Получи документы

Консультация «Что такое игры головоломки»

Шевченко Олеся
Консультация «Что такое игры головоломки»

Что такое игры головоломки?

Игры-головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов для «развлечения взрослых и подростков». Но современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного, и, в частности, математического развития детей дошкольного возраста. Такие игры, как «Танграм», «Головоломки Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пантомима», «Собери клоунов», «Какой фигуры не хватает», «Головоломки из спичек», их объединяет общность целей способов действий, результата. Их можно расположить по принципу: от простого – к сложному. Дети, овладев одной игрой, получают ключ к освоению следующей.

Публикация «Консультация „Что такое игры головоломки“» размещена в разделах

Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственное представление, воображение, конструктивное мышление сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке к школе.

Возможно, кого-то из ребят эти игры сразу не заинтересуют или привлекут только самые простые, возможно, что-то не будет получаться. Не стоит огорчаться из-за этого. Процесс развития ребё нка и его интеллектуальные способности идет одновременно: то, что одному доступно, интересно и по силам, другой освоит позже. Поэтому, используя эти игры, нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Сотрудничество со взрослым, его помощь, контакт с «опытными» сверстниками, разбудят дремлющие силы, интерес и вкус к решению интеллектуальных задач. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько показ каждой фигуры или сюжетной картинки (показ на примере любой игры).

Способ действия в играх прост; однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора (геометрических фигур).

Все игры результативны : получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный ребёнком, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребёнка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры. Из «Колумбова яйца» - силуэты птиц.

Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение помогут ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур.

Изготовить игры чрезвычайно просто. Размер можно увеличить или уменьшить, соблюдая при этом пропорции и соотношения между частями. Для коллективной игры на больших плоскостях (фланелеграф, магнитная доска) лучше сделать крупные детали, окраска комплекта, с обеих сторон должна быть одинакова. Образцы: самыми простыми являются расчлененные с прорисованными составными частями, более сложными считаются нерасчлененные образцы (их ещё называют силуэтными или контурными). И, наконец, в качестве образцов используются реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной игры. В детсаду нужно иметь несколько комплектов одной игры и разнообразных образцов к ней. Это позволит организовать игру детей небольшими группами, соревнования, составлять силуэты из разных наборов или из одного, но разными способами, выкладывать композиции из нескольких наборов. Чтобы у детей не возникало затруднений при составлении силуэта по нерасчлененному образцу и, соответственно не вызывало угасания интереса, полезно проводить подготовительные упражнения. Их цель: способствовать совершенствование практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь называть их, вычленять стороны, их пропорциональное соотношение, уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, развивать воображение, пространственные представления, сообразительность, логическое мышление, инициативу)

1 – Составление простых изображений (домиков, снеговиков, лодок, корабликов) из разнообразных цветных мозаик, комплектов геометрических фигур. По представлению, можно предложить картинку, но копирования не добиваться.

2 – Игра «Составь фигуру» (геометрическую) : квадрат, треугольник, прямоугольник:

а) составить квадрат из прямоугольников, а затем из квадратов;

б) составить прямоугольник из квадратов, а затем из прямоугольников;

в) составит четырёхугольник из треугольников, треугольник из треугольников;

г) составить такую же фигуру (чертёж треугольника с указанием составляющих его фигур);

д) составит силуэт по собственному замыслу (дом, человек, мышка, заяц).

3 – Игра «Составь картинку» (из одинаковых по форме фигур (15-20 шт., составить узор орнамент, человека домик, абстрактную фигуру)

Знакомить детей, с играми нужно постепенно. Вначале они узнают название игры, рассматривают набор фигур, различают и называют геометрические фигуры, входящие в набор, группируют их по форме, размеру, составляют новые фигуры/квадрат из 2 треугольников и т. д. Нужно показать детям, как, пользуясь схемой, рассказать правила игры : - при составлении силуэтных изображений, используется целиком весь комплект, детали геометрического конструктора плотно прилегают друг к другу. Игровая деятельность детей организуется по-разному и может осуществляться двумя путями: 1- постепенное усложнение используемых в играх образцов: от расчлененных к нерасчлененным, затем к образцу в виде рисунка. Сначала ребенок просто копирует образец, но усваивает способы соединения элементов, сочетает их по размерам, соотношению сторон, что способствует развитию глазомера. Пользуясь нерасчлененным образцом, высказывает вслух предложение о размещении каждой части набора, учится практически проверять свои гипотезы, что обеспечивает осознанность действий и поиска. Благодаря образу, цель игры приобретает образную форму. Это усиливает мыслительную активность ребенка, создает положительное эмоциональное состояние, стимулирует интерес и поисковую деятельность. Затем – к составлению силуэтов только по рисункам или собственному замыслу. 2 путь – основан на развитии творчества ребенка. Взрослый предлагает составить силуэт из неполного набора элементов игры. Тут – необходимо проявить самостоятельность в постановке цели, отборе средств, выборе способов результата. Затем идет выкладывание по замыслу со всеми элементами игры. Здесь можно использовать нерасчлененные образцы.

Игры нужно осваивать последовательно. По мере накопления умений в процессе одной игры можно переходить к следующей, добиваясь положительных результатов и в ней.

Публикации по теме:

Консультация «Что такое пластилинография?»Консультация «Что такое пластилинография?» Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.

Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике НикитиныхДетский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных Цель: сформировать у детей подготовительной к школе группы умение создавать дидактическую игру с опорой на квадраты Никитиных. Задачи:.

Мастер-класс по конструированию из бумаги конвертов для игры «Квадраты — головоломки» с детьми подготовительной группыМастер-класс по конструированию из бумаги конвертов для игры «Квадраты — головоломки» с детьми подготовительной группы После изготовления детьми дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных возникла необходимость создать условия для хранения.

Игры-головоломки для детей 6–7 летИгры-головоломки для детей 6–7 лет Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми.

Игры-головоломки с палочкамиИгры-головоломки с палочками Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.

Консультация для родителей «Что такое внимание?» . Жил человек рассеянный На улице Бассейной. наверно многие помнят это стихотворение С. Маршака. Как часто наши дети похожи на такого.

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина)«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина) Игра предназначена для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми (дома или в детском саду); для игр с родителями или воспитателем.

Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Что такое игры головоломки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Шевченко Олеся на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Что такое игры головоломки»
Опубликовано: 23 марта 2022 в 17:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД