МААМ-картинки

Что такое дидактическая игра? Её роль в развитии ребёнка

валерия горячкина
Что такое дидактическая игра? Её роль в развитии ребёнка

Что такое дидактическая игра? Её роль в развитии ребёнка.

Дидактическая игра – это одна из разновидности игр с правилами, смысл и цель, которой дать детям определенные знания и навыки.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Публикация «Что такое дидактическая игра? Её роль в развитии ребёнка» размещена в разделах

Для игры с предметами необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т. д.

Настольно-печатные игры чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.

Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.

К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».

Педагоги Э. Крейчова и М. Вольфова высоко ценили роль игры как важной части образования. По их мнению, использование дидактических игр в обучении увеличивает интерес учеников к активной работе и в целом улучшает ход занятий. Исходя из своего опыта использования дидактических игр, авторы сформулировали следующие требования к подходящей интеграции игр в образовании: 1. Игры должны быть привлекательными и запоминающимися для учеников. 2. Игры должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Младшие ученики в основном любят игры, наполненные элементами тайны и безвестности. Ученики, которые, имеют какие-либо трудности в предмете предпочитают командные игры. Одаренные и старшие ученики, предпочитают индивидуальные игры. 3. Каждая игра должна иметь четкие и понятные правила, которые тщательно соблюдаются. Санкции должны быть определены для возможного нарушения правил. Нецелесообразно менять правила без каких-либо целей. 4. Хорошая организация и материальное оборудование для игры — необходимость. 5. Неправильно вводить новые игры слишком часто. 6. Никогда нельзя использовать игры в обучении случайно. Каждая игра должна служить определенной дидактической цели. 7. Мы должны стараться стимулировать как можно больше учеников с игрой, в идеале — весь класс одновременно. Каждый ученик должен иметь шанс быть успешным в игре, будь то индивидуально или как часть команды. Чтобы дифференцировать учеников в зависимости от их способностей, целесообразно подготовить менее или более требовательные варианты данной игры. 8. При выборе дидактической игры нужно выбирать игру, которая развивает их разнообразные навыки и знания.

Как считают многие современные исследователи, игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов. В игре развиваются внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают.

Дидактические игры имеют определенные задачи.

Дидактическая задача — это основной элемент дидактической игры

Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например: «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет» и т. п. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры, а итог ее решения раскрывается в финале.

Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает не летает», «Съедобное – несъедобное», «Назови пору года», «Кто, как кричит», «Живые слова», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Скажы па-беларуску» и т. д.

Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Игра является незаменимым средством воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Именно они таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Что такое мандала и как она помогает в развитии ребёнка? Мандала Мандала - схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. Мандала.

Что такое игра (подвижная игра) и какова ее роль в физическом развитии детей? 1. Что такое игра, подвижная игра? По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников» Консультация для педагогов. Тема: «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников». Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй,.

Игра-занятие по экономике «Что такое деньги и что такое зарплата?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад №3 «Катюша» городского округа «город.

Консультация «Нужна ли детям игра и какова её роль в развитии ребёнка» Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация «Роль строительной игры в развитии ребёнка» Конструирование – один из видов детской деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определнный.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую.

Консультация «Роль игры в развитии ребёнка» Игра занимает важное место в жизни дошкольников, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. «Игра – это творческая переработка.

Роль книжки-малышки в речевом развитии ребёнкаРоль книжки-малышки в речевом развитии ребёнка В современных магазинах можно найти очень много книг, с очень интересными волшебными сказками и увлекательными историями, но книжка, которая.

Роль ролевой игры в развитии ребёнка Ролевая игра - это игра в кого- то, т. е воспроизведение действий. Ребёнок всегда сопереживает герою роль которого он играет, а потому он.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое дидактическая игра? Её роль в развитии ребёнка
Опубликовано: 13 октября 2018 в 15:46
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД