МААМ-картинки

«Что означает музыка?» Лекция-концерт для школьников

Татьяна Александровна Киреева
«Что означает музыка?» Лекция-концерт для школьников

Мы слушаем какое-нибудь музыкальное произведение. О чем в нем говорится? Например, о чем идет речь в данной мелодии, как вы думаете? (играю фрагмент увертюры к опере Дж. Россини «Вильгельм Телль»)

Известный американский композитор и педагог Леонард Бернстайн вспоминал, что его маленькая дочка Джеми, услышав эту мелодию, сказала: «Это ковбойская песня. Лошади, бандиты, дикий Запад.» Он же говорит нам, что, хоть и не хочет разочаровывать маленькую дочь и нас тоже, но вынужден признать, что эта мелодия – всего лишь ноты: до, и ля, и фа, и даже фа-диез и ми-бемоль. Совершенно неважно, какие истории нам наговорят по поводу того, что означает та или иная музыка, забудьте их! – призывает Бернстайн. Истории – это не то, что выражает музыка. Музыка не может быть о том-то или сем-то, музыка может просто существовать. Музыка – это огромное количество красивых звуков и нот, соединенных так хорошо, что, когда их слушаешь, это доставляет удовольствие. Именно поэтому, когда мы спрашиваем: «Что же означает эта музыка, что означает эта конкретная музыкальная пьеса?» - мы задаем очень трудный вопрос. Но попытаемся ответить на него!

Публикация «„Что означает музыка?“ Лекция-концерт для школьников» размещена в разделах

Непросто рассуждать о смысле музыки. Если вы спрашиваете: «Что она обозначает - на самом деле вы думаете: «О чем она хочет (или пытается) мне поведать?» или «Какие мысли она мне передает?» Нам часто кажется, что с музыкой дела обстоят точно так же, как со словами: когда вы слышите слова, они влекут за собой какие-то соответствующие мысли. Если я скажу, что наконец наступила зима, то у вас возникнут определенные мысли по этому поводу. Например:

- Зима! Будет холодно и выпадет снег.

- Пора доставать теплое пальто из шкафа.

- Наступила зима, а значит, близятся любимые праздники – Новый год и Рождество!

Но если я сыграю вам на фортепиано несколько нот (извлекаю несколько звуков на рояле, то они не передадут вам слов – мыслей. Нет таких нот, которые сообщили бы нам информацию о снеге и теплом пальто, о поездке в трамвае, путешествии на Луну и еще о чем бы то ни было.

Теперь посмотрим, можем ли мы выяснить, что на самом деле означает музыка. Помните ту мелодию, с которой мы начинали? Одна маленькая девочка решила, что эта мелодия про Дикий Запад и ковбоев, потому что это содержание близко ей в силу места ее проживания. Но эта музыка не может быть обо всем этом по той простой причине, что была создана человеком, никогда не знавшем о диком Западе! Это был итальянец, и звали его Россини. На самом деле Россини сочинил эту музыку как увертюру к опере «Вильгельм Телль», в которой идет речь о народе Швейцарии, а это очень и очень далеко от дикого Запада. История о Вильгельме Телле рассказывает о человеке, который стрелой из лука должен был сбить яблоко, лежащее на голове его маленького сына. В таком случае мы можем предположить, что данная мелодия говорит о Вильгельме Телле и Швейцарии, а вовсе не о ковбоях. Но и это не так! Эта музыка ни о герое Швейцарии, ни о ковбоях, ни о трамваях и ракетах, ни о чем таком, что можно было бы выразить с помощью слов.

Но тогда что именно делает музыку такой захватывающей? Огромное количество причин делает ее захватывающей, но все это – сугубо музыкальные причины. Вот это и является главным.

Например, обратим внимание на ритм. Можно простучать его пальцами по столу. Возможно, это покажется нам очень похожим на ритм галопирующих лошадей. А если простучать этот ритм на барабане, это прозвучит подобно барабанной дроби в битве. Но все это совсем не значит, что речь идет о лошадях или сражениях. Весь смысл заключается в приятном чувстве возбуждения, которое передается этим ритмом.

Еще одна причина возникающего приятного возбуждения – сочетание ритма с приятным и легко запоминающимся напевом. Начинается он фразой, движущейся вверх (играю). Далее мелодия словно отвечает сама себе, двигаясь вниз (играю). Получается что-то похожее на вопрос и ответ. Или это может быть некий спор двух человек. Можно попробовать изобразить это с другом, поочередно напевая первую и вторую фразы. Затем первый участник спора настаивает третьей фразой (она точно такая, как и первая, и тут вы завершаете ваш спор последней, четвертой фразой – она нисходящая и очень утвердительная по звучанию. Вот вы и выиграли! Чувствуете, какое возбуждение содержится в последней фразе? В ней весь триумф и прекрасное настроение по поводу победы в споре!

Можно найти еще много причин, почему эта музыка звучит возбужденно. Скажем, манера, в которой она будет исполнена, или инструменты, на которых она будет сыграна. Например, скрипачи заставляют свои смычки подпрыгивать на струнах (этот прием называется spiccato, чтобы достичь «галопирующего» звучания. Таким образом, мы видим, что эта музыка приятно затрагивает нас по той причине, что она написана так, чтобы быть возбуждающей, исходя из музыкальных, а не каких-то других причин.

Но в таком случае вы можете спросить: зачем вообще композитор дает названия своим произведениям? Почему он называет их «Симфония», «Трио», или «Сочинение №28», или еще как-то? Почему он дает название, например, «Ученик Чародея» или какое-либо иное, если для самой музыки это не имеет значения?

Это просто потому, что у артиста время от времени появляется желание получить извне стимул для самовыражения; стимулом может быть что-то из прочитанного, из того, что он видел. Разве вам не приходилось испытывать подобное, когда у вас появлялось желание петь или танцевать или вообще выразить каким-либо образом свои чувства? Все знают это чувство. Так вот, то же самое происходит и у композитора.

Иоганн Штраус, например, написал множество вальсов. Один из них он назвал «Голубой Дунай». Вы его наверняка слышали (исполняю фрагмент). Ну что же, река Дунай могла вдохновить Штрауса на сочинение вальса, но сами эти ноты не имеют никакого отношения к реке.

Другой прекрасный вальс Штрауса называется «Сказки Венского леса». Он не имеет ничего общего с Венским лесом, да и вообще с каким угодно лесом. Он с успехом мог бы называться «Голубой Дунай», или «Императорский», или еще как-то. Как бы ни назывался вальс Штрауса, он до сих пор остается прелестным. Название не имеет иного значения, кроме как помочь вам отличить один вальс от другого и, может быть, придать музыке чуть больше колоритности, - это своего рода маскарадный костюм.

Такой «маскарадный костюм» можно примерять на разную музыку и, напротив, к одной и той же музыке всегда можно придумать и приложить множество разных костюмов – это уж насколько хватит выдумки и воображения. Существует сотня сюжетов, которые мы могли бы придумать к одной конкретной пьесе, но сама музыка останется столь же хорошей (или столь же плохой, как если бы у нее совсем не было никакого сюжета. Теперь вы понимаетео, к чему я клоню?

Мы поговорили о музыке, рассказывающей истории. Совершим гигантский шаг в понимании того, что означает музыка, которая не пытается рассказывать истории, а только хочет нарисовать своего рода картину, подобную восходу солнца или ночи в лесу, или описать состояние, облик или ощущение чего-то. Но ведь это истинный смысл музыки, потому что здесь нет сюжета, за которым нужно следить во время слушания. Мы можем в большей мере сосредоточиться на музыке и получать наслаждение от нее самой.

Возьмем, к примеру, Шестую симфонию Бетховена. Это замечательное произведение, полное прекрасных мелодий, величавых ритмов и изумительного воодушевления: в ней счастье, движение, умиротворение и тому подобное. Но в мыслях Бетховена эта симфония была связана с сельской местностью: крестьяне, ручьи, птицы, пастухи. Вот он и назвал симфонию «Пасторальной» (слово «Пасторальный» означает нечто, связаное с деревней, природой).

В начале первой части он написал следующие слова: «Пробуждение радостных чувств по прибытии в деревню». Эти слова как бы воплощают спокойное звучание струнных (играю тему). Конечно, это звучит весело, радостно, красиво. Но эти приятные чувства могли быть вызваны и другой причиной. Предположим, композитор написал в партитуре: «Радостные чувства по поводу того, что пришла весна» - тогда он мог бы сочинить ту же музыку, и она была бы так же хороша, так же радостна.

Бетховен назвал вторую часть симфонии «Сцена у ручья». Считается, что движение музыки имитирует или дает представление о движении воды в ручье (играю отрывок). Предположим, мы назвали эту часть «Сон в гамаке» и подумали о мирном покачивании качалки, а не о движении воды. Не понадобится никаких изменений, музыка будет доставлять такое же удовольствие и так же убеждать.

Одно из лучших произведений, описывающих картины живописи, принадлежит русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому, создавшему цикл пьес «Картинки с выставки». Мусоргский выбрал несколько картин, висевших на стенах музея и задумал описать их в фортепианных пьесах. Иными словами, он попытался сделать посредством нот то, что его друг художник Виктор Гартман сделал красками.

Конечно, ноты не могут сделать то, что может кисть художника. Вы не можете нотами нарисовать нос, или здание, или закат солнца. Но можно создать некое подобие всего этого. Например, одна из картинок Мусоргского изображает детей, играющих в парке. Композитор имитирует в нотах детскую манеру тараторить, когда они играют, или когда дразнят друг дружку.

А вот другая картинка, нарисованная посредством нот: множество маленьких цыплят, еще не вылупившихся из скорлупы. Короткими, писклявыми звуками Мусоргский имитирует писк и постукивание клювом о скорлупу.

В другой картинке он рисует громадные ворота в Киеве, потрясающее сооружение из камня. Когда мы слушаем большие, тяжелые аккорды, подобные колоннам, поддерживающим каменное сооружение, мы можем представить себе, что видел Мусоргский перед своим мысленным взором. Это заставит нас думать о громадных воротах, но только потому, что нам о них сказали. А если бы нам сказали, что эта пьеса о чем-то другом. Например, о величественной и широкой реке Волге? Мы бы запросто увидели бы ее перед своим мысленным взором. Итак, снова перед нами старая проблема: картина, возникающая вместе с музыкой, возникает с ней потому, что о ней сказал композитор, но в действительности она не является непосредственной частью музыки, она привнесена извне.

Теперь совершим еще один гигантский шаг, чтобы получить ответ на наш первоначальный вопрос: что означает музыка?

Забудем о музыке, рассказывающей истории или рисующей картины, и подумаем о музыке, которая живописуетэмоции, чувства: страдание, счастье, гнев, одиночество, волнение, любовь. На самом деле музыкаглавным образом выражает именно это и, чем она лучше, тем сильнее заставляет вас испытывать эмоции, которые испытал композитор, когда сочинял.

Чайковский – композитор, который так и делал, который всегда стремился, чтобы его музыка выражала эмоции. Вот, например, тема из его Четвертой симфонии (играю). Может быть, лучший способ охаактеризовать эту музыку – сказать, что в ней заключено чувство пылкого желания чего-то, что недоступно. Приходилось ли вам желать чего-то больше всего на свете и говорить об этом, а в ответ услышать «Нет»? И вы настаиваете более взволнованно: «Но я этого хочу!» А в ответ снова «Нет!» И снова, и снова. И вы почти доходите до отчаяния. Вот что происходит в этом отрывке!

Иногда Чайковский использует один и тот же мотив для воплощения различных эмоций. Так, например, в начале Пятой симфонии он пишет мотив, звучащий печально, мрачно, угнетенно (играю). Но в конце Симфонии он меняет пару нот (это называется переходом из минора в мажор) – и вступает весь оркестр в радостном и победном звучании, словно произошло какое-то замечательное и грандиозное событие! Когда вы будете слушать эту музыку, вы почувствуете торжество!

Вот теперь мы дейстрительно можем понять, в чем смысл музыки. Он в том, чтобы заставить вас чувствовать, когда вы ее слушаете. Наконец мы сделали этот последний гигантский шаг и теперь знаем, что означает музыка. Нам не надо знать обо всех диезах, бемолях и аккордах, чтобы понимать музыку. Мы можем не знать сюжета оперы, которую случайно услышали. Если музыка говорит нам что-то, то отнюдь не об историях и картинах, а о чувствах; если она заставляет нас внутренне меняться, значит, мы понимаем ее. В этом и заключается суть музыки, потому что чувства принадлежат музыке. Они не извне, как истории и картины, о которых мы говорили, они не внешни для музыки, они именно то, что составляет саму ее суть.

И самое удивительное состоит в том, что музыка не имеет пределов для воплощения самых различных чувств, которые она может заставить нас испытать. Некоторые из этих чувств настолько особы, что даже не могут быть выражены словами. Порой мы можем дать название тому, что чувствуем, к примеру: радость, печаль, любовь, умиротворение. Но существуют иные чувства, такие глубокие и сложные, что у нас не найдется для них слов. Именно в этом музыка особенно изумительна. Она может выразить эти чувства, но только нотами, а не словами.

Все заключается в том, каким образом музыка движется. Мы никогда не должны забывать, что музыка – это движение, всегда куда-то идущее, непостоянное, меняющееся и струящееся от одной ноты к другой.

Например, еслимы берем одну ноту, она сама по себе ничего не означает : она не движется. Но затем берется другая нота, и сразу появляется некий смысл, который мы можем назвать напряжение или натяжение, или как-то еще. Смысл заключен в характере движения музыки, и оно приводит к тому, что внутри вас что-то происходит. Если я двинусь от этой ноты к следующей, смысл меняется. И что-то еще происходит в вас. Напряжение становится сильнее. Теперь вот эта нота, а еще аккорд вместе с ней, и это приводит вас в определенное состояние, которое станет другим с иным аккордом.

Сыгранные быстро и отрывисто, эти ноты предвещают, что случится нечто невероятное и волнующее. Но сыгранные другим способом, неторопливо и мягко, означают нечто приятное, вальсообразное.

Итак, вы видите, что смысл музыки должен быть найден в самой музыке, в ее мелодиях, гармониях, ритмах, оркестровом колорите и в особенности в способах ее собственного развития. Наслаждайтесь музыкой, вслушивайтесь в ноты, почувствуйте, как они движутся, подпрыгивая, взлетая, сталкиваясь, вспыхивая, скользя – и наслаждайтесь именно этим!

Публикации по теме:

Фотоотчет о праздничных мероприятиях «Концерт к 23 февраля», «Концерт к 8 Марта»Фотоотчет о праздничных мероприятиях «Концерт к 23 февраля», «Концерт к 8 Марта» Уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о праздничных мероприятиях, которые прошли в нашем клубе совхоза "Масловский".

Консультация для воспитателей «Доброта. Что означает это слово?» Доброта. В словаре С. Ожегова об этом написано следующее: "Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать.

Лекция для родителей по правилам дорожного движения «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»Лекция для родителей по правилам дорожного движения «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах» Цель: организация совместной деятельности родителей и учителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры.

Мини-лекция для учащихся 1 класса «История страны Лего»Мини-лекция для учащихся 1 класса «История страны Лего» Наверное, каждый из вас хоть раз видел знаменитые наборы конструкторов Lego, которые не перестают удивлять. О новеньком конструкторе Lego.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Сидим дома с пользой. Консультация-лекция для учащихся 4 класса «Традиции праздника «Пасха»Сидим дома с пользой. Консультация-лекция для учащихся 4 класса «Традиции праздника «Пасха» "Христос воскрес!" - и поцелуй, и всякий раз так же торжественно выступает святая полночь, и гулы всевозможных колоколов гудят по всей земле,.

Консультация-лекция «Традиции праздника Пасха. История пасхального кулича» для учащихся 4 классаКонсультация-лекция «Традиции праздника Пасха. История пасхального кулича» для учащихся 4 класса Слово "кулич" имеет древнегреческое происхождение и означает "округлый или овальный хлеб". В славянской культуре этим словом называли.

Создание альбома «Мое имя — что оно означает»Создание альбома «Мое имя — что оно означает» Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках ознакомления детей с правами ребенка, нами был создан альбом группы "Мое имя - что оно означает".

Мини-лекция для учащихся начальных классов «Секреты пасхального яйца»Мини-лекция для учащихся начальных классов «Секреты пасхального яйца» Традиции праздника Пасха. На пасхальной заутрени цари во время обряда христосования раздавали не только лебединые, гусиные, утиные, куриные,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Что означает музыка?» Лекция-концерт для школьников
Опубликовано: 6 сентября 2023 в 14:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Что означает музыка?» Лекция-концерт для школьников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Александровна Киреева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД