Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей-подготовительной группе «Знакомство детей с бытом казаков»

Елена Сковородко
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей-подготовительной группе «Знакомство детей с бытом казаков»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 муниципального образования Каневского района

Краевой конкурс музейных уроков, посвященного 85- лети Краснодарского края «Кубань- моё Отечество»

Авторский конспект музейно- образовательного занятия по познавательному развитию для детей старшей- подготовительной группы

на тему: «Знакомство детей с бытом казаков и с предметами обихода».

Воспитатель: Сковородко Елена Ивановна

п. Красногвардеец

2023 год

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей-подготовительной группе „Знакомство детей с бытом казаков“» размещена в разделах

Пояснительная записка

Краткая аннотация занятия : данное занятие было разработано для детей старшей- подготовительной группы в 2022 году для получения новых знаниях о быте казаков.

Место проведения: музейная комната в МБДОУ детского сада № 17.

Материально- техническое обеспечение: экспонаты музейной комнаты, костюмы для детей в кубанском стиле.

Тема: «Знакомство детей с бытом казаков и с предметами обихода».

Цель: Изучение быта казаков, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям казачьей семьи.

Задачи: Познакомить детей с предметами старинного казачьего быта (печь, прялка, посуда, одежда, рубель, коромысло, колодец и т. д.);

Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, прялка, рубель и т. д.);

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам;

Развивать интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа: Чтение книг, рассматривание альбомов с иллюстрациями и фотографиями, посещение музея детского сада,

Материалы и оборудование: одежда для детей в кубанском стиле. Музейные предметами быта: печь, ухват, лавки, дорожки тканевые, стол, забор, прялка, колодец, рубель, чугунный утюг и др. Сундучок с загадками и корзина с баранками.

Ход занятия.

Под аудио запись казачьей песни дети входят в музей. Их встречает Хозяйка (воспитатель в костюме).

Хозяйка. Ой, люли- люли- люли.

В гости детушки пришли.

Добрый день, дорогие гости. Гость на порог- хозяину радость. Проходите, будте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком. (дети садятся на лавки). Нравится вам в моей хате?

Дети. Очень! У Вас здесь как- то необычно.

Хозяйка. Сегодня мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. С бытом казаков и с предметами обихода. Давным - давно, жили на Кубани казаки. Смелые и ловкие, отважные умельцы. Умели они пахать и косить, хаты строить, холсты ткать и узорами их вышивать. Ратному делу были обучены. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»?

Дети. Это то, что было давным- давно.

Хозяйка. Правильно, это далёкие времена, прошлое.

Умный сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

И в старину, и в настоящее время у каждого человека, у каждой семьи есть свой дом. Ребята, а скажите для чего нужен человеку дом?

Дети. Чтобы жить в нем.

Хозяйка. «В гостях хорошо, а дома лучше» Почему говорят?

Дети. У каждого есть свой дом и для него он самый лучший.

Хозяйка. Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.

Воспитатель: Простая казачья хата, а сколько мудрости и смысла в себе она собрала. Что же мы видим в хате?

Дети. Печь, стол, кровать, люлька, лавки.

Хозяйка. Печь была своеобразным центром хаты, символом добродетели и тепла. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. В печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Из печи горшочки и чугунки с едой доставали при помощи железного ухвата. (демонстрирует и дает потрогать детям).

Хозяйка. Была в хате еще одна незаменимая вещь - это прялка. Послушайте пословицы о ней:

1. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

2. Не ленись прясть, хорошо оденешься

(подходят к прялке и рассматривают ее).

Хозяйка. Посмотрите а, что это перед вами?

(показывает рубель и скалку)

Дети. А это скалка для раскатывания теста.

Хозяйка. А вот и не правильно. При помощи этих предметов в старину гладили белье и одежду. Позднее появился железный утюг и грелся он на углях в печи.

(демонстрирует и дает потрогать детям на ощупь).

Хозяйка. Коромысло с утра я беру, за прозрачной водицей к колодцу иду. А кто мне может рассказать, что такое коромысло и для чего оно предназначалось…

Дети. Воду носить.

Хозяйка. Верно ребята, проходите к колодцу (демонстрирует и дает потрогать детям на ощупь).

Хозяйка. А вы знаете, как отдыхали люди в старину, когда не было ни телевизоров, ни телефонов?

Дети. Песни пели, хороводы водили, сказки рассказывали и в игры играли.

Хозяйка. Вот и я вас приглашаю поиграть. Но с начало нужно выбрать водящего. (Дети образуют круг и при помощи считалки выбирают водящего. Водящий становится в центр круга и закрывает глаза, а дети за спиной по кругу передают ложку с колокольчиком).

Дети.

Белы снеги выпадали,

Ребятишки выбегали

И кричали: «Нет, не я,

Эта ложка не моя»

(Водящий открывает глаза и пытается угадать кто спрятал ложку за спиной. Игра проводится 3-4 раза с разными водящими).

Хозяйка. Итак, мы сегодня с вами познакомились с основными предметами быта казаков и их предназначением, узнали новые слова. Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать:

1. Летом спит

Зимой горит

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь).

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

3. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра (коромысло).

Хозяйка. Какие вы молодцы, все запомнили и усвоили. Понравилось ли вам у меня в гостях?

Дети. Да, очень понравилось.

Хозяйка. Наши края всегда славились гостеприимством. Вот и я решила приготовить для вас угощение.

(даёт детям корзину с баранками).

Хозяйка. До свидания, ребята. Я желаю вам не забывать свои истоки.

Список литературы:

1. Иллюстрированный методический журнал «Ребенок в детском саду» 12.2020г.

2. Введение в историю Кубани учебное пособие М. В. Мирук, Т. А. Науменко Краснодар 2005г.

3. Наследие патриотическое воспитание в детском саду, М. Ю. Новицкая Москва 2003г.

4. Народная культура КУБАНСКИХ КАЗАКОВ, Е. Г. Вакуленко, издательство «Традиция» 2009г.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Бабочка» в технике оригами в подготовительной группеКонспект занятия по познавательному развитию детей «Бабочка» в технике оригами в подготовительной группе Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" Задачи: - продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группеКонспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группе Уважаемые коллеги! У вас ещё лежит снег, трещат морозы, а у нас, практически, весна! В доказательство- это занятие. В четверг, папа.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные»Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", " Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие". Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна»Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна» Интеграция ОО :"Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое", "Речевое развитие". Задачи :- продолжать знакомить.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей-подготовительной группе «Знакомство детей с бытом казаков»
Опубликовано: 18 мая 2023 в 11:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей-подготовительной группе «Знакомство детей с бытом казаков»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сковородко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД