Папки-передвижки

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков [р]-[р’]

Ирина Анатольевна Шаронова
Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков [р]-[р’]

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ– это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков Р, РЬ.

Самыми частыми обращениями родителей к учителю - логопеду являются дефекты произношения звуков Р, РЬ. В норме эти звуки появляются к пяти годам, к тому возрасту, когда родители уже задумываются о подготовке ребенка к школе. И беспокойство их обосновано, так как все ошибки в звукопроизношении переносятся на ошибки в чтении и письме.

Публикация «Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков [р]-[р’]» размещена в разделах

Артикуляционный уклад звуков Р, РЬ:

Звук Р : положение губ зависит от последующего гласного (здесь и далее дается описание естественной артикуляции, при постановке звука артикуляция более утрированная);

нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены;

кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от звукосочетания в слове);

язык принимает форму «ложечки» : средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы;

мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук);

голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).

Звук РЬ : артикуляция звука Рь очень схожа с артикуляцией звука Р;

отличается лишь тем, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.

Нарушения произношения звуков Р, РЬ:

Дефекты произношения звуков Р и Рь называются ротацизмом.

Виды ротацизма.

Горловой ротацизм (картавый). Данный вид нарушения встречается довольно часто. Он может быть велярным (вибрирует мягкое нёбо, звук более низкий) и может быть увулярным (вибрирует увуля (маленький язычок, при этом звук выше).

Губно-губной ротацизм (кучерский). При этом виде нарушения вибрирует не язык, а губы. Встречается редко. Может быть без вибрации.

Одноударный ротацизм. В данном случае вибрация языка отсутствует, образуются отдельные удары (одномоментный звук без раската). Встречается достаточно часто. Если произношение приближено к норме, то коррекции не требуется.

Боковой ротацизм (может быть односторонним и двусторонним). При одностороннем – кончик языка отклоняется в сторону. При двустороннем – вибрируют боковые края языка.

Носовой ротацизм. Звук с гнусавым оттенком.

Глухое произношение звука Р (без участия голоса).

Щёчный ротацизм. При щечном ротацизме вибрируют вместо языка щеки. Это происходит от неправильного направления воздушной струи, чаще всего, при дизартрии.

Частыми причинами ротацизма являются нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий, слишком большой, боковой открытый прикус (нет смыкания коренных зубов, нарушения мышечного тонуса при дизартрии.

Часто звуки Р, РЬ заменяются другими звуками и такое нарушение называется параротацизмом. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха, это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звуки Р и РЬ чаще всего заменяются на Л, ЛЬ, Й, Д, Г, К, Т.

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 – 5 лет (до этого возраста нарушения в произношении сонорных Р,РЬ считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо, то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Техника выполнения упражнений:

Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.

Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.

Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Р, Рь правильно.

Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

 Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»

улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;

 (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

Артикуляционное упражнение "Лягушка"

«Змейка»

открыть рот;

узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;

не прикасаться к губам и зубам.

Артикуляционное упражнение "змейка"

«Часики»

улыбнуться, открыть рот;

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;

нижняя челюсть неподвижна.

Артикуляционное упражнение "Часики"

«Чашечка»

открыть рот;

широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;

прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

Артикуляционное упражнение "Чашечка"

«Вкусное варенье»

улыбнуться, рот открыть;

медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;

нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Артикуляционное упражнение "Вкусное варенье"

«Маляр»

приоткрыть рот;

широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.

Артикуляционное упражнение "маляр"

«Индюк»

рот открыть;

широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!

Артикуляционное упражнение "Индюк"

«Лошадка»

присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;

щелкать языком медленно и сильно;

Артикуляционное упражнение "Лошадка"

«Грибок»

улыбнуться;

присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;

Артикуляционное упражнение "Грибок"

«Гармошка»

улыбнуться;

сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);

не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Артикуляционное упражнение "Гармошка"

«Дятел»

улыбнуться;

открыть рот;

кончик языка за верхни­ ми зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».

Артикуляционное упражнение "Дятел"

Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения сонорных звуков.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Материалы для автоматизации сонорных звуков. Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р]» Конспект занятия по звукопроизношению Тема: “Автоматизация звука [Р]” Цели: Коррекционно-образовательные: - Дать детям понятие о механизме.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:

Публикация Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков [р]-[р’] (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Анатольевна Шаронова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков [р]-[р’]
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 10:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД