Лучший педагог года

Что такое проприоцепция и её значение в развитии ребёнка

Анжелика Гриценко
Что такое проприоцепция и её значение в развитии ребёнка

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем и инструктором по физической культуре.

Проприоцепция — это способность тела ощущать, где расположены все его части относительно друг друга в любой момент времени. Проприоцепция предоставляет нам информацию о нашем собственном внутреннем мире.

Проприоцептивное чувство помогает нам управлять движениями, позволяя телу в каждый момент времени знать, где расположена каждая его часть и как она перемещается, а также позволяя вам совершать автоматические движения для коррекции положения тела.

Публикация «Что такое проприоцепция и её значение в развитии ребёнка» размещена в разделах

Наши движения управляются сенсомоторной системой через центральную нервную систему. Когда мы совершаем движение, бесчисленные единицы сенсорной информации направляются вверх от сенсорных нейронов через спинной мозг к головному. Там информация обрабатывается, и из головного мозга ответная реакция в форме электрохимического импульса отправляется обратно вниз по спинному мозгу, нейрон за нейроном, через нейронные сети к соответствующим мышцам. Благодаря этому непрерывному процессу обмена информацией между частями тела и мозгом сложные движения человек может совершать плавно, не задумываясь над тем, как их выполнять.

Система проприоцепции обеспечивает мозг информацией от проприоцепторов. Проприоцепторы являются сенсорами, которые называются сенсорными рецепторами. Они работают подобно внутреннему GPS-навигатору, отслеживая положения и движения ваших конечностей, головы, корпуса и отправляя эту информацию в центральную нервную систему (ЦНС, которая её объединяет (интегрирует) и затем отправляет соответствующие команды мышцам.

Во время выполнения каждого движения, когда обращается внимание на взаимное расположение разных частей своего тела, улучшается сенсорная осознанность. Обращение внимания на положении головы относительно плеч или же плеч относительно грудной клетки, или головы относительно таза или стоп совершенствует проприоцептивное восприятие, расширяет кинестетическую осознанность и помогает улучшить координацию, планирование и управление движением, что крайне необходимо для развития детей с ТНР.

Проприоцептивный ввод (ощущения от суставов, мускулов и соединительных тканей, которые дают представление о границах собственного тела и его положении в пространстве) может быть достигнут также при поднимании, толкании или перемещении тяжелых предметов, включая собственный вес. Ребенок может получить проприоцептивные ощущения, выполняя действия, которые приводят к сжатию суставов, как при толкании чего-то тяжелого, или к растягиванию суставов, как при висении и подтягивании на турниках, брусьях, планках, кольцах, рукоходах и пр.).

Комплекс упражнений для проприоцепции и баланса

№ Сфера развития Упражнение

Упражнения на проприоцепцию и баланс «Партизан». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть ему утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой, и таким образом «включить» ее в выполнение задания. На ползание не следует жалеть времени! (Это упражнение диагностическое и позволяет выявить возможности ребенка.)

«Здороваемся» (учим ребёнка управлять своим телом; вытягивать ладонь из ладони взрослого или пары; руку нужно вытягивать параллельно полу; рука согнута в локте; нельзя её тянуть, выкручивать, дёргать).

«Почувствуй своё тело» (проверяем мышечный тонус; работают подушечки ладоней; движение идёт сверху - вниз, руками прижимаем плечи, двигаемся как-будто снимаем невидимую плёнку с тела, протягиваем до пальчиков рук; аналогично выполняем движение проводя по бокам туловища протягивая руки до кончиков пальцев ног; тело интенсивно обжимаем ладонями).

«Каракатица». Ребенок ложится на спину, кладет в сцепленные в замочек руки за голову и приподнимает её, а ноги сгибает в коленях, лёжа на спин, ноги согнуты в коленях, руки за головой, ребёнок вперёд спиной должен добраться до края мата ( усложнение-1: ногами вперёд); (усложнение -2 соревнование каракатиц).

«Кнопочки» (Толкашки). Два человека прижимают свои ладони попарно и поочередёно меняют силу давления на ладони; учимся контролировать мышечное напряжение и расслабление. Усложнение: «Толкашки ногами» – отталкивать напарника согнутыми ногами, лёжа на спине.

Упражнения на проприоцепцию и баланс «Месим тесто». Ребёнок лежит на животе, подушечками ладоней прижимаем несимметрично тело ребёнка; двигаемся от плеч вниз к стопам.

«Тряска или Прокачка». Ребёнок лежит на животе, одной рукой фиксируем верхнюю часть тела, второй рукой фиксируем поясничный отдел позвоночника; выполняем раскачивающие движения вправо-влево (длительность упражнения от 5 до 10 минут) «Растяжечки-Колечки» Протягивание мышц руки от ладони к локтю, потом к плечу; Протягивание мышц руки от локтя к плечу и от локтя к ладони двумя руками одновременно; затем двигаемся от предплечья к кисти руки протягивая большими пальцами от середины к низу, как-бы делая пальцами кольцо.

«Ползание на четвереньках». Ребенок встает на четвереньки, причем руки перекрещены. Ребенок делает шаг правой ногой и одновременно рукой, которая находится сзади (за одной из рук, переставляет вперед. Язык медленно «переезжает» в противоположную от шагающей руки сторону, а глаза смотрят в сторону «шагающей» руки. Затем рука и нога меняются, а язык и глаза во время шага переползают в другую сторону. Задача - не сбиваясь и не падая, дойти до цели.

«Парашютисты». Прыжки с жесткой поверхности на мягкие маты, матрасы.

«Цапля». Стояние на 1 ноге, вторая стопой прижата к бедру первой. Под счёт от 20-30 до 90. Если не нравится, как стоит (кривая спина, плечи и др., поправить и поставить, чтобы понравилось.

«Спасатели 1» Ноги широко расставлены, мои ноги снаружи от его ног, фиксирую, держу за руки накрест. Отпускать на прямых ногах, потом убираю 1 руку. Должен удержаться, отклоняться и возвращаться.

«Хождение на коленях». Руки вытянуты в стороны. Пальцы рук прижаты друг к другу. Ладонь правой руки «смотрит в сторону», пальцы руки «смотрят вверх». Ладонь левой руки «смотрит в пол», а пальцы «смотрят в сторону». Стоя на коленях головой по направлению к цели, ребенок делает правой ногой шаг и одновременно с этим меняет положение ладоней- ладонь правой руки направляется в пол, а левая рука обращается вверх.

После того как ребенок усвоит это упражнение, можно добавить еще одно действие- язык следует за ладонью, смотрящей вверх.

«Хождение у стены». Ребенок встает к стене, ноги на ширине плеч. Руки согнуты, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены на несколько метров вправо, а затем влево следующими способами:

1) Руки и ноги параллельны друг другу (приставным шагом);

2) Руки перекрещены, ноги параллельны;

3) Ноги перекрещены, руки параллельны;

4) Руки и ноги перекрещены.

«Спасатели 2»-дети стоят в кругу взявшись за руки; выполнение: нужно сесть на пол вместе, добраться на попе в середину круга сделав «костёр дружбы», и также вернуться обратно и встать вместе держась за руки.

Упражнения на проприоцепцию и баланс «Хождение у стены-2». Упражнение выполняется так же, как на занятии. При этом глаза смотрят в стену, а язык двигается в сторону шагающей руки. Затем, наоборот, язык неподвижен, а глаза смотрят в сторону шагающей руки.

«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером —«левая —правая», хлопок, хлопок с партнером —«правая—левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов;

б) «кулак—ладонь» : руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак. Играя в паре, ребенок после хлопка удар «кулак—ладонь» делает с вами. Еще более сложный вариант — удар «кулак—ладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);

в) «ладушки» с разворотами ладоней : классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга ребрами);

г) после хлопка ребенок «здоровается» с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.

Прыжки на месте на двух ногах:

а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч, лежит на полу, между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у носков, то у пяток ног);

б) чередование прыжков ноги врозь и ноги перекрестно, поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая палка, лежит между стопами ног).

Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем —в противоположную.

Прыжки с продвижением, в качестве ориентира используется линия на полу между стопами ног:

а) чередование прыжков нога врозь и нога перекрестно (поочередно впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой, — сверху рука, одноименная (противоположная) стоящей впереди ноге;

б) чередование прыжков ноги врозь, руки перекрестно перед собой и ноги перекрестно, руки перед собой параллельно друг другу.

Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем движения выполняются в разных направлениях.

- Лежать на животе на большом мяче для йоги, удерживаясь за пол руками

- Прыжки в мешке

- Перетягивание каната

- Используйте большой мяч, чтобы «прокатывать» тело ребенка (нажимайте достаточно сильно, но осторожнее с головой и шеей)

Использованная литература

1. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М. : Генезис, 2008.-319с.

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М. :Генезис,2010.-474с.

3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. -М. : Сфера,2002.-80с.

4. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

5. Айрес Э. Джин Ребенок и сенсорная интеграция Год: 2009 Отрасль

6. Лынская М. И. Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающей алалией. Проблемы современного образования № 2 / 2013

7. Садовская Ю. Е. Нарушение сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста: дис. д-ра мед. наук. – M., 2011.– С. 269.

Публикации по теме:

Дидактические игры с бельевыми прищепками и их значение в развитии детей 2–3 летДидактические игры с бельевыми прищепками и их значение в развитии детей 2–3 лет Развиваемся - играя» (игры с бельевыми прищепками, и их значение в развитии детей 2-3 лет). Данную картотеку подготовила для вас: Воспитатедь.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Конструктор «Тико» и его значение в творческом развитии дошкольниковКонструктор «Тико» и его значение в творческом развитии дошкольников Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Консультация для воспитателей «Значение математических занятий в умственном развитии ребёнка и подготовке его к школе» Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой можно целенаправленно формировать.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Изготовление сенсорного пакета и его значение в развитии ребёнка»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Изготовление сенсорного пакета и его значение в развитии ребёнка» Сенсорный пакет – это веселая и интересная развивающая игрушка для детей. Сенсорный пакет – это отличный способ раскрыть творческие способности,.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое проприоцепция и её значение в развитии ребёнка
Опубликовано: 30 января 2022 в 23:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что такое проприоцепция и её значение в развитии ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Гриценко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД