МААМ-картинки

Артикуляционная и зрительная гимнастика

салима жильгильдина
Артикуляционная и зрительная гимнастика

Одна из важных составляющих успешного развития речи у детей — правильная артикуляция, то есть согласованная работа произносительных органов при образовании звуков речи. Именно проблемы с артикуляцией приводят к тому, что ребенок может неправильно выговаривать или не выговаривать вообще некоторые звуки. Избежать подобных проблем

поможет артикуляционная гимнастика.

Публикация «Артикуляционная и зрительная гимнастика» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, щек, языка, нижней челюсти,необходимых для правильного звукопроизношения.

Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий

б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

в) с родителями дома.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

6. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т. д.

Во время проведения артикуляционной гимнастики учитываем возрастные особенности ребенка, особенности артикуляционной моторики. С младшего возраста, упражнения проводятся в игровой форме. Дети усваивают простейшие навыки, которые в дальнейшем позволят совершенствовать и развивать движения органов артикуляционного аппарата. Чем старше ребенок, тем выше требования к качеству артикуляционной гимнастики. В старшем дошкольном возрасте следим за четкостью выполнения движений, за плавностью и умением четко и быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.

Артикуляционную гимнастику лучше проводить сидя, в таком положении у ребенка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном положении, тело не напряжено.

Проводим гимнастику в игровой форме, эмоционально. Артикуляционное упражнение имеет свой образ и название. Делается это, для легкого запоминания движения. Выбирая упражнение, важно учитывать определенную последовательность, от простых к сложным. Существует множество картинок, с правильным положением губ и языка, что сделает занятие более увлекательным.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к современным здоровьесберегающим технологиям.

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:

— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

— использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

— чередование занятий детей с отдыхом;

— проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

— контроль за правильной позой детей во время занятий;

— организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

— активное гармоничное физическое развитие детей;

— организация рационального питания и витаминизации;

— исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Цель зрительной гимнастики :

-включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;

-формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

-фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

-длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;

-выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Варианты зрительных гимнастик :

-с использованием художественного слова;

-с опорой на схему;

-с сигнальными метками;

-с индивидуальными офтальмотренажерами;

-с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

-электронные зрительные гимнастики.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно

разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые

проводятся без него.

Зрительная гимнастика по словесной инструкции или с использованием художественного слова. Это разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазками: зигзаги, овалы, восьмерки и т. д. Такой вид деятельности снимает напряжение, расслабляет.

Проделайте вместе с ребенком следующие движения глазами (смотрите рисунки) соответственно по часовой и против часовой стрелки.

Все упражнения повторить по 5 раз и после каждого поморгать несколько раз.

Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным тренажером Базарного. Базарный В. Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Тренажер Базарного считается одним из самых эффективных.

Незамысловатые схемы-траектории использую для разминки и укрепления

мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным

линиям. Одновременно дети делают непроизвольные движения головой,

шеей, разминают затёкшие от статического напряжения мышцы.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

Кратность выполнения: 10-12 движений по каждой траектории в

разном темпе. Для профилактики зрения – на расстоянии 5 м.

«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

только глазами при неподвижной голове и туловище;

с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

На тренажёре с помощью специальных стрелок указаны основные

направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения

физкульт-минуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки,

по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой,

красочной и привлекает внимание.

А чтобы малышам было интересно многократно выполнять такие

упражнения, можно использовать разные сказки.

Например: «Жили- были три дружка, три цветных карандаша: Красный, Зеленый и Синий. Вот как-то раз они пошли гулять в лес и заблудились. Остановились они под большим деревом и стали думать, как найти дорогу домой. Синий карандаш сказал: «Я буду бегать вокруг дерева и кричать: «АУ!» (показ движения синего карандаша по синей дорожке по часовой стрелке)

Зеленый карандаш сказал «Я тоже буду бегать вокруг дерева, но в другую

сторону и кричать я буду: «Помогите!» (показ движения зеленого карандаша

по зеленой дорожке против часовой стрелки). А красный карандаш ничего не сказал, он ходил возле дерева то в одну строну, то в другую и думал (показ движения красного карандаша по красной восьмерке). И вдруг он воскликнул: «Придумал!» Нужно залезть на дерево и посмотреть, в какой стороне наш дом. Карандаши посмотрели на верхушку дерева, потом вниз, а потом снова на верхушку. (движение указкой вверхвниз по черным линиям). Увидели, что на дереве есть много веток, с помощью которых можно забраться на него, и справа, и слева. (движение указкой вправо, влево по черным линиям). Залезли карандаши на самую верхушку и увидели: вот он, их родной дом, совсем рядом! Слезли друзья с дерева и побежали домой».

Также вместо цветных карандашей можно использовать кукол пальчикового

театра. Со временем дети научатся следить глазами по линиям без кукол и

без карандаша, а когда подрастут - подсказками будут стрелки и цифры.

Работа по тренажеру должна проводится систематически. Немного

фантазии, творчества и старания, и результаты не заставят себя долго ждать.

Гимнастику для глаз можно использовать на занятиях, в свободной деятельности, дома.

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).

Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые.

«Метка на стекле» по Э. С. Аветисову.

Такая метка позволяет тренировать глазные мышцы, стимулировать сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости.

Крупную цветную метку диаметром 3 - 5 миллиметров прикрепить к оконному стеклу на уровне глаз ребенка. Ребенку предлагается смотреть на метку 1 - 2 секунды, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

На индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки» помещаются предметные картинки по лексическим темам, дети сами держат их на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.

Электронная гимнастика для глаз.

Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки для глаз проста в использовании.

Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Публикации по теме:

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет Зрительная гимнастика для глаз 2 слайд Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Картотека «Зрительная гимнастика для детей 2–3 лет» Сентябрь Комплекс № 1 1. Разминка «Играем с глазками» Исходное положение: сидя на стульчиках. Надо глубоко вздохнуть. (Дети, повторяя за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная и зрительная гимнастика
Опубликовано: 10 января 2024 в 09:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД