Папки-передвижки

Конспект занятия «Берегите первоцветы — весны первые шаги»

ГАЛИНА КОНТИМИРОВА
Конспект занятия «Берегите первоцветы — весны первые шаги»

Берегите первоцветы — весны первые шаги

Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувства любви и гуманного отношения к природе; социальную активность и экологически грамотное поведение; самостоятельность, уверенность, аккуратность при работе с изобразительными средствами.

Образовательные задачи: Расширить представления детей о раннецветущих растениях, занесенных в Красную книгу Ставропольского края. Формировать осознанное отношения к проблеме истребления редких и исчезающих видов цветов. Актуализировать и расширить представления детей о правилах поведения в природе; познакомить с Конвенцией СИТЕС «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения»; с операцией «Первоцвет», организуемой Дружиной охраны природы. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной технике рисования на наждачной бумаге. Совершенствовать умение формировать композицию рисунка, передавать настроение весны через изображение первоцветов, подбирать соответствующую цветовую гамму. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на явление природы в передачи своего отношения через художественное творчество.

Публикация «Конспект занятия „Берегите первоцветы — весны первые шаги“» размещена в разделах

Развивающие задачи: Развивать самостоятельность в художественном поиске и воплощении замыслов; любознательность, внимание, воображение; чувство формы, пропорции, цвета; мелкую моторику, рук, связную речь, способность рассуждать.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: Беседы: «Красная книга Ставропольского края», «Конвенция СИТЕС «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения»; «Операция Первоцвет», «Значение растений в природе и для человека». Рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», картинок с изображением первоцветов, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц и стихов, чтение художественной литературы о природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением первоцветов; несанкционированных точек торговли первоцветами; экологических катастроф; наждачная бумага, карандаши, масляная пастель, кисточки, музыкальная фонограмма «Подснежник».

Место проведения СООД: кабинет художественно-эстетического развития.

Участники ССОД: воспитанники подготовительной группы.

Содержание деятельности:

1. Введение в образовательную ситуацию. Организация детей.

Дети входят в изостудию, воспитатель встречает их и предлагает послушать стихотворение.

Воспитатель: Ребята, однажды мой внук прочитал мне стихотворение, я до сих пор помню чувства, которые испытала, слушая его. Я нашла это стихотворение в интернете, хотите послушать?

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы беленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра.

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез. Но кругом всё тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Его увидела зайчиха.

Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела:

Уж больно тонок ты, дружок!

И, вдруг, пошёл пушистый, белый

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки.

Опять зима, а не весна,

И от цветка на длинной ножке,

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея.

Головку слабую клоня,

Сказал: «Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня

Воспитатель: О каком цветке это стихотворение? ( предполагаемый ответ: о подснежнике)

Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( предполагаемые ответы: жалость, любовь, сочувствие, нежность)

Воспитатель: Полностью согласна с вами, ребята. Сколько нежности и восхищения смелостью этого маленького первоцвета в этом стихотворении. Великий сказочник Г. Х. Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Без красоты цветов беднее наша жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное. Писатели и поэты, художники и композиторы находят в них источник вдохновения,

2. Актуализация представлений детей по теме.

Воспитатель: Видели ли вы когда-нибудь подснежники? Если видели, то где? ( предполагаемые ответы: да, в лесу, в парке….)

Воспитатель: Подснежники, или первоцветы – это целая группа травянистых растений. Знакомы ли вы с этими цветами?

Воспитатель показывает картинки. Дети называют цветок, воспитатель рассказывает о нем.

Подснежник.

Роскошные белые колокольчики, которые появляются уже в конце зимы на первых проталинках, а иногда прямо на подтаявшем снегу. Найти подснежник можно на территории Ставропольского и Краснодарского края.

Гусиный лук

Новую весну спешит встретить и маленький гусиный лук. Откуда только берётся эта смелость! Жёлтые цветки под инеем… много-много… У гусиного лука стебелёк – как ниточка, лист тоненький – как лоскуток, несколько цветов – как едва – едва мерцающие слабые звёздочки… и ему хоть бы что! На ветру, на холоде, под слоем инея…

Цикламен кавказский

Распускается на лесных полянках и в перелесках с первым весенним теплом. Очень красивый и довольно редкий цветок. Цикламен переносят в ботанические сады крупных городов и заботятся о нем.

Произрастает в Краснодарском крае, Грузии, Азербайджане и некоторых других горных регионах

Морозник

Растение очень красиво. Расцветает морозник в конце зимы, снегопады и холод его не пугают. В настоящее время этот редкий цветок можно увидеть лишь в ботанических садах.

Мать – и мачеха.

Мать-и-мачеха радует первыми весенними цветками. Это настоящее растение весны. Еще лютуют морозы и только-только появились проталинки, а мать-и-мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные теплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогода, цветки немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи.

Медуница

Медуница почти также отважна: она зацветает через несколько дней после мать–и–мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя растение невысокое, да и цветки у него некрупные. Но зато, какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно видеть красные, фиолетовые и синие цветки. То, что цветки у медуницы разноцветные – удивительно. Но, пожалуй, ещё удивительнее другое: они бывают такими не сразу, а как бы переодеваются. Когда цветок раскрывается, он красный, но пройдёт какое – то время и становится фиолетовым. Пройдёт ещё немного времени – станет синим. Выходит, по окраске цветков можно судить об их возрасте.

Пролеска.

За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звёздочкой. Увидеть её можно в лесу в марте и апреле, когда земля уже проснулась от зимнего сна. Когда расцветают пролески, кажется, будто на землю упали кусочки голубого неба.

О первоцветах можно говорить бесконечно, их очень много в природе.

Воспитатель: Почему эти цветы называют первоцветами? ( предполагаемые ответы: потому что они первыми заявляют о приходе весны. Еще лежит снег и нет на деревьях листьев, а они уже цветут)

3. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.

Воспитатель: Многие первоцветы занесены в Красную книгу. Что это за книга? ( Предполагаемые ответы: Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.)

Воспитатель: Почему она красного цвета? ( Предполагаемые ответы: Красный цвет привлекает внимание. Красный цвет - это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать).

Воспитатель: Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть. В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли.

Воспитатель: Как вы думаете, по каким причинам исчезают первоцветы? ( предполагаемые ответы: от лесных пожаров, из-за действий людей: распахивают землю, строят дачи в лесных массивах; лесные пожары по вине человека; загрязнения почвы сточными водами; чрезмерный выпас скота; свалки мусора; вытаптывание; сбор цветов)

Воспитатель: Отлично, ребята! Вы перечислили все факторы, которые могут привести к уменьшению количества или исчезновению этих прекрасных вестников весны.

Воспитатель и дети вместе формулируют вывод: Причинами могут быть природные стихии и пагубные действия людей.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации экологических катастроф.

Воспитатель: Чем же вредит неограниченный сбор первоцветов «на букеты»? ( предполагаемые ответы: растения вырывают с корнями, и они больше не вырастут никогда).

Воспитатель: Действительно, многие раннецветущие растения собирают с луковицами, а сбор с луковицей означает для растения лишь одно — полную гибель. Если цветок сорван без луковицы, все равно это отражается на нем негативно. Он будет лишен возможности размножаться семенами, да и сама луковица может зачахнуть, так как без цветка растение не может нормально расти)

4 Проектирование решения проблемной ситуации.

Воспитатель: Ребята, а ведь иногда так хочется подарить родным и близким букетик первоцветов, кому бы из вас хотелось (ответы детей). А как же мы с вами можем поступать так, чтобы и подарить букет, но и не навредить природе? Подумаем над этим вместе? ( предполагаемые ответы: если тебя заинтересовал первоцвет, то не рви его, а лучше сфотографируй. Можно сделать небольшой видеофильм о первоцветах и подарить. Сделать первоцвет из бумаги или специального пластилина – плейдо и подарить. Можно посеять семена и вырастить первоцветы у себя в саду, а затем срезать и подарить. Нарисовать первоцветы, оформить в рамочку и подарить)

5. «Открытие» - решение проблемы в деятельности.

Воспитатель: Верно ребята, все варианты хороши, ведь человек на Земле существо разумное, он умнее и сильнее всех и поэтому должен, решая проблему, все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации цветущих первоцветов в лесу и степи.

Воспитатель: Представьте, что вы стали учеными-исследователями. Ваши глаза - это фотоаппараты. Пусть каждый из вас выберет на этой поляне первоцветов одно растение и нарисует. Очень важно внимательно рассмотреть это растение и увидеть главное. Обратите внимание, на столах у вас необычная бумага, проведите по ней рукой, какая она на ощупь? (шероховатая)

Воспитатель: Это наждачная бумага, самая мелкозернистая, ее еще называют – нулевка. Рисовать на ней одно удовольствие – не требуется особых усилий, карандаш или мелок на этой бумаге оставляет яркие и четкие линии, легко наносятся тени и оттенки, но только помните, в прорисовке не допускайте ошибок, так как ластик вам не поможет.

Самостоятельная работа - рисование первоцветов под музыку.

6. Подведение итогов, анализ деятельности.

Оформление выставки рисунков «Берегите первоцветы, весны первые шаги» на демонстрационной доске.

Воспитатель: Что нового вы узнали для себя, ребята? (Мы познакомились с первоцветами. Узнали, что первоцветам грозит уничтожение. Узнали, чем опасен массовый сбор первоцветов. Научились их беречь и охранять).

Воспитатель: Скажите, мы смогли решить проблему – как можно подарить букет из первоцветов, не навредив природе? Что бы вы посоветовали своим сверстникам, если бы они решили подарить своим родным букетик первоцветов?

Воспитатель: Еженедельно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид растений. Ребята, кроме нас с вами судьбой первоцветов обеспокоены многие организации. Первоцветы охраняются не только Красной книгой, но и международными договорами – такими, как Конвенция СИТЕС – «Международный договор о торговле дикой флорой и фауной». Судьбой первоцветов обеспокоена Дружина охраны природы и экологическая полиция. Какими словами вы можете обратиться к нашим гостям и всем людям с призывом беречь и охранять первые цветы весны.

Чтение стихов.

1. В лесу на поляне, ранней весной,

Пророс из под снега цветок голубой!

Не рви, полюбуйся, его пожалей –

В природе живым он цветет красивей!

2. Цветут первоцветы,

Как малые детки.

Пушистые, нежные,

Глазки – розетки.

3. Но только, пожалуйста,

Вы их не рвите!

Багульник, подснежники

Вы не губите!

4. Не трогайте!

Просто любуйтесь, друзья!

Жить без красоты

Нам на свете нельзя!

5. Как синее небо

Цветочки прекрасны!

И их сохранить

Мы хотим не напрасно!

6. Пусть ими любуются

Дети и внуки!

А наши не тронут их

Добрые руки!

7. И напоследок.

Если видишь первоцвет,

Помни ты такой совет:

Не топчи его, не рви

Просто взглядом одари.

8. Всем хотим сказать мы это:

Вы не рвите первоцветы!

Пусть они всегда цветут!

Радость и любовь несут!

9. Люди, помните: растениям некому пожаловаться, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними заселяют эту планету.

Результат совместной деятельности: обобщили и систематизировали представления о раннецветущих растениях, занесенных в Красную Книгу; о нормах и правилах поведения в природе; решили проблему – как можно подарить букет из первоцветов, не навредив природе - нарисовали первоцветы на наждачной бумаге.

Публикации по теме:

Фотоотчет по акции: «Берегите первоцветы»Фотоотчет по акции: «Берегите первоцветы» С наступлением весны оживает и расцветает вся природа. И в наших лесах и лугах появляются первые первоцветы, некоторые из них занесены в.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Первоцветы — краски весны» Программное содержание: Ознакомить детей с многообразием первоцветов, встречающихся на территории Ростовской области. Развивать интерес.

Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе «Берегите первоцветы!»Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе «Берегите первоцветы!» Цель: Знакомство с понятием первоцветы. Задачи: Образовательные: 1. Расширять представления детей о признаках весны. 2. Закрепить знания.

Конспект занятия по экономике в подготовительной группе «Первые шаги в экономику»Конспект занятия по экономике в подготовительной группе «Первые шаги в экономику» «Первые шаги в экономику». Цель: дать элементарные сведения об экономике. Задачи: • Познакомить детей с «банком», как с учреждением, где.

Консультация «Первые шаги к грамоте» Консультация на тему: «Первые шаги к грамоте" Можно ли учить ребёнка читать до его поступления в школу? Этот вопрос интересует многих родителей.

Первые шаги к народным традициям Детство-это период чистоты и радости. А. А. Остапенко Детство в дошкольном возрасте является важнейшим периодом в нравственном становлении.

Проект «Первые вестники весны — первоцветы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа.

Проект «Первые шаги в геометрию» Актуальность проекта: Математика предоставляет уникальные возможности для развития детей: она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость.

Стен-газета «Берегите первоцветы»Стен-газета «Берегите первоцветы» В марте у нас в детском саду прошла акция "Берегите первоцветы". И мы решили сделать стенгазету о том, чтобы беречь первые цветы. Чтобы.

Фотоотчет «Экологическая акция «Берегите первоцветы!»Фотоотчет «Экологическая акция «Берегите первоцветы!» Стартовала экологическая акция «Берегите Первоцветы». В нашем детском саду она проводилась впервые, поэтому акция вызвала большой интерес,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Берегите первоцветы — весны первые шаги»
Опубликовано: 16 мая 2017 в 14:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД