Папки-передвижки

Что нужно знать родителям о речевом развитии ребенка 5 года жизни

Елена Федорова
Что нужно знать родителям о речевом развитии ребенка 5 года жизни

Речь не является врожденной, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Рассмотрим основные характеристики речи детей 4-5 лет, которые говорят нам об успешном овладении речью.

Звукопроизношение.

К 4-5 годам у детей звукопроизношение приходит в норму.

Публикация «Что нужно знать родителям о речевом развитии ребенка 5 года жизни» размещена в разделах

В этом возрасте дети правильно произносят свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, хотя в потоке речи можно наблюдать их смешение шапка-сапка, зубы-жубы, чайник-цайник.

Четко проговаривают звуки л, ль. Звуки Р, РЬ могут отсутствовать.

Под фонематическим слухом понимают тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка.

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Т. е. Способность различать особенности и порядок звуков в слове, чтобы потом их произнести их устно.

Ребенок показывает на картинке слова- паронимы (миска-мишка, коза-коса)

Ребенок умеет выделять заданный звук из слогов и слов.

Слоговая структура слова.

Правильно произносятся слова из открытых слогов без стечения согласных, из 4-5слогов со стечением согласных в начале, середине, конце.

Черепаха, кукуруза, Карман, телефон, кровать, ботинки.

Словарный запас –

Увеличивается на тысячу слов и достигает к 5 годам 3000 слов.

- В 4— 5 лет дети уже могут обобщать и называть детали предметов: стол, стул, шкаф — это всё мебель, а платье, брюки, пальто — одежда, у стола есть ножки и столешница, у чайник – носик, ручка, крышка, донышко.

- Дети называют несколько признаков одного существительного: мишка – белый, пушистый, красивый.

- появляются и детализируются прилагательные, обозначающие свойства предметов: не просто горячий или холодный, а тёплый, прохладный — и настроение людей: весёлый, грустный, печальный.

- Начинают употреблять глаголы в повелительном наклонении (беги, дай, принеси).

- В 4—5 лет закладывается и словарь антонимов, дети начинают понимать, что такое «наоборот» (твёрдый—мягкий, светлый—тёмный). Появляются наиболее употребительные наречия: слева, справа, около, рядом, вверху, внизу.

- Дети употребляют все предлоги, кроме сложных: из-за, из-под.

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Овладение грамматическим строем речи предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования и умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

- В предложениях ребята этого возраста начинают согласовывать существительные и местоимения с прилагательными и глаголами. Если стол, то он красный, а шапка — красная и т. д. Если я, то пошла, он — пошёл, она пошла, мы пошли и т. д.

- В речи дети уже широко используют уменьшительно— ласкательную форму существительных, начинают образовывать множественное число существительных в родительном падеже. Стол-столик, машина-машинок, конфета – конфет. Мама купила много конфет.

- Совершенствуется умение правильно использовать предлоги (Мяч лежит на полке. Мяч взяли с полки.)

Связная речь - Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Дети в 4-5 лет уже могут пересказать небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные.

Они составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины.

Дети поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы.

Мы рассмотрели нормы развития речи детей пятого года жизни.

Знания о нормальном речевом развитии помогут вам, родителям, в наблюдениях за речевым продвижением ваших детей. В некоторых случаях может проявляться несоответствие норме, отставание в развитии каких – либо речевых функций, и вам необходимо знать, на что следует обратить пристальное внимание, а не выжидать, пока все образуется само собой.

Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи их детей?

Трудности в овладении речью, на которые нужно обратить внимание

1. Звукопроизношение далеко от нормы:

– в речи отсутствуют свистящие, шипящие и сонорные звуки.

- множественные замены: шипящих на свистящие, возможны замены твердых согласных звуков на мягкие или искаженное произношение имеющихся звуков.

- Речь невнятная, малопонятная, звучит как у трехлетнего ребенка.

2. Нарушения слоговой структуры слов. Ребенок не может произнести правильно слово из 3 – 4 слогов или слова со стечением согласных, пропускает звуки, слоги или переставляет их. (Пример)

3. Сохраняются стойкие аграмматизмы в речи. (пример)

4. Ребенок испытывает большие трудности в пересказе хорошо знакомых сказок. Не может выучить короткое стихотворение (переставляет слова, пропускает слова).

Если своевременно не преодолеть трудности, возникающие у детей при овладении речью в детском саду, то эти трудности будут преследовать ребенка в школе.

Последствия непреодоленных речевых нарушений :

Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, могут возникнуть комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Если у ребенка маленький словарный запас – речь бедная, ребенку трудно выразить свои мысли, передать эмоции, настроение.

Если ребенок не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.

Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.

Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

Публикации по теме:

Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей»Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей» Позвоночник человека представляет собой некую ось, на которой держится всё тело. Он внутри себя содержит спинной мозг – своеобразный центр.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о девочке»Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о девочке» Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы.

Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе»Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе» Уважаемые коллеги! Обычно простудные сезоны достаточно тяжелы для родителей — дети приносят из детских садов и школ весь ассортимент инфекций.

Консультация родителям «Книга в жизни ребенка» Полезная информация для родителей, что дает ребенку книга. 1. Растим читателя. -Самое главное – чтобы ребенок рос в «читающей» семье. Любите.

Мастер-класс по аппликации с элементами конструирования из бумаги «Пасхальный подарок родителям» с детьми 5 года жизниМастер-класс по аппликации с элементами конструирования из бумаги «Пасхальный подарок родителям» с детьми 5 года жизни Цель: научить детей средней группы создавать из бумаги и картона пасхальную композицию в подарок родителям. Задачи: - продолжать учить.

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что нужно знать родителям о речевом развитии ребенка 5 года жизни
Опубликовано: 31 августа 2022 в 17:33
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что нужно знать родителям о речевом развитии ребенка 5 года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Елена Федорова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД