МААМ-картинки

Беседа о времени и о часах «Путешествие в прошлое часов»

Курмаева Оксана Владимировна
Беседа о времени и о часах «Путешествие в прошлое часов»

Программные педагогические задачи: познакомить с историей часов;

учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и

способами употребления; активизировать словарный запас; воспитывать

уважение к труду человека – изобретателя, созидателя, творца.

Планируемые результаты: проявляет интерес к истории часов; активен в

познавательном диалоге со взрослым; имеет представление о значении труда

взрослых.

Материал: картинки с изображением разных видов часов; часового

Публикация «Беседа о времени и о часах „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах

механизма; часовой механизм от будильника и разные часы: песочные,

механические, электронные, электрические; картина с изображением солнечных

часов; ватман с окружностью в середине листа; тарелочка с желтой краской;

влажная тряпочка – для каждого ребенка.

Ход беседы :Ребята, поговорим?

– О чем?

– О разном и о прочем, о том, что хорошо и не очень, о том, что знаю я и что

вам известно.

– Поговорим?

– Нам будет интересно!

– Да, ребята, мы сегодня опять вернемся к прошлому, и нам очень-очень

будет интересно.

– Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда попробуйте отгадать

загадку.

Весь век идет Еремушка:

Ни сна ему, ни дремушка.

Шагам он точный счет ведет,

А с места так и не сойдет.

– Что это? (Часы.)

– Значит, мы отправляемся в прошлое часов. (Подходят к первому столу, на

нем картинка – петушок на заборе.)

– Говорить будем о часах, а при чем тут петушок? Может, кто объяснит?

– Ребята, давным-давно люди узнавали время только по «живым часам».

Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор,

кричат: «Ку-ка-ре-ку!».

– Но можно ли по пению петуха определить точное время?

– Всегда и везде ли были петухи?

Делаем вывод: такие «живые» часы были неудобны, хотя ими все-таки

пользовались.

– Подходим ко второму столу. (На столе тарелочка с желтой краской и для

каждого ребенка влажные тряпочки. Здесь же лист ватмана, в середине

которого окружность.)

– Ребята, намочим ладошку вот так (показывает) и пальчиками вверх

приложим ее к кругу (или окружности, затем вытрем ладошку.

– Что получается? Солнышко лучистое.

– А при чем тут солнышко?

– А вдруг петушок заболеет и проспит? Тогда людей будило солнышко.

Послушайте историю.

Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева.

Присмотрелся человек и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед

за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, тень тоже круг

пробежала. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и вот что

придумал: вкопал в землю столб, а вокруг столба круг начертил и разделил круг

на части (показ картинки или опыта). Каждая часть равнялась одному часу.

Взошло солнце, и тень от столба медленно двигалась по кругу, отмечая час за

часом. Глядел человек на свое изобретение и радовался. Еще бы! Ведь он

придумал инструмент для измерения времени – солнечные часы. Тогда и

появились круг (циферблат) и указатель, который отбрасывал тень на

циферблат. Работали такие часы только в солнечные дни, но все равно польза от

них была огромная. Долго они служили людям.

– Как вы думаете, нужны ли были людям солнечные часы? Почему?

– Кто изобрел солнечные часы? (Человек.) Как назвать такого человека?

(Изобретатель, творец.)

– Подходим к другому столу. (На столе картинка с изображением водяных

часов и песочные часы.)

– Послушайте другую историю. Однажды умный человек, житель древнего

города Рима, Сципион Назик, наблюдал, как из глиняного кувшина сочилась

вода. Кап… Кап… Кап… Падали капли, будто говорили: «Думай, думай!» – и

Назик придумал. Радостный, он прибежал домой. Взял стеклянный сосуд,

просверлил в донышке маленькую дырку, налил в сосуд воды и стал ждать.

Вода, капля за каплей, начала вытекать через дырку. По солнечным часам Назик

начал отмечать на стекле черточками уровень воды. Прошел час, уровень воды

на стекле опустился, и Назик сделал первую черточку. Еще час прошел, он

сделал вторую черточку и т. д. Когда вся вода вытекла, на стеклянной стенке

сосуда было нарисовано 12 черточек, а это означало, что прошло 12 часов. Так

появились в Древнем Риме водяные часы.

– А вот другие часы, тоже без стрелок, песочные, ровесники водяным часам,

даже чем-то похожи. Только вместо воды они наполнялись песком, и их надо

было все время переворачивать. Такие часы были тоже неудобны, так как они

действовали несколько минут.

– Удобными или неудобными были водяные часы?

– Водяные часы не дожили до наших дней, а песочные часы и сейчас служат

человеку. Их можно встретить в лабораториях у химиков, у врача в больнице.

Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца по вкусу – всмятку или

вкрутую.

– Подходим к другому столу. (На нем разные часы (или иллюстрации) и в

разобранном виде механизм будильника.)

– Шло время, и люди создали новые приборы для измерения времени.

Нашелся умный человек – изобретатель, он придумал новые часы, с

циферблатом и стрелками. Часы эти были очень громоздкие. Вал-барабан у них

был деревянный, тяжелый, как бревно. Вместо цепочки на барабан наматывали

толстый канат с тяжелыми гирями. Такие тяжелые и громоздкие часы дома не

помещались, и их устанавливали обычно на высоких городских башнях. Первые

башенные часы появились в Лондоне, а через сто лет в Москве на башне

старого белокаменного Кремля. (Показ иллюстрации.)

– А потом уже стали появляться в домах часы под названием «ходики». Они

вешались на стену. Под часами был маятник на тоненькой проволочке, а снизу

выползала цепочка с двумя гирями на концах, похожих на еловые шишки. У

таких часов был механизм, состоял он из множества шестеренок и пружинок.

Такие часы называли механическими, и были они с одной часовой стрелкой.

Минутная и секундная стрелки появились триста лет назад. (Рассматривают

часы-ходики.)

– Часы были очень дорогими, и немногие их имели. Богатые, знатные люди

носили часы при себе и называли их карманными, они были на цепочке, их

носили в кармане, у ремня или пояса на животе. Заводили их специальным ключиком. Карманные часы обычно были в форме яйца. Их так и прозвали

«Нюрнбергское яйцо», так как изготовлены они были в немецком городе

Нюрнберге.

– Двигателем у механических часов стала обыкновенная пружинка, которая

спрятана в круглой железной коробочке. По кругу коробочки нарезали зубчики,

и получилась шестерня с пружинкой внутри. Если в шестеренке – коробочке –

завести пружинку, а затем отпустить ее, то пружинка, раскручиваясь, будет

вращать и коробочку. А дальше все просто. Коробочка-шестеренка сцепится с

зубчатыми колесиками часового механизма – и пошло-поехало! Закрутился

механизм – задвигались стрелки. (Показывает картинки с механизмом и сам

механизм от старого будильника.)

– Уже в то время появились часовые мастера – часовщики. Они так

обрадовались пружине, что стали придумывать часы в виде башенок, шкатулок,

беседок. Часы научились играть музыку, показывать представления. В Москве,

ребята, на Садовом кольце, у входа в Центральный театр кукол, есть часы с

представлением. Чтобы его посмотреть, там всегда собирается много народа. В

12 часов дня к зрителям поворачивается петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку!» – так он

приглашает всех на представление. И оно начинается. (Показывает

иллюстрации из книги, по возможности – видеофильм.) Одна за другой

открываются дверки домиков. Появляются звери-музыканты во главе с мишкой

и начинают весело играть на музыкальных инструментах. Отыграли музыканты

и снова спрятались в домики. Представление окончено. Таким часовым

мастером-изобретателем был Иван Петрович Кулибин из Нижнего Новгорода.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое часов.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Новогоднее путешествие во времени»Фотоотчет «Новогоднее путешествие во времени» Дорогие девочки, коллеги! Поздравляю вас со всеми прошедшими и наступающими праздниками! Желаю вам здоровья, творческих успехов, хороших.

«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка)«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка) Детям всегда интересны таинственные миры прошлого. Тема существования динозавров также увлекает детей как Космос или современная техника.

Фотоотчет о заключительном этапе проекта «О времени и о часах»Фотоотчет о заключительном этапе проекта «О времени и о часах» Уважаемые коллеги! Представляю вам фотоотчет заключительного этапа проекта «О времени и о часах». Задачи проекта: 1) ознакомление детей.

Календарное планирование «Путешествие в прошлое. Как жили на Руси» Тема данного планирования появилась не случайно. Для детей старшего дошкольного возраста характерно интересоваться тем, что и как было раньше.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Лента времени. Историческое прошлое города Черноголовки»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Лента времени. Историческое прошлое города Черноголовки» Тема: "Лента времени. Историческое прошлое города Черноголовки. " Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская.

НОД «Путешествие в прошлое куклы»НОД «Путешествие в прошлое куклы» Содержание организованной образовательной деятельности. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Фотоотчет «Путешествие в прошлое расчёски»Фотоотчет «Путешествие в прошлое расчёски» игру провели: Недумова Лия Николаевна - музейный педогог и воспитатель: Самойленко Наталья Николаевна. А первая расческа в более или менее.

Проект «Путешествие в прошлое утюга»Проект «Путешествие в прошлое утюга» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА. Идея данного проекта возникла спонтанно. Так, после стирки кукольного белья возникла проблема - белье высохло,.

Фотоотчет о тематической неделе «Путешествие в прошлое. Мир динозавров»Фотоотчет о тематической неделе «Путешествие в прошлое. Мир динозавров» В рамках тематического планирования в нашей группе прошла неделя " Путешествие в прошлое. Мир динозавров". Мы с коллегой (Т. С. Гаричевой).

Занятие «Путешествие в прошлое ручки» для детей подготовительной группыЗанятие «Путешествие в прошлое ручки» для детей подготовительной группы Цель: познакомить детей с историей ручки. Задачи: продолжать развивать знание детей с процессом преобразования ручки, активизировать мыслительную.

Автор публикации:
Беседа о времени и о часах «Путешествие в прошлое часов»
Опубликовано: 20 июля 2023 в 22:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа о времени и о часах «Путешествие в прошлое часов»» (включая файлы) размещена пользователем Курмаева Оксана Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД