Папки-передвижки

Ценности смекалки в общем развитии малышей

Ирина Мальцева
Ценности смекалки в общем развитии малышей

Смекалка-всему выручалка! Смекалка-синоним современных понятий, таких как «логика», «инициатива», «поиски решений». Данные качества в личности человека были востребованы всегда, независимо от того, какую формулировку они имеют.

Вспомним русские народные сказки: «Маша и медведь», «каша из топора», в которых смекалка помогала главному герою выйти из трудных ситуаций победителем, как бы давая подсказки малышам, что так можно было поступать в нестандартных ситуациях.

Публикация «Ценности смекалки в общем развитии малышей» размещена в разделах

В современном обществе в век скоротечности и событийности, порой не остается времени для наблюдения, осмысления происходящего, а общество «потребления» все чаще дает молодому поколению алгоритмы ограниченных готовых решений, навроде ответов анкет: «да», «нет», «воздержусь», а в образовательном процессе это фразы: «правильно», «не правильно». Все это лишает воспитанников возможности быть оригинальными в высказываниях и действиях. Временные рамки отведенные на решение проблемы в ресурсе образовательной ситуации тоже часто лишают детей возможности погрузиться в проблему достаточно углубленно, поэтому, познания бывают поверхностны, неустойчивы, так как опыт не был «прожит» полно и самостоятельно.

А как же с этим было раньше, в древности? Ребенок до 3,4 лет обучался тому, что видел у себя в дому. До 3-х лет он находится в кругу семьи, под опекой матери, поэтому обучение и развитие происходило вместе с познанием предметного мира семьи, дома и тех ценностей, которыми оперировала семья. Наряду с пестушками и приговорками, члены семьи прибегали к загадкам, которые на Руси ценились за то, что полезны уму и не только детскому. Вспомним волшебные сказки, в которых главному герою для выполнения желания ставилось условие: отгадать три загадки. Это говорит о том, что ум и смекалка в человеке очень высоко ценились и были показателями его интеллекта.

У русского народа генетически так сложилось, что «смекалка» - понятие более правильное, чем другие определения, так как имеет под собой веками складывающийся опыт предков.

Но только ли в отгадывании загадок проявлялась смекалка наших предков? Обратимся всё к тем же народным сказкам, их содержанию. Главный герой сказок нередко получали какие-то сложные задания, которые в принципе выполнить невозможно, но он выполняет благодаря помощи волшебных предметов (клубок ниток, скатерть-самобранка, сапоги скороходы, и подсказкам верных друзей в лице зверят, птиц, людей.

Сказки показывают молодому поколению, что нет не разрешимых задач, если ко всему подходить со смекалкой, применять находчивость, тогда и обычные предметы могут стать волшебными.

Поэтому и в условиях современного образования и современных образовательных возможностей стоит рассмотреть смекалку, как одно из ключевых качеств в развитии ребенка.

В данной статье подробно осветим перечень тех игр дошкольника младшей возрастной категории, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы и поиска решений проблемных задач.

1. Загадки

Для того, чтобы ребенок 2-4 лет мог отгадать загадку, он должен иметь представление о многих предметах и явлениях. Поэтому загадки для малышей должны быть про то, что им хорошо знакомо, что есть в их жизненном опыте. Чем хороши загадки? – они метафоричны, изложены в иносказательной форме, рассказывают о свойствах объектов, таких как: цвет, форма, вкус, а это ы свою очередь расширяет кругозор ребенка, помогает удерживать внимание на объекте, его особенностях, анализирую его качества.

Современные малыши не всегда с интересом слушают загадки, но если ми придать оболочку «сюрпризности» например, отгадки положить в закрытые баночки, коробочки, то это с мотивирует интерес детей к загадке. Ребенок желая увидеть отгадку в коробочке, убедиться: отгадал или нет, постарается загадку выслушать внимательно.

Когда дети хорошо усвоят алгоритм, по которому задается вопрос загадки с описанием качеств объекта, тогда можно привлекать детей самих пробовать сочинять загадки по упрощенной версии, перечисляя свойства объекта, по которому он будет узнаваем, например: красна, длинна? -морковь. Обычно дети охотно демонстрируют результаты своего сочинительства родителям, вовлекая их в своеобразную игру. В этом случае и будет проявляться детская инициатива воспитанников, во время которой придумываются образы, устанавливаются ассоциативные связи по собственному желанию со своими примерами.

2. Игры на логики.

В раннем и младшем возрасте основная масса развивающих логику ребенка игр приходится на сенсорные игрушки, так как оперирование с предметами остается пока основным действием малыша. Поэтому развивать логическое мышление, как говориться, чем раньше, тем лучше начинать. Логическое мышление помогает анализировать информацию и выбирать рациональные действия. А игровые формы делают этот процесс более интересным и увлекательным для ребенка.

В каждой группе детского сада имеются строительные наборы «кубики», «лего», с ними можно придумать большое количество игр на логику по принципу Блоков Дьенеша.

- Если разные детали строительного материала по-разному разложить на листе бумаги и обвести, то получатся фигурные силуэты. Эти силуэты в наборе со строительными материалом можно использовать как игру «вкладыши». Дети охотно играют в подобные игры.

- Другой вариант игры с деталями строительного материала: выкладывать не просто фигуры, а делать это в определенной последовательности: чередовать, комбинировать, выкладывать из них образы с опорой на силуэтное изображение.

-По такому же принципу можно построить игру на логику по типу: «какой детали не хватает?», «Найди деталь в общем изображении предмета?», «Что сначала, что потом?»- в которой учитывается последовательность построение объекта по частям изображения.

Логические вопросы подражательно возникают у воспитанников в игре, если педагог сам демонстрирует нечто подобное, например, говорит: «интересно, если все детали кубиков выложить единой дорожкой, то до какого предмета группы дойдем длина этой дорожки?», «А если выкладывать в другом направлении?», «А если строить в высоту, то на уровне какого объекта будет высота постройки?». Данные вопросы наделяют игру исследовательским характером, приучают детей ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы.

3. Бытовые проблемные ситуации с поиском решений.

У каждого педагога бывают такие бытовые ситуации, когда дети не могут самостоятельно достать закатившуюся под шкафчик игрушку, или их игрушка застряла, сломалась. Такие бытовые проблемные ситуации могут очень помочь воспитателю использовать их для поиска выхода из ситуации совместно с малышом. Обсуждая, как это можно сделать, тем самым взрослый мотивирует воспитанников на поиски решений и определенные действия. Наилучшими вариантами будет считаться версии, предложенные и опробованные детьми с разными решениями.

Педагог может и специально организовать проблемную ситуацию для воспитанников, например, как достать воздушный гелиевый шарик под потолком?

Данные ситуации помогают детям стать лучшими решателями проблем.

4. Проблемные ситуации в сюжетно-ролевых играх детей.

Проблемные ситуации в сюжетно-ролевых играх предполагают развитие сюжета по непредвиденному сценарию, например, во время игры в «шоферы» у машины прокололось колесо, закончился бензин, или чаепитие огорчило куклу, потому что, чай испачкал платье куклы, или в предполагаемом магазине не оказалось нужного товара.

Основная задача воспитателя будет заключаться в том, чтобы помочь малышу с недостаточным жизненным опытом, справиться с возникающими проблемами.

Если воспитанники не догадались как можно помочь игрушке, воспитатель сам предлагает такое решение от своего лица, или от лица игрушки, или может предложить посмотреть сюжет мультфильма с аналогичной проблемой и тем, как ее решают герои. Если дети «уловили» решение проблемы из просмотренного мультфильма и предложили сделать так же, значит, они могут проводить аналогии со своим опытом.

Если во время сюжетно-ролевой игры возникла проблема отсутствия какого-либо предмета, то детей надо нацеживать находить предметы -заместители. Это способствует формированию у ребенка качества «догадливости», расширяет кругозор и «взращивает» в нем созидателя, преобразователя реальности.

5. Головоломки, лабиринты.

Головоломки для детей раннего и младшего возраста, это игрушки, развивающие познавательный процесс. Это, как правило, бизиборды, пирамидки разной сложности, выкладки, крупные пазлы и другое. Данные игрушки предполагают действие ребенка что-либо разбирать и собирать, найти место детали по форме, размеру или назначению.

Головоломки – наиболее распространенный вид игры в возрасте 2-4 лет, только мы привыкли называть эти игрушки сенсорными, или развивающими.

Лабиринты – это всегда различные дорожки, пути, туннели, по которым ребенок проходит сам или должен провести игрушку. Дорожки могут быть на бумаге, напольными, и построенными из чего – либо. Дорожки с запутанными или труднопроходимыми местами активизируют мышление ребенка на преодоление препятствий, особенно если оно реально. Сдвинутые детские стульчики можно сгруппировать так, что они станут лабиринтом для прохождения с одним входом, но разными выходами. Данный лабиринт с тупиками и выходами, да еще с рядом конкурирующими сверстниками заставляет ребенка искать выход, менять направления и придумывать оригинальные способы преодоления, иногда заключающимися в частичном возврате на пути следования.

Напольные игровые лабиринты (маркеры) — это тоже разновидность дорожек. Только на полу или ковре указывающие смысловыми обозначениями направление движения, чередование шагов с другими действиями, замедление или увеличение скорости движения, расстояние между ступнями ног.

К играм-лабиринтам можно отнести и задания по прохождению дистанции с препятствиями: натянутая над полом резинка, различные мягкие модули, спортивные обручи, дуги, туннели. Преодолевать данный лабиринт или дорожку «препятствий» становится возможным, благодаря действиям: подлезания, перешагивания, оттягивания резинки и другим действиям. Лабиринты – это дорожки с подвохом, пройти которые становится возможным только проявив сообразительность и умение нестандартно мыслить.

6. Игры на творческое мышление.

Творческое мышление формируется там, где созданы условия для детского экспериментирования с различными материалами: бумагой и красками, пластилином и соленым тестом, песком и водой, природными материалами.

Игры на творческое преобразование материала или объекта изображения, это всегда: в рисовании- нестандартные способы изображения, в лепке – манипуляции с мягкими материалами, в аппликации – простейшее изображение из 2-3 частей способом наклеивания.

Чтобы дети проявляли желание «творить», нужно позволить или объединить в работу то, к чему потянется их рука, по-своему использовать и применять изобразительные материалы, по – своему объяснять замысел, не ограничивать в действиях.

«Новое» не может «родиться» там, где есть ограничения свободы действия. А это значит, что творческое мышление у малышей развивается при наличии разнообразной развивающей среды и свободы действий.

В своей практике мы используем соленое тесто в наборе со скалками, формами, мелкими предметами и природным материалом, создаем образы, знакомые детям: чупа – чупсы, тортики со свечками из палочки и другое.

Трафареты для обводки используем не только в рисовании, но и в играх с песком. Положив трафарет на бумагу, дети насыпают на него песок. Поднимают трафарет и видят изображение из сухого песка на бумаге, - настоящее волшебство! Нет предела фантазии в демонстрации детям способов рисования ладошкой, пальцем, вилкой, смятой бумажкой, зеленым листком с дерева. Перенимая и подражая действиям взрослого, дети понимают, что можно было и так, и так, и что - то берут в свой дальнейший опыт «творца».

У творчества и смекалки много общего. И там, и там идет поиск нестандартных решений, включается выдумка, опыт ребенка, и подбираются гибкие способы выполнения.

Наличие у воспитанников смекалки повышает шансы успешной самореализации в будущем. В статье перечислены условия для развития детской смекалки, но проявляется смекалка только в проблемных, критических ситуациях. Поэтому следует создавать для ребят как можно чаще такие ситуации, а еще насыщать эмоционально детей чем – то новым: новой игрой, новым занятием, новым творчеством, новым местом. Потому как однообразные действия изо дня в день в одинаковой обстановке иссушивают потребности ребенка в познании окружающего мира и лишают его возможности развить смекалку как качество личности.

Литература:

Игнатьев Е. И. : В царстве смекалки. – наука, 1987

Публикации по теме:

Беседа «Семейные ценности» в старшей группеБеседа «Семейные ценности» в старшей группе Цель: показать ценности семьи и нравственные основы, на которых строится семья; формировать представление о психологических особенностях.

Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольниковБлоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультемидийные презентации в математическом развитии младших дошкольников. У меня большой.

Из опыта работы «Нетрадиционное рисование в развитии малышей»Из опыта работы «Нетрадиционное рисование в развитии малышей» Я живу в Зауралье в городе Кургане, много лет работаю в детском саду «Бусинка» № 113. Мой детский сад, действительно можно назвать «садом»,.

Конспект открытого занятия для родителей на общем родительском собрании «Объединимся во имя семьи»Конспект открытого занятия для родителей на общем родительском собрании «Объединимся во имя семьи» АКЦИЯ "ОБЪЕДИНИМСЯ ВО ИМЯ СЕМЬИ" С 15 ноября по 15 декабря 2017 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации.

Наши семейные ценности. ФоторассказНаши семейные ценности. Фоторассказ Недавно Наталья Попова познакомила нас с фотозарисовкой «Старые игрушки». Так трогательно и с большой душевной теплотой она рассказала нам.

Библиотека изображений:

Публикация Ценности смекалки в общем развитии малышей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Мальцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Ценности смекалки в общем развитии малышей
Опубликовано: 9 марта 2024 в 07:55
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД