Папки-передвижки

Консультация «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»

Анастасия Ускова
Консультация «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Общий кругозор

Выпускник ДОУ уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

• свое имя, фамилию и отчество;

• свой возраст и дату рождения;

• фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;

• имена других членов семьи и кем они ему приходятся;

• свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);

• страну, в которой живет, и ее столицу;

Публикация «Консультация „Что должен знать и уметь будущий первоклассник“» размещена в разделах

• основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;

• основные цвета и их оттенки;

• части тела человека;

• предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);

• профессии, виды спорта;

• виды наземного, водного, воздушного транспорта;

Знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

• Ориентироваться во времени (время суток, времена года, их последовательность, месяцы, дни недели)

• Иметь представления о природных и погодных явлениях;

Знать цвета, геометрические фигуры;

• известные русские народные сказки;

• великих русских поэтов и писателей (Пушкин А. С., Толстой Л. Н., Тютчев Ф. И., Есенин С. А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т. е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь :

• четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;

• выделять определенный звук в слове интонацией;

• определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);

• определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);

• произносить слова по слогам с хлопками или притопами;

• называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);

• различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;

знать разницу между гласными и согласными звуками;

• называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);

• отвечать на вопросы и уметь их задавать;

• составлять рассказ по картинке;

• последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;

• понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;

• сказать несколько предложений о заданном предмете;

• составлять предложение из 3-5 предложенных слов;

• различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;

• заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;

отгадывать загадки.

Уметь «печатать» (т. е. писать печатными буквами) и читать слоги, слова.

Уметь выкладывать буквы из палочек, бусин, лепить из пластилина, «рисовать» в воздухе.

Уметь разгадывать ребусы, решать детские кроссворды.

• Различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

Математика счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

знать цифры от 0 до 9;

уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т. п.);

уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;

• понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);

уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;

уметь сравнить количество предметов в двух группах;

• решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);

уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;

• ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве;

Знать цвета, геометрические фигуры.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь :

• правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

• складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;

• рисовать геометрические фигуры, животных, людей;

• закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;

• проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;

• писать по образцу печатные буквы;

• аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);

• лепить из пластилина и глины;

• клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Окружающий мир

Первоклассник, идя в школу, должен знать об окружающем мире :

• различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;

• называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т. д.);

знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т. п.);

знать названия 2-3 комнатных растений;

знать названия овощей, фруктов, ягод;

• иметь представление о различных природных явлениях;

• называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы, стихи и загадки о временах года.

Звукопроизношение

• Ребенок должен чисто произносить все звуки, согласно нормам русского языка;

• владеть навыком самоконтроля за своим звукопроизношением.

Слоговая структура слова

Будущий школьник должен свободно произносить трёх-, четырёх-, пяти-и шестисложные слова со сложной звуко-слоговой структурой (например, «динозавр», «градусник», «перекрёсток», «температура» и т. п.);

• а также справляться с предложениями, содержащими подобные слова (например, «Водопроводчик чинит водопровод», «Волосы подстригают в парикмахерской», «Регулировщик регулирует уличное движение»).

Навыки звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

• Ребёнок должен уметь подбирать слова на заданный звук (например, слова, начинающиеся на мягкий звук «Р’» : рябина, речной, рюкзак, ремень, резать и т. д. или слова, заканчивающиеся на твёрдый «К» : люк, мак, пиджак, гамак и т. д.).

Уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, а также выделять их из слова.

Уметь проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска. План анализа: называется звук, определяется гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.

• Иметь представление, что звуки Ц, Ш, Ж- всегда твёрдые, а Ч, Щ, Й — всегда мягкие; буквы Ь,Ъ не обозначают звуков.

Уметь определять количество слогов в словах, знать правило – «сколько гласных в слове, столько и слогов».

Уметь анализировать предложения без предлогов, и с простыми предлогами (по, из, в, на и т. п.).

• Определять, какое первое слово, второе и т. д.

Знать правило написания предложений: «Первое слово пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка».

Уметь составлять графические схемы предложений.

Словарный запас

• Активный словарь ребёнка должен быть наполнен существительными, глаголами, прилагательными, наречиями в рамках изученных в течение учебного года тем (например, «Фрукты», «Зимующие птицы» и т. п.).

Будущий первоклассник должен легко находить слова для обозначения предметов, действий и признаков в нужном контексте.

Должен знать и уметь пользоваться обобщающими понятиями (например, «мебель», «транспорт», «овощи», «дикие животные», «обувь» и т. п.)

Уметь называть части различных живых существ, неживых предметов.

Уметь подбирать антонимы, т. е. слова с противоположным значением (например, «высокий – низкий», «узкий – широкий», «холодный – горячий» и т. п.).

Знать прилагательные, образованные от названий геометрических фигур (например, «овальный», «треугольный» и т. д.).

• Понимать переносное значение слов (например, «ласковый ветер», «кусачий мороз», «плачет дождик» и т. п.)

Грамматический строй речи

Уметь образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (например, «дерево – деревья», «карандаш — карандаши», «окно – окна» и т. п.).

Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (например, «кислая клюква», «ароматное яблоко» и т. п.).

Уметь образовывать и практически употреблять глаголы в единственном и множественном числе (например, «сеет – сеют»).

Уметь согласовывать числительные с существительными и прилагательными (например, «два жёлтых цыплёнка – пять жёлтых цыплят»).

Уметь образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные (например, «лисий хвост», «щучья голова», «лошадиные копыта»).

Уметь образовывать и использовать в речи относительные прилагательные (например, «ситцевое», «вишнёвый», «металлический»).

Уметь использовать в речи простые и сложные предлоги.

Уметь образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками (приехал, заехал, объехал, выехал, уехал, отъехал, подъехал, наехал, переехал и т. д.)

Связная речь

Уметь активно участвовать в диалоге со сверстниками и взрослыми, пользоваться полными фразами для высказываний – вопросов, ответов, реплик.

• Владеть навыком связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии картинок, творческих рассказов, рассказов из личного опыта.

• Обладать навыком полного и краткого пересказа.

Уметь использовать распространённые, сложносочинённые (например, «Наступила золотая осень, и перелётные птицы полетели в тёплые края») и сложноподчинённые предложения (например, «Листья на деревьях стали желтеть, краснеть и опадать, потому что наступила золотая осень»).

Успехов в школьной жизни!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник» Уважаемые родители,ваш ребенок еще не школьник,но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи,будущего первоклассника. Ведь.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок трех лет» Консультация для родителей: "что должен уметь ребенок 3 лет". Дорогие коллеги, сейчас в век всеобщей компьютеризации новых технологий, легко.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок к 1 классу» Консультация для родителей "Что должен уметь ребенок к 1 классу". Общее развитие: -знать свою фамилию, имя, отчество, -знать, сколько ему.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?» Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно.

Консультация для родителей и педагогов «Что должен знать ребенок о празднике  «День защитника Отечества?» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей : Что должен знать ребенок о празднике - День защитника.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Что должен знать и уметь будущий первоклассник» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Ускова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»
Опубликовано: 13 марта 2024 в 16:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД