Папки-передвижки

Консультация «Искусство говорить»

Ильсияр Шамсумухаметова
Консультация «Искусство говорить»

Искусство говорить

Культурные и методические требования» к речи педагога.

1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка.

4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.

Публикация «Консультация „Искусство говорить“» размещена в разделах

5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность воспроизведения, отчётливость понимания.

6. Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся потоком слов, ребёнок просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые. В этом гаме тонут слова и их содержание.

8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

9. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

Е. И. Тихеева

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Среди требований к речи педагога выделяют:

• Точность –. это главным образом соответствие речи действительности. Достигается точность за счёт знания предмета речи и умения его словесно изложить.

• Логичность – это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументирование оформлять выражаемое содержание.

• Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

• Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Средства выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствуют не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого.

• Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон самого педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает

сформировать навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

• Правильность – соответствие речи языковым нормам.

• Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Искусство говорить.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

(Русская пословица)

Стрелять — еще не значит быть стрелком; не тот речист, кто треплет языком.

(Узбекская пословица)

Причины возникновения слов-паразитов

Бедность словарного запаса. Человеку приходится употреблять лишние слова, чтоб сделать свою речь «более богатой». Как видим, употребление слов-паразитов нисколько не обогащает речь, а наоборот, засоряет.

Желание выиграть какое-то время для обдумывания ответа на поставленный вопрос. Иногда даже люди с богатым словарным запасом пользуются таким приёмом.

Иногда причиной появления лишних слов в речи является мода на определённые слова. Часто в таких случаях употреблять их начинают даже люди, у которых раньше не было проблем с речью. Не нужно гнаться за модой, избавляйтесь от подобных слов, как только они появляются в вашей речи.

Бывает, что перед публичным выступлением человек нервничает, его эмоциональное состояние нестабильное, проще говоря, он находится в состоянии стресса, и чтоб собраться с мыслями, выиграть время, он начинает употреблять различные слова-паразиты. Если это будет повторяться часто, то такие слова зафиксируются в речи и будут её засорять.

Боязнь пауз. Очень часто слова-паразиты появляются в момент возникновения паузы, которую человек стремится заполнить. Если даже случилось так, что во время выступления вы забыли текст, не бойтесь остановиться, сделать паузу. Слушатели смогут в этот момент обдумать информацию, которую вы им сообщаете. Эти паузы помогают избавляться от слов-паразитов.

Как же бороться со словами-паразитами?

Читайте вслух литературные произведения. Это не только поможет вам расширить ваш словарный запас и избавиться от вредных слов, но и позволит развить дикцию, артикуляцию, избавиться от грубых слов.

Существует ещё один действенный способ избавиться от употребления слов-паразитов — штраф за их наличие в речи. У вас должен быть помощник, который при каждом употреблении вами лишнего слова получает вознаграждение (какую-то оговоренную сумму денег, а вы, соответственно, штраф.

Научитесь грамотно выражать свои мысли. Для многих людей это является проблемой. Для того, чтобы мысленно составить фразу, а потом её произнести, нужно время. Поэтому человек употребляет слова-паразиты, стараясь получить время на обдумывание и формулирование своего высказывания.

Прежде чем произнести что-то (предложение, доклад, рассказ, выступление и т. п., продумайте информативность и лаконичность речи. Чаще всего слова-паразиты употребляются в больших выступлениях. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы в вашей речи было больше информации и меньше лишних слов, засоряющих её.

Стихи для запоминания ударений в словах

• Мы не жулики, не воры, подписали договОры.

• Здесь стилисты-практиканты всем завязывают бАнты.

• Как у нашей Марфы есть в полоску шаАрфы!

• Долго ели тОрты – не налезли шОрты.

• Срубили ель, сорвали щавЕль.

• В огороде баба Фёкла, у неё на грядке свЁкла.

• Баба Фёкла копала свЁклу,

а Коко Шанель любила щавеЕль.

• Ты нам шторы не вози,

Мы повесим жалюзИ.

• Начинить чтоб пирог,

Ты купи-ка творОг!

• Тяжела была работа –

В теле всём теперь ломОта.

• Жалко весь, так дайте хоть

Кекса вашего ломОть.

• ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,чтоб ты запомнить верно смог. (ЗвонИт и говорИт.)

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Консультация для родителей «Искусство быть родителем» Консультация для родителей «Искусство быть родителем». 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как ребенок учится говорить»Консультация для родителей «Как ребенок учится говорить» Ваш малыш с каждым днем взрослеет,радует вас новыми успехами,учится говорить. Каждый родитель хочет,чтобы его ребенок скорей заговорил,как.

Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Воспитатель 2 младшей группы МКДОУ «Симоновский детский сад» Воронкова.

Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте»Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте» Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребёнка говорить «Здравствуйте». Иногда, при приёме нового ребёнка в.

Консультация «Шишки и орехи катаем говорить мы начинаем»Консультация «Шишки и орехи катаем говорить мы начинаем» У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания»Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Консультация «Искусство говорить» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ильсияр Шамсумухаметова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Искусство говорить»
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 14:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД