Лучший педагог года

Аутоагрессивное поведение в подростковом возрасте

А А Кайшенова
Аутоагрессивное поведение в подростковом возрасте

Одной из форм отклоняющегося поведения является аутоагрессивное поведение, характеризующееся враждебными действиями, направленными на себя, в том числе: на лишение себя жизни, в нанесении себе повреждений без цели лишения себя жизни, а также в действиях, ведущих к физическому и психическому самоуничтожению и саморазрушению.

Аутоагрессивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения, которое по частоте встречаемости наиболее выражено в подростковом возрасте. Виды отклоняющегося поведения представлены на рисунке 1.

Публикация «Аутоагрессивное поведение в подростковом возрасте» размещена в разделах

Рисунок 1. Виды отклоняющегося поведения

А. А. Григорьева определяет аутоагрессивное поведение как любые формы активности личности, которая имеет деструктивную направленность против самой себя, при этом понимаются любые формы активности, начиная от нанесения самому себе умышленного вреда привычками, заканчивая увечьями и попытками суицида.

А. Г. Амбрумова, Е. Г. Трайнина, Н. А. Ратинова (1990) под аутоагрессивным поведением понимают действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью. Вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают. Агрессия и аутоагрессия имеют единые патогенетические механизмы, соотносимые по типу «клапанного взаимодействия», когда сформировавшееся агрессивное поведение может направляться либо на окружающих, либо на себя (механизм ретрофлексия в терминах гештальтпсихологии).

Анализ психологической литературы показал, что термины «аутоагрессивное поведение», «аутодеструктивное поведение», «суицидальное поведение» часто употребляются как синонимы, однако, их смысловая нагрузка различна. Аутоагрессивное поведение включает в себя собственно 2 понятия - суицидальное поведение и аутодеструктивное поведение.

На основании категории цели и сознательно-бессознательных механизмов (в психодинамическом понимании) В. А. Руженков, Г. А. Лобов, А. В. Боева, для удобства, разработали классификацию аутоагрессивного поведения (рисунок 2).

Рисунок 2. Классификация аутоагрессивного поведения (В. А. Руженков, Г. А. Лобов, А. В. Боева)

Выделяют следующие типы аутоагрессивного поведения :

• суицидальное поведение : осознанные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни;

• суицидальные эквиваленты и аутодеструктивное поведение : неосознанные действия (иногда преднамеренные поступки, целью которых не является добровольное лишение себя жизни, но ведущие к физическому (психическому) саморазрушению или к самоуничтожению;

• несуицидальное аутоагрессивное поведение : различные формы умышленных самоповреждений (самоотравлений, целью которых не является добровольная смерть (или заведомо неопасные для жизни).

Отличительной особенностью подросткового возраста является отсутствие страха смерти в виду несформированности данного понятия. Экспериментируя с различными видами рискованной деятельности, подростки отрицают реальность различных неблагоприятных последствий. Подобное явление объясняется высоким уровнем внутреннего диссонанса изменений в структуре личности подростка : невозможностью социально-психологической адаптации и ростом личностного напряжения, приводящего к утрате смысла жизни. При патологической заостренности страх смерти может серьезно подорвать жизнеутверждающую силу и творческий потенциал личности.

Под внешними факторами появления аутоагрессии в мировоззрении старшего подростка понимаются факторы окружающей действительности, среды, в которой он взрослеет и формируется. Если внутренние факторы привычны для любого человека, поскольку изначально заложены в нем, то внешние факторы – это выход из зоны комфорта, они не привычны для обычной жизни старшего подростка, они сдерживают его положительное векторное психическое развитие. Среди наиболее распространенных внешних средовых факторов формирования аутоагрессии можно выделить следующие: неблагополучная семья; недостаточная коммуникация взрослого окружения с взрослеющим ребёнком, непринятие перемен подростком, состояние изгоя, социальный статус подростка, влияние СМИ, плохое окружение, подростковый бунт, проблемы с саморегуляцией.

На сегодняшний день разработаны различные программы по профилактике аутоагрессивного поведения, применение которых на практике поможет справиться с трудной жизненной ситуацией и не искать выход из нее в совершении самоубийства. Данная профилактика должна осуществляться комплексно: с использованием различных средств, форм и методов; охватывать не только лиц, склонных к суицидальному поведению – их родных, педагогов, психологов и т. д. ; предполагать взаимодействие между различными органами и службами.

Список используемой литературы

Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения : Методические рекомендации. – М. : Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1980. -42 с

Профилактика аутоагрессивного поведения обучающихся. Методическое пособие / сост. А. К. Шарапова, С. А. Цой. – Самара: ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2021. –131с.

Руженков, В. А. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение»/ В. А. Руженков, Г. А. Лобов, А. В. Боева ; БелГУ // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2008. - №32.- С. 20-24.

Публикации по теме:

Безопасное поведение детей в транспорте (по мотивам сказки Л. Н. Толстого «Три медведя») Автор воспитатель высшей категории Шаманова В. С. ГБОУ Гимназия № 1519 г Москва Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу представить на ваше.

Фотоотчет «Безопасное поведение на улице»Фотоотчет «Безопасное поведение на улице» Самый лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах - соблюдать правила дорожного движения! Моё приоритетное направление.

Фотоотчет о проведении тематической недели «Безопасное поведение на дорогах»Фотоотчет о проведении тематической недели «Безопасное поведение на дорогах» Одной из актуальных задач работы с детьми дошкольного возраста является формирование основ безопасности на дорогах. К сожалению, несоблюдение.

Конспект занятия по ПДД «Безопасное поведение на дорогах и улицах» Конспект по Правилам дорожного движения «Безопасное поведение на дорогах и улицах» Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков.

Консультация «Безопасное поведение детей в период весеннего паводка»Консультация «Безопасное поведение детей в период весеннего паводка» " Родители и Педагоги! Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения.

Консультация для родителей «Неприличное поведение ребенка» Когда Ваш ребенок грызет ногти, громко и специально чавкает во время приема пищи, перебивает Вас или других во время разговора, можно смело.

Консультация для родителей «Почему у ребёнка плохое поведение»Консультация для родителей «Почему у ребёнка плохое поведение» Бывает, что мы часто наблюдаем в дошкольном учреждении или в общественных местах, когда ребёнок демонстрирует социально неприемлемое.

Библиотека изображений:

Публикация Аутоагрессивное поведение в подростковом возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем А А Кайшенова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Аутоагрессивное поведение в подростковом возрасте
Опубликовано: 19 января 2024 в 06:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД