Получи документы

Ценностный аспект христианских праздников

Елена Мартьянова
Ценностный аспект христианских праздников

Трудно назвать классика философии, который не писал бы о ценностях : Сократ, Платон и Аристотель, Эпикур, Цицерон, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер, Н. О. Лосский, М. С. Каган, И. Кант, Г. Лотце, В. С. Соловьев, А. А. Апресян, О. Г. Дробницкий, В. А. Конев, И. Л. Зеленкова, В. П. Кобляков, А. А. Гусейнов, Е. В. Беляева, А. В. Разин. Ценности это предмет серьезного научного исследования. Рассмотрение научной литературы доказывает, что исследование ценностного сознания имеет давнюю историю в этике, философии. Еще древние философы пытались понять тайну этого понятия. И сегодня оно занимает одно из центральных мест в науке о человеке. О ней пишут философы, социологи, психологи, педагоги, психиатры и представители других научных дисциплин. Объясняется это видимо тем, что разговор о ценностях невольно ассоциируется в обыденном сознании с назидательными беседами, украшенными несколькими хрестоматийными примерами и предназначенными главным образом для подростков. Люди всех времен и народов почитают ценность как нравственную и социальную категорию. Духовный мир человека – это отражение сформированных ценностей. Ценности и ценностные ориентации играю большую роль в жизни общества. Для того чтобы человек определился со своими целями, ему нужно понять на каких ценностях они будут базироваться. Именно на их основе каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Они являются своеобразным внутренним путеводителем человека, которые способствуют концентрации всех потребностей, убеждений, идеалов, интересов, установок. Систему ценностей можно сравнить с неким внутренним стержнем человека, этот стержень выполняет функцию единства между внутренним миром человека и обществом. Если человек не определит ценности в жизни, то он не сможет понять путь к успеху, не сможет сделать свою жизнь такой, какой он хочет ее видеть. Ценности формируют личность.

Публикация «Ценностный аспект христианских праздников» размещена в разделах

Становление этой научной категории происходило на протяжении многих веков, начиная с Античности. Сам термин «ценность» бытует давно в книжной и разговорной речи. Это слово имело множество синонимов: достоинство, вес, нужность, цена, сокровище, традиция, значимость, драгоценность. И больше всё-таки относилось к обыденной жизни, нежели научной. В начале своего пути не было как токового понятия и определения ценности, не была выстроена иерархия и классификация. И только стоики с целью обозначения достоинства используют понятие «ценность» («»). Позже были предложены концепции, подходы, определения. В настоящее время в исследованиях ученых объясняются формирование ценностных ориентаций, понятие, значение и функция ценностей. Лишь во второй половине XIX века эта проблема стала центральной в философии. Термин «аксиология», называющий это явление, появился еще позже в начале XX века и ввел его П. Лапи. Этот раздел в философии является самым молодым. В философском словаре дается следующее определение: Аксиология – «философская дисциплина, исследующая категорию «ценность»; характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом».

Еще Платон говорил о том, что ценность – это в некотором роде благо единое и универсальное. А Сократ приравнивал справедливость, красоту и благо к высшей ценности.

Сегодня существует множество классификаций и понятий ценности, как современных ученых, так и древних философов. Аристотель в «Никомаховой этике» рассматривает и анализирует проблемы морали. Он исследует основные понятия этике, включая и человеческие пороки. В своих работах так же уделяет внимание ценностям человеческого бытия. Он впервые выделил это понятие в отдельную категорию и вводит свою иерархию ценностей. К ценностям он относит добродетели, благо, божественное, душу. Он писал: «Из благ одни относятся к ценимым, другие – к хвалимым вещам, третьи – к возможностям. Ценимым я называю благо божественное, самое лучшее, например, душу, ум, то, что изначально первопринцип и тому подобное. Причем ценимое – почитаемое, и именно такого рода вещи у него в чести». Добродетель Аристотель также относит к ценностям, с помощью неё человек преображается внешне и внутренне. Аристотель говорит: «Добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, а благодаря приучению мы в них совершенствуемся. Добродетель имеет дело с удовольствиями и страданиями, что она возрастает благодаря тем поступкам, благодаря которым она возникла, но она гибнет, если этих поступков не делать, и деятельность ее связана с теми же поступками, благодаря которым она возникла…. Добродетель человека – это, пожалуй, такой склад [души], при котором происходит становление добродетельного человека и при котором он хорошо выполняет свое дело». Он выделяет нравственные ( например: благоразумие, щедрость, благородство, альтруизм) и мыслительные добродетели (сообразительность, рассудительность, мудрость). Добродетель он сравнивает с высшим благом. А в своем труде «Большая этика» впервые освещает такое понятие как «ценимое». И характеризует божественное, ценимое и благо как характеристики ценимого, обращая внимание на то, что все эти категории могут использоваться человеком как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Рассматривая эту проблему О. Г. Дробницкий отмечал, в частности, что «Такие категории как полезное и вредное, доброе и злое, справедливое и несправедливое, должное и недопустимое, прекрасное и безобразное – всё это принято суммарно называть ценностями положительными и отрицательными». Каждая личность и общество в целом могут определять, по какому пути они пойдут, и какие ценности будут превалировать.

Философ В. Виндельбанд указывал на то, что «Ценности являющиеся частью Божественного промысла, дают большинству людей не прямо, посредством божественного откровения, а посредством определенных форм, институциональными носителями и распространителями которых является религия, искусство, наука». Представитель русской религиозной философии Н. О. Лосский говорит о том, что ценности впитали в себя христианские традиции. Положительной ценностью в соответствии с Лосским, является Бог: «Бог есть само добро во всеобъемлющем значении этого слова: он есть сама Истина, сама Красота, Нравственное Добро, Жизнь и т. д.». Многие мыслители настаивают на том, что ценности берут своё начало в религии. Добро, красота, идеал, благо, справедливость есть не что иное, как бог. Философ выделяет абсолютные, объективные, субъективные, относительные, отрицательные, служебные ценности. Под абсолютными ценностями он понимает «Абсолютная положительная ценность есть ценность, сама в себе безусловно оправданная, следовательно, имеющая характер добра с любой точки зрения, в любом отношении и для любого субъекта; не только сама по себе она всегда есть добро, но и следствия, необходимо вытекающие из нее, никогда не содержат в себе зла. Такое добро есть, например, Божественная абсолютная полнота бытия». Относительные ценности – «положительная ценность есть ценность, имеющая характер добра лишь в каком-либо отношении или для каких-нибудь определенных субъектов; в каком-либо другом отношении или для каких-либо других субъектов такая ценность сама по себе есть зло, или, по крайней мере, необходимо связана со злом. Такие ценности, в которых добро необходимо связано со злом, возможны только в психо-материальном царстве бытия, где деятели относительно изолированы друг от друга своею большею или меньшею эгоистическою замкнутостью в себе». А двум следующим понятиям он даёт следующее определение «Словом субъективность ценности мы будем обозначать значение ее только для определенного субъекта; общезначимость ценности, то есть значение ее для всякого субъекта, будем называть объективностью. Абсолютная ценность, как следует из определения её, есть всегда вместе с тем общезначимая, то есть объективная, самоценность». В классификации учёного есть ещё и относительные ценности, он характеризует их следующим образом: «Относительны те ценности, которые в каком-либо отношении суть добро, а в другом зло, по крайней мере, потому что необходимо связаны со злом». И такие ценности возможны лишь в царстве психо-материальном бытия. Что бы понять природу таких ценностей нужно определить отношение твари (человека) к Богу и к Царству Божию. И последняя ценность отрицательная под ней он понимает «характер зла (в широком, а не этическом лишь значении, имеет все то, что служит препятствием к достижению абсолютной полноты бытия. Из этого, однако, не следует, будто зло, например, болезнь, эстетическое безобразие, ненависть, предательство и т. п., сами в себе безразличны и только постольку, поскольку следствием их является не достижение полноты бытия, они суть зло; как добро оправданно само в себе, так и зло есть нечто само в себе недостойное, заслуживающее осуждения; оно само в себе противоположно абсолютной полноте бытия как абсолютному добру».

Таким образом, классификация Н. О. Лосского доказывает что, человек (тварь) неразрывно связан с Богом и все его поступки будут оценивать через отношение к Царству Божию. Но в его концепции есть место и психо- материальному царству, где господствуют служебные ценности. Он говорит: «В нашем психо-материальном царстве есть бесчисленное множество действий, событий, содержаний бытия, имеющих характер только средства для осуществления какой-либо положительной ценности : подметание комнаты, выведение жирного пятна из платья бензином, ежедневные поездки в трамвае на место работы, заполнение анкеты для получения паспорта: всё это служебные ценности».

Из тех понятий, который представил нам философ можно сделать вывод, что перед теми положительными ценностями невозможно поставить знак равенства, так как у них различные ранги и достоинства. Они существуют в разных «царствах» и самые низшие из ценностей являются служебные, а высшими ценностями являются абсолютные, так как в состав этой категории входят понятия Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. И эти понятия мы можем отнести больше к внутренней культуре человека, его духовному богатству: умственное и нравственное развитие, широту кругозора и жизненных интересов. Если формировать такие ценности на ранних ступенях развития, то личность явно будет обладать такими качествами как нравственная чистота помыслов и поступков, умение поступать «по совести» в каждом конкретном случае, уважение личности другого человека, доброта, участливое отношение к людям, особенно к старшим и младшим по возрасту. Иначе говоря, способность жить гордо, не поступаясь своей честью и сознательно контролируя собственное поведение. Когда всё это есть в человеке, значит общество воспитанное, культурное, духовно-развитое.

Созревание ценностного сознания личности, ключевыми понятиями которого является моральные и этические знания является залогом будущего здорового общества. Трансляторами этих понятий являются, безусловно, семья, образовательные учреждения. В данном ключе можно вспомнить слова М. С. Кагана «Существенная особенность нравственных ценностей состоит в том, что они охватывают не только межличностные отношения "Я Ты", но и отношения между "Я" и "Ты" и объединяющим их "Мы" малой контактной группой, именуемой обычно коллективом: речь идет о таких общностях как семья, театральная труппа, оркестр, партизанский отряд». Он рассматривает и описывает большую группу ценностей.

М. С. Каган определял ценность следующим образом : «Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту, «субъектированный объект». Философ особо обращает внимание на то, что с появлением и образованием новых государств, появляются новые правовые отношение, которые определяют взаимодействие между общественными группами, права, обязанности личности. Вместе с тем появляется и новые системы ценностей. Для М. С. Кагана более значим нравственный уровень, нежели чем религиозный: «Достижение единства человечества возможно не на религиозной, а на нравственной основе именно потому, что нравственное сознание утверждает ценность человека как человека, то есть соотносит его не с какой-либо сверхчеловеческой мифической силой, а с реальнейшей историей человеческого рода, представителем которого является каждый из нас и в соотнесенности с судьбой которого и определяется ценность личности». Философ выделяет личностные ценности, они формируются ещё в античное время. К ним он относит нравственные и эстетические ценности. Наряду с ними исследователь выделяет социально-политические, религиозные и художественные ценности. Компонентами нравственных ценностей являются «Добро, Благородство, Отзывчивость, Готовность помочь другому…». Так же упоминает и про экзистенциальную ценность, которую описывали уже такие философы как, Э. Гуссерль и Г. Марсель. Такие ценности раскрываю проблему бытия и небытия человека, в чем же состоит ценность, такой кратковременной человеческой жизни? Такой вопрос задает человечество на протяжении многих веков, и ответ ищут в мифологии, религии и искусстве.

Несмотря на то, что прошлого много веков и жизнь современного человека сильно изменилась, вопрос этот остаётся актуальным по сей день. Здесь уместно привести в пример слова И. Ильина, он писал: «Смерть ставит перед нами вопрос о самом главном, об основах нашего земного существования, личной жизни в целом. Она ставит нас перед основным вопросом: «ради чего ты живешь? во что веришь? чему ты служишь? в чем смысл твоей жизни?». Очень часто, когда мы пытаемся разобраться в этом вопросе, обращаемся к нашим религиозным знаниям, но и этого нам зачастую не хватает, и тогда мы прибегаем к философии, которая способно объяснить человеку на абстрактном языке смысл бытия.

В истории ценностного сознания обращалось внимание ещё на одну ценность – художественную. Носителями этой ценности является произведения искусства. Другими словами эта разновидности эстетической ценности. М. С. Каган пишет: «художественная ценность является во всех случаях интегральным качеством произведения искусства, в котором сплавлены, нередко противоречиво соотносящиеся друг с другом, его эстетическая ценность и нравственная, и политическая, и религиозная, и экзистенциальная. Общее правило может быть сформулировано таким образом: чем шире круг осмысляемых художником жизненных явлений, тем шире аксиологический спектр их образного воссоздания в произведении искусства». Давно замечено, что жизнь человека, творчество и красота неразрывно связаны. Это связь проявляется в быту, труде, во время общения и отдыха. Без этих эстетических понятий и оценок – прекрасное, красивое, безобразное, не может обойтись ни один человек. С их помощь мы выражаем свое отношение к явлениям природы, поступкам людей и произведениям искусства. Для того чтобы правильно понимать связь жизни, творчества, красоты, осмысленно и точно применять эстетические оценки, надо овладеть такой ценностью, как эстетической. Знания, которые она дает, необходимы для того, чтобы пробуждать и развивать в личности способность чувствовать, мыслить и поступать в соответствии с нормами красоты, возвышенного. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Через красивое – к человечному такова закономерность воспитания».

Сформированная эстетическая ценность у человека, есть особое идейно-эмоциональное отношение к миру, где выразительность того или иного предмета, явления события получает общественную оценку. К счастью, современное общество заинтересовано в том, чтобы каждая личность получила самое широкое и разностороннее образование и воспитание, полностью выявить свои задатки и способности. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника, увидел и изумился и начал создавать новую красоту». Названы в этом высказывании разные явления природы, но названы они в каком-то отношении к нам, к нашим эмоциям и чувствам. Это и называется наша эстетическая оценка. Наша сформированная эстетическая ценность. Бездуховным и безнравственным становится общество, в котором исчезают представления о высших общечеловеческих ценностях и идеалах. Такой социум, копит зло, которое в дальнейшем перерастает в эволюцию. Именно общество, традиции и культура, которые в нём сложились, диктует нам ценности, говорит нам, что подразумевать под этим понятием, и какие ценности ставить приоритетными. Если сравнить все эти понятие то можно сказать, исследователи сходятся в одном, что ценность это значимое явление, которое необходимо для того, что бы общество было полноценным именно от поколений, каждого члена социума зависит то, каким будет наше общество в будущем. Судя по тому, какие понятия и классификации предлагают нам ученые на протяжении многих столетий, неизменным остается лишь одно: добро, благо, справедливость, мудрость, нравственность, во главе, которого стоит вера в бога, в свои традиции, культуру.

М. Рокич американский социальный психолог даёт следующее понятие ценности «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». А исследователи Ш. Шварц и У. Билски сформулировали несколько определений для этого понятия. Ценности – это «понятия или убеждения; ценности это категории, которые управляют выбором; ценности, имеют отношения к желательным конечным состояниям или поведению». Эти определения говорят о том, что ценности, всегда зависят от цели личности. Ценности являются в некотором роде органом, который отвечает не только за саморазвитие, личностный рост, но и развитие общества.

Известные исследователи XIX в. дают разные классификации ценностей. В. Ф. Сержантов выделяет духовные и материальные; В. П. Тугаринов – духовные (образование, наука, искусство, социально-политические (свобода, равенство, братство, справедливость, материальные (материальные блага); А. Маслоу выделяет ценности бытия, которые являются высшими (красота, добро, истина, правда) и дефицитные это низшие ценности (покой, сон, безопасность, мир).

Таким образом, сегодня существует множество определений и классификаций, такая система является сложной и неоднородной, разноплановой, двойственной. Так исследователи выделяют духовные, абсолютные, относительные, дефицитные, экзистенциальные, служебные, материальные, социальные и другие ценности. Учитывая то, что в разные исторические эпохи выходили на первый план те или иные ценности, в центре всё-таки всегда находилась психология, потребности личности и социума.

Ценности – это сложная иерархическая система, которая ориентирована на личность, общество в целом. Она зависит от многих факторов, это система очень изменчива и непостоянна. Влияет на неё эпоха, события, традиции, культура, этнос. В ценности человек видит не просто частный случай морального отношения, а живое воплощение нравственности. Хотя наука неплохо справляется с условиями, предпосылками, механизмами, компонентами ценностей, вопрос этот остаётся многозначным и проблематичным.

В данной работе мы будем придерживаться классификации Н. О. Лосского и собственной классификации, которую выстроим на основе тех, что рассмотрели. Наиболее значимы для нас следующие ценностные ориентации, расположены они в порядке значимости. Традиционные ценности, которые состоят из следующих компонентов (религия (бог, культовые действия, вера, нормы образа жизни, учения, культура (произведения искусства, образования, наука, традиции (обряды, обычаи, привычки, нравы, в каждом отдельном социуме эти ценности будут отличаться в зависимости от вероисповедования, традиций, обычаев, нравов, культуры данного общества. Вещные или материальные ценности, под ними мы понимаем ценности объективного, реального мира, которые значимы на данный момент, в определённый промежуток времени. И бытийные ценности, они нас заставляют задуматься о смысле жизни. Это три ключевых составляющих, которые помогают человеку быть полноценной личностью. Но она будет тогда полноценной, когда эти три категории будут сформированы, и гармонично взаимодействовать друг с другом. Если человек будет обладать традиционной ценностью, которая отвечает за духовное состояние, то и объективная ценность будет сформирована. А венчает все это бытийная, которая личность и общество заставит задуматься о предназначении и о том, что же мы оставим для будущего поколение, и каково оно будет без нашего вклада? В данной классификации высшей и фундаментальной ценностью является традиционная. Она может угасать и приумножаться, так или иначе, влиять на другие ценности в классификации.

Классификация, описание ценностных ориентаций, которые существуют в философии, этике идеальны, потому неизбежно отличаются от реалий современной жизни, какими мы видим в жизни и в зеркале человека и его ценности. Однако это не просто плод воображений. Ценности это система выработанная историей, культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношение, жизнь. Это потребность, которая возвышает личность, делает ее добрее, гуманнее, образованнее и цивилизованнее. Гармония будет только там, где есть полнота жизни, единство физического, нравственного и умственного. Формирование ценностей у младшего поколения, дает нам надеяться на будущее, и дает им возможность правильно и сознательно различать прекрасное и безобразное. И степень реализации этого идеала во много зависит от наших собственных усилий.

Публикации по теме:

Консультация «Природоохранная деятельность — важный аспект в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад с. Бакчара», Центр экологического образования.

Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» Обеспечение духовно-нравственного.

Консультация «Самопознание — как ценностный ориентир» «Самопознание- как ценностный ориентир». «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое.

Деловая игра для воспитателей «Психологический аспект правовых отношений в ДОУ» Цель : повысить уровень психолого- педагогической компетентности педагогов в сфере правовых отношений в ДОУ с целью обеспечения защиты прав.

Доклад «Артикуляционная и дыхательная гимнастики, как важный аспект в развитии речи дошкольников» Развитие мелкой моторики, плодотворно влияет на развитие речи и поэтому, расскажу о значимости артикуляционной, а также дыхательной гимнастик.

Особенности усвоения слоговой и ритмической структуры слов детьми с тяжелыми нарушениями речи. Психолингвистический аспект Важнейшей задачей специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи является преодоление недостатков речевого развития.

Представления старших дошкольников о дружбе, методический аспект УДК 373.2 Ежкова Н. С., Филимонова Н. О. Представления старших дошкольников о дружбе: методический аспект. Representation of senior preschool.

Социализация — важнейший аспект построения толерантного общества Образование призвано способствовать взаимопониманию, воспитанию толерантности, дать возможность всем быть полезными участниками демократического.

Теоретический аспект использования АВА терапии при коррекции детей с нарушениями аутистического спектра Аутизм – это отчужденность человека от окружающего мира. Как же преодолеть эту проблему и помочь ребенку социализироваться? На помощь приходит.

Теоретический аспект развития зрительной памяти у дошкольников Теоретический аспект развития зрительной памяти у дошкольников Зрительная память у детей дошкольного возраста является важным фактором,.

Библиотека изображений:

Публикация Ценностный аспект христианских праздников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Мартьянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Ценностный аспект христианских праздников
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 17:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД