МААМ-картинки

Что такое «короткая уздечка»

Резида Карлова
Что такое «короткая уздечка»

Короткая уздечка языка у ребенка (анкилоглоссия)укороченная подъязычная связка, препятствующая полному объему движений языка в ротовой полости.

Как же отличить, короткая уздечка у ребенка или нормальная? Короткая уздечка языка у ребенка выявляется при визуальном осмотре полости рта. Нормальная уздечка языка выглядит как тонкий, растяжимый тяж, не сковывающий движения языка. У ребенка в возрасте 5 лет длина уздечки в растянутом состоянии должна равняться не менее 8 мм. Если уздечка у ребенка меньшей длины, недостаточно эластичная, аномально прикрепленная, — данное состояние расценивается как короткая уздечка языка. У некоторых детей уздечка оказывается прикрепленной ближе к верхней трети языка или даже к самому его кончику, что может в различной степени ограничивать движения языка: от недостаточной активности до практически полной неподвижности.

Публикация «Что такое „короткая уздечка“» размещена в разделах

Короткая уздечка языка у детей встречается с частотой 1 случай на 1000 новорожденных; при этом у мальчиков анкилоглоссия выявляется в 3 раза чаще, чем у девочек.

На что влияет короткая уздечка?

Короткая уздечка языка у ребенка нарушает функцию сосания, мешает формированию правильного звукопроизношения, способствует смещению зубных рядов, формированию неправильного прикуса, гингивита, пародонтита и пр.

Выраженность функциональных нарушений у ребенка с короткой уздечкой языка зависит от протяженности и эластичности связки, места ее прикрепления, длины и гибкости свободного края языка.

Трудности с грудным вскармливанием возникают у четверти детей с короткой уздечкой языка. В этом случае ребенок не может правильно захватить ртом грудь, из-за чего постоянно ухудшает захват соска или неоднократно «теряет» грудь в процессе кормления. Во время сосания появляются характерные звуки щелканья (цоканья) языком, отмечается беспокойное поведение, быстрая утомляемость. Часто мамы отмечают, что ребенок с короткой уздечкой для сосания использует губы, кусает или жует грудь деснами, компенсируя неправильное положение языка и пытаясь увеличить давление на грудь. При сильном напряжении со стороны ребенка, из-за усталости мышц у него может случиться тремор челюстей.

В некоторых случаях, даже при короткой уздечке языка, ребенок сосет правильно и получает достаточное количество молока. У таких деток анатомическая особенность в виде анкилоглоссии может проявиться в более старшем возрасте, в период становления речевой функции. Короткая уздечка языка у ребенка препятствует правильной артикуляции соноров ([р], ([р], [л], [л], щипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) и других звуков верхней артикуляции ([т], [т’], [д], [д’]). В логопедии данное состояние расценивается как механическая дислалия. При полиморфном нарушении звукопроизношения речь ребенка становится неразборчивой и непонятной для окружающих.

Короткая уздечка языка у ребенка может послужить причиной стоматологических проблем: открытого прикуса, прогнатии, смещения зубных рядов, образования диастемы между передними нижними резцами, развития гингивита и пародонтита, оголения шеек и формирования гиперестезии зубов.

Ребенка старшего возраста и подростка с короткой уздечкой языка может беспокоить косметический дефект (V-образный кончик языка, постоянные надрывы уздечки, обильное слюноотделение во время речи, аэрофагия, храп и апноэ сна. Данная проблема может наложить негативный отпечаток на самооценку, породить эмоциональные и поведенческие проблемы.

Когда и как можно обнаружить короткую уздечку?

Часто короткая уздечка языка у ребенка обнаруживается при осмотре новорожденного в первые дни жизни. В более старшем возрасте родители сами могут заподозрить укорочение уздечки языка по следующим признакам: ребенок не может облизать губы, достать языком до верхних зубов, высунуть кончик языка изо рта и пр.

Диагностикой и лечением патологии уздечки языка и ее последствий могут заниматься различные детские специалисты: неонатолог, педиатр, детский хирург, детский стоматолог, детский ортодонт, детский отоларинголог, логопед.

Всегда ли необходимо хирургическое вмешательство при анкилоглоссии?

Споры между родителями и даже среди специалистов не утихают: многие считают, что с операцией лучше повременить или и вовсе от нее отказаться при отсутствии веских оснований, другие же, наоборот, выступают за рассечение уздечки едва ли не сразу же после рождения, подкрепляя это мнение тем, что новорожденные малыши наверняка не запомнят операцию и не испытают такой стресс, как 4-5-летки.

Важно, чтобы взрослые, волнующиеся за здоровое будущее своего чада, не преувеличивали масштабы проблемы. Если внешне уздечка кажется короткой, однако никаких трудностей при питании или формировании речи она не вызывает, то и поводов делать операцию «на всякий случай», «потому что в семье у многих так…» нет. Направлять на лечение должен специалист после осмотра ротовой полости и подтверждения факта аномально короткой уздечки, которая в самом деле создает проблемы с произношением звуков, питанием, провоцирует заболевания зубов и пародонта.

Существует несколько типов короткой уздечки языка у детей. В клинической практике выделяют 5 типов коротких уздечек, ограничивающих подвижность языка у ребенка:

• тонкая, прозрачная укороченная уздечка, ограничивающая подвижность языка;

• тонкая, полупрозрачная укороченная уздечка, прикрепленная своим передним краем близко к кончику языка, из-за чего при его подъеме вверх кончик раздваивается в виде «сердечка»;

короткая уздечка языка в виде толстого, мощного, непрозрачного тяжа, прикрепленного близко к кончику языка. Подвижность языка ограничена, при выдвижении его кончик подворачивается, спинка поднимается горкой;

короткий плотный тяж уздечки сращен с мышцами языка. Встречается у детей с врожденными расщелинами губы и неба;

• тяж уздечки практически не выделяется; его волокна переплетаются с мышцами языка, резко ограничивая подвижность последнего.

Если уздечка тонкая и полупрозрачная, её можно растянуть в рамках логопедических занятий по коррекции дислалии с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики («Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Маляр», «Гармошка» и др.) и логопедического массажа.

Если же уздечка языка в виде толстого, непрозрачного, плотного тяжа, то необходимо хирургическое вмешательство.

Если короткая уздечка препятствует нормальному кормлению, она может быть рассечена ребенку еще во время его нахождения в роддоме. Операция рассечения уздечки (френулотомия) в этом возрасте совершенно безболезненна и проводится без использования анестезии, т. к. сама уздечка не содержит нервных окончаний. Для остановки кровотечения ребенка сразу прикладывают к груди матери. У детей в возрасте до 9 месяцев рассечение короткой уздечки языка выполняется с помощью ножниц (электроскальпеля, лазерного скальпеля) под местной аппликационной анестезией.

В более старшем возрасте, когда уздечка становится более толстой, может потребоваться пластика уздечки языка (френулопластика) — рассечение уздечки и перенесение места ее прикрепления с наложением швов. После хирургической коррекции короткой уздечки языка ребенку (дошкольнику, школьнику) необходимы речевые занятия с логопедом для преодоления стереотипных речевых привычек и формирования правильных речевых навыков; миогимнастика – во избежание образования рубцов.

Прогноз при короткой уздечке языка у детей.

Прогноз лечения короткой уздечки языка у ребенка в большинстве случаев хороший. Рассечение уздечки новорожденному сопровождается улучшением сосания, глотания, дыхания, адекватной прибавкой массы тела. Раннее рассечение короткой уздечке языка у ребенка позволяет избежать проблем с развитием малыша, формированием прикуса, речи.

Следует понимать, что пластика короткой уздечки языка, проведенная ребенку старшего возраста, не может автоматически привести к нормализации речи. Для исправления дефектов звукопроизношения необходим курс специальных логопедических занятий.

Консервативная тактика по растяжению короткой уздечки языка у ребенка требует терпения, систематического выполнения рекомендуемых упражнений. Этот метод наиболее эффективен у детей до 5 лет.

Публикации по теме:

Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».

«Короткая, но дивная пора» — фотоотчет«Короткая, но дивная пора» — фотоотчет "Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера. " Ф. Тютчев. Почему-то.

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Фотозарисовка «Осень — короткая, но дивная пора»Фотозарисовка «Осень — короткая, но дивная пора» Долгожданное бабье лето пришло, Тридцати градусное тепло нам принесло. Как будто лето вдруг проснулось, К нам опять оно вернулось. Лес.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Нравственное воспитание «Что такое хорошо, что такое плохо» Формирование нравственных качеств дошкольников путем решения проблемных ситуаций. Дошкольный возраст особенный в формировании многих основ.

Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо»Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группеЗанятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группе Цель: формирование положительного отношения к себе и близким. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о себе (чувства,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Что такое «короткая уздечка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Резида Карлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Что такое «короткая уздечка»
Опубликовано: 8 октября 2020 в 19:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД