МААМ-картинки

Консультация «Говорим с детьми о блокаде»

Елена Дымская
Консультация «Говорим с детьми о блокаде»

Говорим с детьми о блокаде

Перед каждым взрослым, который собирается говорить с детьми о блокаде Ленинграда, встают три основных вопроса.

Первый: зачем я собираюсь рассказывать детям о блокаде?

Второй: сколько лет детям, с которыми я собираюсь разговаривать, и что важно знать о блокаде в этом возрасте?

Третий: что и как я могу рассказать детям?

Публикация «Консультация „Говорим с детьми о блокаде“» размещена в разделах

Это трудный и опасный разговор. Потому что на каждый из этих вопросов могут быть десятки разных и правильных ответов. Мы предлагаем свои варианты.

Зачем говорить с детьми о блокаде?

Блокада Ленинграда – крупнейшая гуманитарная катастрофа ХХ века. Это не природная катастрофа, подобная землетрясению или цунами. Она была спланирована и реализована людьми, которые находились по обе стороны фронта. Огромное количество погибших в годы блокады объясняется не только голодом и бомбежками, организованными немецкой армией, но и безответственностью советских чиновников тыла и фронта, и эгоистическим равнодушием многих рядовых граждан. Воспитание личной ответственности каждого человека за себя, своих соседей, своих сограждан – вот ключевая цель, ради которой стоит начинать с ребенком трудный разговор о блокаде Ленинграда. Достижение этой цели возможно в том случае, если мы:

сможем воспитать в детях историческую эмпатию – способность сопереживать людям, жившим задолго до нас;

предоставим детям возможность осмыслять, анализировать (и даже дополнять) богатую и исторически достоверную картину событий, происходивших в 1940-е годы;

откажемся от устоявшихся в советское время пропагандистских стереотипов и позволим современным детям и подросткам свободно и искренне выражать своё мнение о трагических блокадных событиях.

Основные идеи, которые мы хотели бы «вырастить» в детях с помощью освоения блокадных тем, формулируются таким образом:

Равнодушие и безразличие к страданиям других людей может привести к тому, что страдание станет нормой жизни всего общества.

Милосердие, сострадание, взаимопомощь помогли пережить блокадные бедствия не только тем, кому помогали, но и тем, кто помогал. Духовные ценности, составляющие стержень личности, часто оказываются сильнее телесно-материальных трудностей.

Катастрофа блокадного Ленинграда стала возможна в результате действий и решений не одного, а многих людей. Эти действия и решения зачастую были основаны на предрассудках, фанатизме, ненависти, которые и сегодня могут стать причиной гуманитарных катастроф.

С какого возраста можно начинать говорить о блокаде? Как строить разговор о блокаде с детьми разного возраста?

На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Прежде всего, потому что существуют различные формы и методы этого разговора. Их выбор зависит от того, с кем мы разговариваем. Все дети очень разные. И если с дошкольниками, живущими в Петербурге, разговор о блокаде, вполне возможен, то вряд ли необходимо обсуждать эту тему с детьми 6-8 лет, которые живут на Дальнем Востоке или в Калининграде.

Кто перед нами? Сколько лет этим детям? Они растут в Петербурге или приехали в город из других городов и стран? Или мы общаемся вдали от Петербурга? Где мы ведем разговор о блокаде – в классе, в музее, дома, в автобусе, на местах боёв? Сколько детей участвуют в разговоре?

Каждый разговор с детьми о блокаде требует большой педагогической подготовки. Готовых решений здесь нет, и каждая такая встреча индивидуальна.

Разговор о блокаде с детьми младше 8 лет должен быть, прежде всего, психологически безопасным. Задача такого разговора – помочь ребенку понять окружающую его действительность, в которой могут быть представлены блокадные памятники, городская символика, памятные даты, семейные архивы. Еще одна важная задача – формирование навыков нормативного поведения, в первую очередь уважения к объектам исторического наследия. Именно поэтому блокадные занятия для дошкольников требуют разработки специальных дидактических материалов и организации специальных образовательных пространств, в которых отсутствуют темы насилия и смерти.

Посвященные блокаде занятия для учеников 2-5 класса должны быть направлены, в первую очередь, на развитие чувства исторической эмпатии. Эти занятия должны создавать у детей представление о жизни блокадников и защитников города с помощью документальных источников, помогать детям представить повседневную реальность блокады — в первую очередь, это дневники блокадных детей, частные письма. Актуальным остается требование психологической безопасности к блокадным занятиям : педагогической задачей должно стать не запугивание и пассивное смирение, а мотивация к дальнейшему изучению этой темы, к самостоятельным исследованиям, поискам информации. Для достижения этой задачи разговор о блокаде всегда должен затрагивать личностно значимые для ребенка темы: взаимопомощь, милосердие, сострадание, жалость.

Учащиеся 6-8 классов в силу своего возраста и приобретенного социального и когнитивного опыта уже готовы к разговору о блокадной трагедии. Педагоги, ведущие этот разговор, могут опираться на литературные произведения (художественные и документальные, которые посвящены различным стратегиям выживания ленинградцев в блокадные годы (см. раздел «Книги для детей, посвященные блокаде Ленинграда», на документальные источники.

С подростками 14-17 лет (10-11 классы) разговор о блокаде Ленинграда можно вести в контексте размышлений о всей Великой Отечественной войне: как блокада стала возможна? С какой целью она была организована? Каковы были варианты развития событий и почему случилось именно то, что случилось? В этом возрасте подростки активно участвуют в дискуссиях, и не стоит ограничивать их вопросы. Напротив, даже самые трудные темы необходимо проговаривать и обсуждать: надо ли было сдать город, чтобы сохранить жизни жителей? Эта дискуссия должна строится на основании точной исторической информации (см. раздел Энциклопедия блокады).

Основные принципы разговора с детьми о блокаде

Избегайте простых ответов на сложные вопросы. История ленинградской блокады поднимает множество непростых вопросов о поведении человека в конкретном историческом контексте.

Стремитесь к точности формулировок и избегайте обобщений, например, «все немцы – преступники», «все блокадники – герои». Участники блокадной истории были живыми людьми, способные к принятию самостоятельных решений и моральному выбору. И каждый из них совершил свой выбор.

Не романтизируйте и не героизируйте жизнь блокадников и защитников города. Оперируйте точными фактами и достоверными источниками.

Помните, что дети не обладают Вашими знаниями и Вашим опытом. Они имеют право не знать того, что педагогу кажется само собой разумеющимся.

Переводите статистику в конкретные факты и судьбы. Абстрактные цифры сброшенных на город бомб скажут ребенку меньше, чем фотографии разрушений и сохранившиеся на городских зданиях следы бомбежек.

Выбирайте такие темы, методы и формы организации разговора о блокаде, которые соответствуют возрасту детей, их опыту, конкретному времени и месту. Воздерживайтесь от игровых, симулятивных педагогических действий (в том числе, словесных игр, создающих у детей тривиальное и пошлое представление о блокаде.

Не заставляйте детей испытывать эмоции, не навязывайте им чувств, избегайте эмоциональных манипуляций. Помните, что Ваши эмоции принадлежат только Вам.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детям о блокаде Ленинграда»Фотоотчет «Детям о блокаде Ленинграда» 27 января официально отмечается День полного снятия блокады Ленинграда. Семьдесят пять лет назад советские войска прорвали блокадное кольцо.

Фотоотчет «Спасибо поварам мы говорим. Подарки воспитанников подготовительной группы»Фотоотчет «Спасибо поварам мы говорим. Подарки воспитанников подготовительной группы» Фото отчет "Спасибо поварам мы говорим" Людмила Руденко. Сегодня с воспитателем на кухню мы идем Поздравим воспитателей с международным.

Фотоотчет «Беседа о блокаде Ленинграда»Фотоотчет «Беседа о блокаде Ленинграда» В рамках ежемесячного календарного планирования в нашей группе вновь состоялась встреча с Кожекиной Эльвирой Александровной заведующей методическим.

Фотоотчет «Говорим о войне»Фотоотчет «Говорим о войне» Война давно закончилась и наши дети имеют недостаточный багаж знаний о событиях Великой Отечественной Войны, земляках - героях. Мы должны.

Конспект занятия в младшей группе «Говорим руками и телом»Конспект занятия в младшей группе «Говорим руками и телом» Задачи: -формировать умение пользоваться жестами, мимикой; -упражнять умение воспроизводить движения, позы, жесты; -развивать творческое.

Консультация для родителей «Прогулки с детьми осенью»Консультация для родителей «Прогулки с детьми осенью» Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера… Ф. Тютчев. ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ.

Консультация «Использование детских тренажёров детьми»Консультация «Использование детских тренажёров детьми» Детство – период закладки основ здоровья. А потому крайне важно привить детям интерес к регулярной двигательной активности как можно раньше.

«Мы говорим нет пластиковым пакетам!» Отчет об акции«Мы говорим нет пластиковым пакетам!» Отчет об акции В Год экологии во многих детских садах проходят различные экологические акции, праздники, педагоги разрабатывают пособия, памятки, конспекты.

Проект по познавательно-речевому развитию в разновозрастной группе «Говорим, играем, учимся» Составители: учитель-логопед Солонына Н. П. Воспитатели: Андронова Е. А Кириленко И. А. Олемская Е. С. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ.

Проект по речевому развитию «Думаем, творим — красиво говорим»Проект по речевому развитию «Думаем, творим — красиво говорим» Прекрасного всем настроения, заглянувшим на страничку! Древняя пословица гласит: "Кто владеет словом, тот владеет умами людей". Умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Говорим с детьми о блокаде»
Опубликовано: 10 мая 2020 в 10:16
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Говорим с детьми о блокаде»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дымская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД