голод, возбуждение, смена настроений и т. д.).

Тактильная: ощущения от прикосновений, давления и т. п. Дети, имеющие тактильную дисфункцию, часто испытывают

10

затруднения с приемом пищи, мимикой, артикуляцией, по- скольку они не имеют соответствующей информации от рецепто- ров, расположенных в области лица и рта.

Проприоцептивная: ощущение положения тела в про- странстве, получаемое от мышц, связок и суставов. Некоторые часто встречающиеся признаки проприоцептивной дисфункции — это неуклюжесть, невозможность адекватно оценить положе- ние тела в пространстве, трудности в обучении новым моторным навыкам. Моторные же навыки глубоко связаны с речевой дея- тельностью.

Вестибулярная: ощущения движения, силы тяжести и рав- новесия. Об этой важной сенсорной системе мы подробно пого- ворим позже.

Мозг отбирает, сортирует и упорядочивает чувства, по- добно регулировщику, направляющему движения автомобилей. Основной элемент нервной системы — это нервная клетка (нейрон).

Нервная клетка состоит из тела, дендритов, аксона и терми- налей. Миллионы нейронов человеческого тела связаны в нерв- ную систему. Дендриты нервных клеток получают нервные им- пульсы от других клеток или рецепторов, глаз, ушей, языка и т. п. Импульсы проходят через ядро к аксону, который проводит их через терминали к дендритам других нервных клеток или к ис- полнительному органу (например, к мышцам).

Процесс развития ребенка связан с ростом дендритов, ак- сонов и терминалей. Рост начинается в стволе мозга и распро- страняется на "верхние этажи" нервной системы.

Сенсорная стимуляция и накапливаемый опыт способ- ствуют росту.

Швейцарский детский психолог Жан Пиаже говорил, что основа детского интеллекта — в сенсомоторной деятельности.

11

Годовалый ребенок хватает любые предметы, ему надо потрогать буквально все. Мало того, он все тащит в рот! Это "великий ис- следователь", еще ничего не знающий об окружающем мире, но активно и страстно желающий его покорить. Пиаже исследовал движения рук у совсем маленьких детей на стадии хватания пред- метов, поскольку придавал им больщое значение в развитии ин- теллекта. Ребенок учится не только хватать — он оттачивает точ- ность движения рук, пальцев, учится согласовывать эти движе- ния со зрением, формирует представление о пространстве не тео- ретически, а практически — чтобы взять ложку или чашку, по- пить сока или съесть яблоко.

Сотни тысяч раз ребенок повторяет эти движения день за днем, неделю за неделей, пока они не станут автоматическими. В это время в его мозге происходят процессы, облегчающие и авто- матизирующие движения, ощущения, чувства. Сенсомоторный интеллект собирается по песчинке и формирует "кирпичики" для постройки "дома" — глубинного невербального интеллекта.

В медицинском центре американского ученого Глена До- мана была разработана система физических упражнений для грудных детей, а также были сконструированы кроватки с раз- ными приспособлениями для хватания, специальные желоба для облегчения ползания шириной 36,5 см — не больше и не меньше! Эти длинные желоба можно было наклонять, чтобы стимулиро- вать ползание у детей с неврологическими проблемами. Исполь- зовалось разное тканевое покрытие, облегчающее или, наоборот, усложняющее ползание.

Глен Доман основывался на теории Жана Пиаже и иссле- дованиях российского физиолога прошлого века Бориса Клосов- ского (этот ученый доказал, что структуры мозга нормально раз- виваются только в условиях сенсорной стимуляции).

Если хотите, чтобы интеллект малыша развивался, не лени- тесь заниматься с ним постоянно. Родителям Глен Доман сове- тует тренировать как крупную моторику детей (ползание, лаза- ние, ходьба и т. д., так и мелкую (пальцевые движения, а также

12

тренировать вестибулярный аппарат — переворачивать, качать, подбрасывать ребенка. Разумеется, тренировки нужно посте- пенно усложнять, проводить их постоянно, несколько раз в день, хотя бы по 5-10 минут.

Мозг обладает замечательной способностью приспосабли- вать сенсорную информацию к требованиям окружающей среды и к потребностям человека. Он может включать или выключать нервные цепи, чтобы регулировать собственную активность и, соответственно, уровень общей активности. Если нужно, мозг включает нервные цепи, обслуживающие игру в мяч, и переклю- чает их, когда мы начинаем читать ребенку книгу.

Мозг тормозит сенсорную информацию, которая не нужна для выполнения определенной задачи.

Когда ребенок сидит в классе, его мозг тормозит восприя- тие звука гудящих вентиляторов, чтобы можно было слушать учителя. Если не блокируется ненужная информация, мозг может быть чрезмерно стимулирован. Когда мы привыкаем к опреде- ленным сенсорным ощущениям, мозг автоматически игнорирует их. Так, напряжение ремней ранца вначале занимает внимание ребенка, но, в конце концов, он перестает его замечать. Мозг об- легчает восприятие приятных ощущений, например успокаиваю- щее чувство в кресле-качалке, он дает "зеленый свет" пережива- ниям удовольствия.

К сожалению, у детей нередко нарушается нормальная ра- бота системы, воспринимающей информацию. Ребенок оказыва- ется неспособным правильно реагировать на определенную сен- сорную информацию. Когда информации слишком много, мозг перегружен и принуждает ребенка избегать новых впечатлений. Когда информации слишком мало, мозг ищет дополнительные сенсорные стимулы.

У каждого человека время от времени возникают проблемы с восприятием сенсорной информации. Попытайтесь, например, вообразить состояние, когда вы долгое время проводите без сна.

13

Длительная бессонница нарушает координацию движений и спо- собность концентрировать внимание.

Попытаемся классифицировать симптомы нарушения вос- приятия информации по сенсорным системам.

Слух: ребенок боится неожиданных или громких звуков; закрывает уши руками; не может гулять по шумной улице; вы- глядит рассеянным в шумном окружении.

Зрение: ребенок предпочитает находиться в темноте; ему трудно преодолевать ступеньки; избегает яркого света; напря- женно смотрит на людей или предметы; избегает контакта "глаза в глаза".

Обоняние: ребенок постоянно нюхает несъедобные пред- меты; не переносит крепких запахов.

Положение тела: ребенок постоянно пробует разные виды двигательной активности; хватается за других людей, ме- бель, предметы; имеет слабую мускулатуру, легко утомляется; ходит на цыпочках.

Движения: ребенок становится неуверенным, тревожным, когда чувствует, что теряет почву под ногами; избегает подъ- емов, лазания и прыжков; не любит играть на спортплощадке; опасно рискует в игре, не осознавая опасности.

Прикосновения: ребенок не переносит прикосновений к себе, боится испачкаться клеем, песком, красками и т. д. ; чрез- мерно чувствителен к определенным тканям (одежде, постель- ному белью); не любит прикасаться к людям и предметам; избе- гает ходить босиком, особенно по траве и песку; у него понижена болевая и температурная чувствительность.

Внимание, поведение и общение: ребенок быстро меняет одну активность на другую, и это мешает ему играть; плохо кон- центрирует внимание; чрезмерно аффективен с другими; кажется

14

тревожным; склонен к инцидентам; ему трудно заводить друзей, выражать эмоции.

Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные моменты.

• Способность уделять внимание задаче зависит от способ- ности тормозить несущественную сенсорную информацию — окружающий шум или зрительные образы. У многих детей не развито защищающей, тормозящей способности нервной си- стемы. Это может выражаться в рассеянности, гиперактивности или импульсивности — ребенок без "тормозов".

• Ребенок кажется неорганизованным, ему не хватает целе- устремленности. Поэтому он не в состоянии исследовать окружа- ющий мир, полноценно играть. Он может казаться неуклюжим и плохо держать равновесие. Ему трудно успокаиваться после фи- зических игр.

• Негативное поведение имеет скрытую причину. Ребенок может быть вспыльчивым, возбужденным, кричать из-за ерунды — например, из-за того, что испугался незнакомых звуков, уви- дел нечто непонятное или ему просто мешает складка в одежде.

Общий симптом дисфункции сенсорной стимуляции — не- способность поддерживать необходимое состояние внимания, а также концентрировать внимание на определенной задаче. Это особенно заметно при восприятии речи, несущей огромное коли- чество слуховой информации, которую нервная система не мо- жет переработать.

Джейн Айрес в своих наблюдениях пришла к выводу, что основа нормальной работы нервной системы обусловлена состо- янием вестибулярной системы. Вестибулярная система является главным организатором ощущений, поступающих из других сен- сорных каналов, — таким образом, она участвует в овладении ре- чью. Джейн Айрес подчеркивала, что вестибулярная система от- вечает за координацию и регуляцию мышечной активности

15

невербального общения — "язык тела" и другие формы невер- бального общения.

Результатом сниженной активности вестибулярной си- стемы часто являются нарушение артикуляции и задержка рече- вого развития. Дети просто не определяют сенсорную информа- цию, которая поступает от артикуляторных органов. В результате возникают трудности с началом и реализацией движений, требу- ющихся для артикуляции.

Таким образом, Джейн Айрес на практике оценила значе- ние состояния систем органов чувств, и особенно вестибулярной системы, для правильного развития ребенка. Так практик "из глу- бинки" предвосхитила открытие решающего значения мозжечка и его нормального функционирования для развития речи, поведе- ния и обучения ребенка.

Публикации по теме:

Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Дидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 летДидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 лет Дидактическая игра по экологии для дошкольников. «Что такое хорошо и что такое плохо» (возраст детей 6-7 лет) Выполнила: воспитатель, МОУ.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Что такое хорошо и что такое плохо» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Что такое хорошо и что такое плохо» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! В ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" прошло досуговое мероприятие с.

Фотоотчёт об интеллектуальной викторине «Что такое хорошо, что такое плохо» в подготовительной группеФотоотчёт об интеллектуальной викторине «Что такое хорошо, что такое плохо» в подготовительной группе 18 января в подготовительной группе провела с детьми интеллектуальную викторину «Что такое хорошо, что такое плохо». Приняло участие 20.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо»Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое сенсорная интеграция
Опубликовано: 25 августа 2023 в 07:50
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД